Есть четыре места, Ананда

Есть четыре места, Ананда, кои должно посетить и увидеть человеку, обладающему приверженностью к вере. Сии места откроют ему глаза на суть происходящего и мимолётность бытия. Место, где скажет верующий "Здесь родился Будда", должно посещать с чувством почитания и благоговения. Тот, кто совершит паломничество к тем местам, после смерти и разрушения тела его, переродится в небесном божественном мире.

Четыре места почитания и благоговения,
Дигха Никая, часть 16 (Махапариниббана Сутта)


Чуть больше двенадцати часов в ночном автобусе от Катманду почти до самой индийской границы. И вот, после 280 километров пыльных разбитых дорог, подъемов и спусков, ранним утром, едва успело встать Солнце, пробивающееся через утренний туман, я входил через восточные ворота, вместе с десятком других посетителей, на территорию парка Лумбини, одного из тех самых четырех мест, о которых, согласно Палийскому канону, Будда говорил своему духовному брату и наследнику - Ананде.

* * *

Именно в Лумбини (местные произносят это название мягче – Люмбини, с ударением на второй слог), на юге Непала, неподалеку от городка Бхайрава, согласно наиболее общепризнанной версии, появился на свет основатель одной из главных мировых религий – принц Сиддхартха Гаутама, будущий Будда Шакьямуни. Данная версия очень долго оспаривалась индийскими учеными, считавшими, что их родина должна претендовать на роль места рождения Будды, однако, результаты многолетних археологических исследований смогли показать и доказать, что правда все-таки на стороне непальцев. И именно им предстоит отныне пожинать все материальные и нематериальные плоды сего исторического факта.

Кстати, непальцы сами были косвенно виноваты в том, что на протяжении лет данный факт являлся предметом споров, ведь по причине добровольной закрытости и самоизоляции страны, сюда долгое время не могли попасть иностранные археологические экспедиции, еще с середины XIX века проявлявшие большой интерес к поискам места рождения Будды и желавшие подтвердить сей легендарный факт научными доказательствами. Заслуга открытия Лумбини, как места рождения Будды, принадлежит двум людям – генералу Хадга Шамшеру Рана, губернатору Палпы, и археологу Алоизу Антону Фюреру, которые в декабре 1896 года все-таки осмелились приняться за обследование территории (в первую очередь, ее очистку от зарослей) и обнаружили здесь колонну императора Ашоки со знаменитой надписью, которая и стала самым главным доказательством того факта, что легенды зачастую основываются на вполне исторических данных. Этот момент и принято считать временем открытия Лумбини.

Оба его первооткрывателя слишком примечательны, чтобы не уделить им хоть чуточку внимания. Хадга Шамшер Рана – аристократ голубых кровей, участник и главный организатор переворота 1885 года, благодаря которому всю полноту власти в стране получил его старший брат - Бир Шамшер Рана, позднее, благодаря своему же неблагодарному брату, лишенный титулов по сфабрикованному обвинению и сосланный из долины Катманду, чтобы руководить провинцией Палпа. Человек, построивший в честь своей умершей жены дворец, который некоторые называют "непальским Тадж-Махалом", человек, которому через пять лет после обнаружения колонны Ашоки пришлось бежать вместе со всей семьей из Непала в Индию, опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких в преддверии очередного витка борьбы за власть. Алоиз Антон Фюрер – немецкий археолог-любитель (а в те времена других и не было, потому археология и была полна духа авантюризма в самом хорошем смысле этого слова), бывший католический священник, вначале сменивший веру на англиканство, а затем и вовсе решивший, что его путь – это путь буддийского монаха, впрочем, таковым так и не ставший, но вернувшийся чуть позднее обратно в лоно католицизма. Фюрер был сотрудником знаменитого Археологического управления Индии и смог внести (еще до открытия Лумбини) большой вклад в исследование истории джайнизма, но в конце жизни лишился практически всех своих заслуг и титулов. Таковы в двух словах судьбы людей, открывших всему миру место рождения Будды.

Согласно легендам, в роще Лумбини в 623 (по другой версии – 563) году до нашей эры мать будущего Будды, царица Майядеви, остановилась на полпути от Капилавасту до Девадаха, столицы королевства Колья, откуