Разведка индейцев. Племена Юго-запада Ч. III

Одной из самых популярных форм ведения агентурной разведки  практикуемой у племен Юго-запада считалось наблюдение или визуальная разведка. В литературе описано несколько эпизодов, когда функции разведчиков-наблюдателей, помимо мужчин выполняли индейские женщины.
Так, например, когда группа апачи-чихине под руководством вождя Викторио в 1877 году покинула резервацию Сан-Карлос, то отступление соплеменников из-за нехватки боеспособных мужчин, вынуждены были прикрывать женщины, которые выполняли обязанности разведчиков. Джеймс Кавайкла (внук вождя Наны), рассказывал, что наблюдение по ходу продвижение индейцев в горах, как в авангарде, так и в арьергарде вели женщины, в частности, бабушка Кавайклы. «Она отслеживала возможное появление американских солдат, – рассказывал Кавайкла историку Ив Болл, – Так как разведчики рассредоточивались по разным направлениям, то бабушка вела наблюдение с краю, немного в стороне от воинов Наны». Другие женщины также вели наблюдение за противником, они держали лошадей наготове, и готовы были при виде опасности подавать сигналы остальным.
Стоит отметить, что многие женщины народа апачи заслуженно заработали себе репутацию разведчиц. Лозен, Гоайен, Иштон, Та-дис-ти имена этих женщин воинов вошли в историю, благодаря их храбрости, решительности, находчивости, хладнокровию и гибкости мышления.
 Джон Кремони – офицер американской армии в 50-60-е годы ХIХ века проходивший службу на Юго-западе в своей книги «Моя  жизнь  среди  апачи», отмечал: «Жены  апачи  являлись весьма ценными кадрами для ведения разведки, участия в охоте, рейдах и военных походах». 
Одной из апачских женщин, проявившей себя на поприще разведки была Та-дис-ти – жена воина по имени Анандио. Она воевала в отряде Джеронимо и выполняла функции не только разведчика-наблюдателя, но и связника, а также неоднократно выступала под «дипломатическим прикрытием» в роли переговорщика. Известно, что она и легендарная сестра Викторио Лозен составляли агентурную пару, то есть действовали вместе в качестве разведчиков.
Когда в 1886 году 38 повстанцев Джеронимо преследовал пятитысячный американский контингент, в который входил лейтенант Чарльз Гейтвуд, выполнявший миссию по склонению Джеронимо и его воинов к добровольной сдаче властям, то на переговоры с Гейтвудом для выяснения условий сдачи первоначально Джеронимо направил Лозен и Та-дис-ти. До этого  Та-дис-ти имела опыт ведения разведбеседы с противником в лице лейтенанта Бриттона Дэвиса, капитана Эммета Кроуфорда, а также генерала Джорджа Крука.
В ходе встречи с Гейтвудом, Та-дис-ти и Лозен выяснили у последнего цель его намерений, а также намерений американских военных в отношении повстанцев. Женщины поставили условия Гейтвуду, чтобы он пришел на встречу с Джеронимо без отряда солдат, в противном случае Джеронимо не явиться для переговоров. Убедить американского офицера в этом было нелегко, ибо он имел совершенно иной приказ командования. Однако женщинам это удалось и переговоры с Джеронимо прошли в том ключе, в каком определи апачи, а не генерал Майлз.
Огромное значение для апачи имели те разведчики, которые обладали  «сверхъестественной силой» или выражаясь современным языком экстрасенсорными способностями. Одним из таких была Лозен, которая благодаря своему дару могла определять местонахождение противника на расстоянии. Разведчики, обладавшие уникальным даром предвидения, весьма почитались в обществе апачи. Индейцы считали, что благодаря способностям такого разведчика, воины могли получать упреждающую информацию о противнике, что позволяло вовремя внести коррективы в способы его обезвреживания. Вожди апачи, при которых состояли разведчики экстрасенсы, принимали решение на основе исключительно их рекомендаций.
 Сила (потусторонний дух) с которым общался разведчик, был неотъемлемой его частью и воспользоваться услугами духа самочинно кому-либо другому, помимо того, кому он принадлежал, считалось верхом безрассудства и смертельной опасности. Кавайкла, будучи в то время еще подростком, вспоминал позднее: «Все думали, что Лозен погибла, и я предложил, чтобы бабушка воспользовалась ее силой для обнаружения врага. Бабушка отказалась, объяснив, что эта способность была дана духом-покровителем лично Лозен, и никто другой не  может завладеть этим».
Антрополог Моррис Оплер в одной из своих работа описывал магический ритуал, посредством которого некоторые разведчики апачи взывали к духам, чтобы те помогли выявить местонахождение врага. Этот ритуал назывался «двигает  руками  вокруг». Кавайкла несколько раз был свидетелем исполнения этого ритуала, когда именно Лозен искала врагов, встав с распростертыми руками и подняв лицо к небу: «Затем она начинала петь Усену (верховное божество апачи – И.К.): «На этой земле, у Усена есть сила, которую он дает мне, чтобы находить врага. Я ищу этого врага, которого только Великий Усен может мне показать». Лозен пела, медленно поворачиваясь вокруг своей оси до тех пор, пока не чувствовала пощипывания в ладонях, что указывало на направление диспозиции врага. При этом по словам Кавайклы, ладони Лозен приобретали фиолетовый оттенок.
 Апачи в экстремальных ситуациях полностью полагались на дар Лозен, поэтому, когда Викторио с группой соплеменников был зажат в тиски в горах Трес-Кастильос и впоследствии уничтожен мексиканскими войсками, апачи говорили, мол, будь тогда с ними Лозен, этого не случилось бы.
Подобные ритуалы мы можем также наблюдать и в разведывательной практике иных племен Юго-запада.
Разведчики племени опата определяли приближение своих врагов апачи по силе ветра. Если дуновение было сильным, то стоило насторожиться, ибо через некоторое время можно было столкнуться с коварными воинами апачи.
Антропологи отмечали также, чтобы определить местонахождение врага, разведчики опата проводили ритуал называемый «молебен к облакам». Хотя, как известно, это ритуал у опата был больше направлен на борьбу с засухой.
Но более всего в полевых условиях разведчики опата в целях обнаружения позиций противника применяли ритуал с использованием насекомого, которого они называли хаписуи  (Hupithui, семейство саранчовых – И.К.). Удерживая головку насекомого, вопрошающий говорил: «Откуда появятся апачи»? Ответом было движение правой или левой лапкой насекомого. Моррис Оплер утверждал, что этот способ также состоял на вооружении и у разведчиков апачи.
Неподражаемы в плане поиска противника, вхождения в доверия к нему и введения его в заблуждение были разведчики племени марикопа. Вождь марикопа Хуан Чиавриа  (1860-е годы) вошел в историю не только как блестящий организатор племенного шпионажа, но также как блистательный разведчик, которого за всю его карьеру никто из врагов ни разу не выявил, и тем более, не поймал.
 Чиавриа, как и Лозен обладал экстрасенсорными способностями.
Он  рассказывал, что эти способности приобрел, как величайший дар духа, который пришел к нему однажды ночью, когда он постился несколько месяцев  в одиночестве. Дух сказал Чиавриа, что подарит ему великую силу быть невидимым для врагов, но при условии, если Чиавриа принесет в дар духу жизни двадцати воинов апачи.   «Когда я удовлетворил потребность духа общавшегося со мной в крови апачи, – рассказывал Чиавриа одному из пионеров Аризоны Кингу Вулси, – то вскоре стал читать мысли моих врагов на расстоянии и рассказывать об этом нашим старейшинам и вождям. После я в одиночку ходил в разведку. Чтобы стать невидимым для врагов, дух облекал меня туманом, и я, таким образом, беспрепятственно мог войти в любое селение врагов, сидеть с ними возле костров, слышать все, о чем они говорили. Я мог подобраться к любой жертве и поразить ее, но дух запрещал мне в невидимом состоянии убивать врага. По следам крови на листве или траве, я мог определить эта кровь мужчины или женщины, ребенка или старика. Когда я получал видение, то оно всегда сбывалось. Я мог предрекать победу или поражение…».
Немало важная роль в разведывательных практиках племен Юго-запада отводилась так называемым «бегунам» выполнявшим функции связников или посредников в передаче информации от ее источника к потребителю, точнее от агента-осведомителя к вождю и наоборот.
Индейские бегуны весьма интересная категория разведчиков. Как правило, это были молодые воины или подростки, по своим физическим данным способные перемещаться быстро на значительные расстояния. Помимо физических данных, бегун должен был обладать знаниями необходимыми для выживания  в дикой среде, будь то лесная, горная или пустынная местность. Также бегун должен был хорошо знать территорию, по которой ему приходилось перемещаться. Но самое главное качество, которым должен был обладать бегун это, конечно же, выносливость.
Индейцы Юго-запада готовили бегуна по общей программе подготовки воина. Например, наиболее подготовленных юношей, апачи экзаменовали, предоставляя им право быть бегунами. Прежде чем поручить юному бегуну серьезное задание, сначала, кто-либо из взрослых наставников, будь то отец мальчика, дядя или старший брат, уводил парня в пустыню или горы как можно дальше от ранчерии, примерно на 30-40 километров,  при этом юноше разрешалось брать с собой только нож. В пустынной местности юноша должен был находиться в совершенном одиночестве около недели и за это время добывать себе пищу и воду, так как его учили старшие. Юноше во время  экзамена запрещалось вступать с кем-либо в контакт, независимо от того, встречал ли он на пути соплеменников, или врагов. В его задачу входило не дать себя обнаружить. В ходе такого экзамена кандидаты в бегуны приобретали навыки самостоятельной охоты, изготовления орудий для охоты (силки, ловушки, капканы), учились добывать себе воду в абсолютно безводной местности, ориентироваться на местности по солнцу, звездам. Если в установленный срок юноша не возвращался в лагерь, то родственники начинали его искать, и порой находили истощенным, но живыми.
Особенно, считалось почетным для экзаменуемого, если он приходил в лагерь с лошадью, которую увел у врагов. Если юноша при опросе его наставником доказывал, что во время кражи лошади его никто не обнаружил, то удосуживался похвалы, если же нет, то получал нарекание.
Непревзойденными в плане выносливости на Юго-западе считались бегуны племени тараумара или рарамури (rar;muri «бегущие подошвы» или «те, кто с легкими ногами» – И.К.). Традиция преодолевать марафонские дистанции в горной местности у тараумара сложилась по причине того, что их поселения находились на большом расстоянии друг от друга. Более того, забеги на длинные дистанции с годами привили у тараумара навык загонять таких животных как олени. Исследователь Карл Лумхольтц писал: «Нет никакого сомнения в том, что тараумара лучшие бегуны в мире, но не на скорость, а на выносливость, так как индеец может пробежать не останавливаясь 170 миль. Известен случай, когда один индеец проделал бегом путь туда и обратно из Гуасапарес в Чиуауа, покрыв за пять дней расстояние около 600 миль. Причем все это время он питался, как это привыкли делать тараумара, только пиноле и водой».
Традиционно в разведке бегуны тараумара, как прочие племена данного ареала обитания, прибегали к помощи потусторонних сил. Прежде чем оправиться бегом по горам, разведчик тараумара, по свидетельству того же Лумхольтца, проходил сложный обряд инициации – танцы, тесгуинады и приношения, в которых неизменно присутствует распитие традиционного напитка тесгуино. Танец имел молитвенное значение. В процессе танца бегун призывал на помощь духов гор, которые бы сделали его путь легким,  и защитили бы от врагов, диких зверей, и в большей степени от того «кто живет внизу» или Рере Бетеаме  (Rer; bet;ame), то есть дьявола. Если случалось так, что по каким-то причинам бегун не успевал пройти инициацию прежде отправления в путь, то его часто постигала беда. Для того чтобы избежать неприятностей, бегуны на ходу молились дьяволу, ибо по поверьям тараумара бог и дьявол весьма часто «сотрудничают» вместе. Чтобы ублажить дьявола, бегун не прошедший инициацию перед дорогой, должен был в пути принести дьяволу жертву, в виде какого-нибудь животного или пресмыкающегося.
Разведчики тараумара в точности бегуны этого племени использовались мексиканской армией в период проведения кампании «Викторио», то есть тогда, когда уходя от преследования американской армии, мятежный вождь апачи Викторио со своими повстанцами отсиживался в Мексике в лагере Коррал ди Пьедрос.
 Мексиканцы понимали, что пришло время преступить к ликвидации Викторио. Власти Чиуауа подняли цену за его голову с 2000 до 3000 американских долларов. На поимку Викторио был направлен тысячный отряд из Чиуауа под предводительством генерала Хоакина Террасаса, в составе которого находились разведчики тараумара. Именно благодаря разведчикам тараумара и прекрасно выстроенной ими системе оповещения из числа бегунов, мексиканцам удалось выйти на хорошо закамуфлированный в горах Трес-Кастильос лагерь Викторио. Обнаружив апачей, разведчики тараумара сразу же поставили их в безвыходное положение, дав понять Викторио, что он обложен ими со всех сторон.
К полковнику Терасасу немедленно отправились бегуны, с сообщением о месте нахождения повстанцев. Пока мексиканские войска продвигались к Трес-Кастильос, тараумара невидимо сдерживали апачей. По одной из версий разведчик тараумара по имени Маурисо добил раненого Викторио.
Но и апачи, как говориться, были «не лыком шиты». Чего стоила американской армии, боровшейся с апачи убедиться в эффективности их системы передачи информации на дальние расстояния, получившей название «телеграф апачи».
Эта система представляла, говоря современным языком разведки форму безличной связи – связь с помощью сигналов на местности. Бегуны апачи в ходе практической деятельности сформировали ряд требований к  изобретенным ими сигналам на местности.
Прежде всего, действия бегуна апачи в период выполнения им задания – это определенный стиль поведения. Действия  бегуна не в коем разе  не должны привлекать внимания посторонних лиц, то есть  его поведения должно быть естественным, соответствовать времени, месту и той обстановке в которой он находиться  для того, чтобы благополучно передать посредством сигнала  необходимую информацию.
Сигнал опасности в системе «телеграфа апачи» – это обусловленный знак, который оставлял бегун для другого такого же связника на местности, указывавший на возникшую опасность и невозможность, например, личной встречи, скажем вождя с другим вождем. Как правило, бегуны апачи подавали этот сигнал на определенном отрезке маршрута, оставляя на местности закладку в тайнике в виде какого-либо предмета. Другой же бегун, зная места тайников, приходил к этому месту и изымал закладку, доставляя ее по назначению.
 Тайником принято называть обусловленное, а при необходимости, заранее оборудованное место или предмет, предназначенный для передачи, скрытного хранения или транспортировки материала.
Сигналы бегунов должны быть естественными, известными только той группе апачи, которая поддерживала связь между собой. Кроме этого, эти сигналы должны подаваться бегунами таким образом, чтобы  сторона противника при обнаружении сигнала не проявила к нему интерес или чтобы сигнал не вызвал подозрение у врага.
Сигналы должны быть видны с определенного расстояния и действовать на период всего того времени пока разведчик находился на безличной связи с бегуном.
Одной из основных задач бегунов  в системе «телеграфа апачей» считались действия, производимые по недопущению уничтожения опознавательных признаков того или иного сигнала.
Также одной из задач бегуна в системе «телеграфа» являлась подготовка встречи вождя в целях стратегической необходимости. Встреча могла быть основной или запасной. Если по каким-то причинам запланированную встречу вождя в заранее обусловленном месте проводить считалось не целесообразным, то бегун, установив причины, по которым вождю в том месте появляться было нельзя, сообщал об этом посредством  того или иного сигнала, и подбирал соответственно новое место, о чем таким же образом сообщал вождю. Традиционно разведчики апачи всегда меняли место, одновременно изменяя и время встречи. Разрыв во времени между основной и запасной встречами мог быть от нескольких часов до нескольких суток, о чем наглядно свидетельствует пример исторической встречи вождя Кочиза с генералом Ховардом.
Уставший от войны с американцами Кочиз в 1871 году стал вынашивать намерения заключения с ними мира. Однако встречаться и разговаривать о мире на условиях американцев  вождь чирикауа не желал. Американцы также были заинтересованы заключить мир с самым на то время воинственным и авторитетным вождем апачи, в связи, с чем использовали институт разведки. С помощью соглядатаев в стане противника почву прощупывал и Кочиз. Когда обе стороны получили достаточно разведданных о намерениях другу друга, то обоюдно стали готовиться к встрече.
Для переговоров с Кочизом командование отправило генерала Оливера Ховарда, который для этой цели подобрал и установил сотрудничество  с рядом людей, пользовавшихся доверием вождя чирикауа, а также знавших место его дислокации.
 Проводники Ховарда апачи-чирикауа по имени Чие и Понсе были родственниками Кочиза и одновременно агентами вождя. Их задачей от американцев было довести переговорщиков до Кочиза, а задачей от последнего, наблюдать за американцами, и в случае установления в их действиях какого-либо обмана, сообщить об этом Кочизу посредством сигналов  «телеграфа», после чего бросить миссию и незаметно исчезнуть так, как это умели делать разведчики апачи.
 Ховард и сопровождавший его адъютант лейтенант Слайден были поражены следопытской проницательностью Понсе и Чие, которые по следам определили «численность индейцев их племенную принадлежность и время, прошедшее с тех пор как они здесь появлялись».
27 сентября в нескольких милях севернее Пика Стэйн в местечке Перасино Спрингс группа Ховарда повстречала одного из лидеров большесемейной общины чирикауа по имени Нази, который привел путников в свой лагерь. Пока Ховард и его группа находились в лагере Нази, бегуны из  его общины оповестили Кочиза, о численности переговорщиков и их поведении. Вскоре Нази получил от бегунов информацию от Кочиза, с разрешением вождя чирикауа довести до американцев, что он (Кочиз) находиться в горах драгун, и  если большой капитан (генерал Ховард) желает с ним встречи, то первое, что должен сделать, так это сократить численность своей группы.
Уверенный в себе генерал, не задумываясь, отослал своих помощников, разведчиков Стритера, Мэя и Стоуна в форт Боуи с приказом к начальнику гарнизона «прекратить разведывательные рейды в любом направлении гор Драгун во избежание срыва работы миссии мира». Остальные же продолжили путь и вступили в долину Салфур Спрингс.
Ночь группа провела на станции Салфур Спрингс, под утро, покинув ее, добралась до предгорий Драгун. Передохнув несколько часов, путники двинулись в горы.
Понсе и Чие посылали дымовые сигналы, указывающие на то, что группа идет с миром. После того, как Чие и Понсе получили ответный сигнал от бегунов Кочиза, Чие покинул группу Ховарда и отправился на встречу с разведчиками Кочиза.
 «Понсе объяснил, нам,  – вспоминал Сладйен, – что они получили сигнал, поэтому Чие должен уйти в горы, чтобы узнать, что делать дальше. На мой вопрос, что это был за сигнал, и почему  мы с генералом ничего не заметили, Понсе только слегка улыбнулся».
Спустя некоторое время перед Ховардом возникли двое индейских бегунов – юноши, которые должны были сопроводить генерала к другому лагерю апачи, принадлежавшему общине вождя Таги. В лагере Таги сообщил Ховарду, что ранчерия Кочиза находиться неподалеку, и что вождь чирикауа воздержится от встречи с генералом, по крайней мере, до завтрашнего утра.
С наступлением следующего дня тревога Ховарда усилилась, так как от Кочиза не было известий. Его помощник Слайден вообще засомневался в  перспективах встречи с Кочизом. «Мы не имели вообще понятия, как отреагирует Кочиз на наше появление», – вспоминал Слайден.  А Кочиз тем временем в течение нескольких дней наблюдал за поведением белых. Его разведчики  с вершин гор выискивали признаки появления солдат в этих местах, поэтому вождь и медлил со встречей.
1 октября в лагерь Таги прибыл бегун от Кочиза с сообщением, что вождь «уже в пути». Апачи засуетились и начали готовиться к встрече своего предводителя. «Они разложили одеяла. Хуан – брат Кочиза, коренастый, низкорослый индеец прибыл первым…. Вскоре появился Кочиз вместе со своей сестрой, женой, а также младшим сыном Найче», – вспоминал Слайден.
На этом примере отчетливо видно как разведка апачи готовила встречу своего лидера с противником. Характерна поэтапность в действиях индейцев, ни одно решение вождей не принималась без осмысления соответствующей разведывательной информации. Кочиз вел агентурное сопровождение группы генерала Ховарда от самого места ее выступления, вплоть до самой встречи, которая состоялась вне стана вождя. За Ховардом были закреплены разведчики Понсе и Чие, потом наблюдение за генералом было передано разведчикам вождя Нази, после бегунам из общины Таги, а потом американцев вели уже непосредственно разведчики Кочиза. И лишь  удостоверившись, что опасности переговорщики не представляют, Кочиз принял решение выйти с Ховардом на личную встречу.
На протяжении всего маршрута группы Ховарда, бегуны апачи посредством апробированной системы оповещения дополнительно вводили сигналы вызова своего вождя на экстренную встречу. Апачи применяли не только дымовые сигналы, которые замечали Ховард и Слайден, но и сигналы, которых они вообще не замечали – графические изображения, или предметы местности, поставленные в обусловленном месте.
Телеграфом апачи восхищались практически все офицеры американской армии, кому по долгу службы приходилось гоняться за этими индейцами  по горам.
Примечателен пример воинов апачи-койотеро, которые в 1882 году под предводительством вождя Нантиотиша, долгое время уходили из-под носа американской кавалерии, сопровождаемой скаутами тонто-апачи, состоявшими на службе 3-го кавалерийского полка.
С целью пресечения кровавой деятельности апачских ренегатов под предводительством Нантиотиша американцы организовали военную кампанию. Отряд скаутов тонто под  командованием лейтенанта Круза, обнаружил следы ренегатов в устье реки Тонто. Другой отряд под командованием капитана Чаффи напал на след Нантиотиша в каньоне Дьявола.
 Посредством своей специфической организации системы оповещения на протяжении всего пути ухода от преследования, разведчикам койотеро удавалось обыгрывать неприятеля. Ренегаты посредством фиктивных сигналов направляли скаутов тонто по ложному следу. Те определенное время даже не подозревали, что все их маневры контролируются бегунами койотеро, благодаря деятельности которых Нантиотишу, оказавшемуся зажатым со всех сторон неприятелем, удалось выбрать удобную оборонительную позицию. Каждый метр тропы, ведущей в каньон, хорошо просматривался разведчиками койотеро.
Однако в этом следопытском поединке, скауты тонто, переиграли разведчиков койотеро. Тонто ввели их в заблуждение, подставив под наблюдение силы отряда кавалеристов, которого Нантиотиш и его люди никак не ожидали встретить при входе в каньон.
Еще вчера Нантиотиш обратил внимание, что отряд Чаффи ехал на белых лошадях и посчитал, что быстро расправится с ним. Но те, кого видели ренегаты сегодня входящими в каньон, были не кавалеристы Чаффи, а отряд капитана Конверсеса из колонны полковника Эванса. Солдаты этого отряда, как и солдаты Чаффи, также ехали на белых лошадях. Когда Нантиотиш понял, что это не те солдаты, которых он выследил вчера, было уже поздно. Чаффи и Конверсес заблокировали группу Нантиотиша в этом каньоне с двух сторон. Когда койотеро попытались отступить к своим лошадям, то увидели, что лошади их исчезли. Скауты тонто угнали лошадей койотеро и тем самым обрекли их на уничтожение.
 Завязался бой, вошедший в историю под названием сражение в «Чевелон Форк», в результате которого была уничтожена группа враждебных койотеро под предводительством Нантиотиша.
Вести о бое в каньоне Дьявола и ликвидации группировки Нантиотиша донеслись до общественности быстрее телеграфа. «Телеграф  апачей» работал гораздо эффективнее любого телеграфа и курьерской почты. «Когда мы достигли скудных земель ранчо Кули, – вспоминал лейтенант Круз, — возвращаясь обратно в форт, после сражения с Нантиотишем, то были весьма удивлены, что в Кули уже знают обо всех обстоятельствах этого сражения и его результатах. До сих пор  не  перестаю  удивляться  этому  таинственному  «телеграфу апачей».


Рецензии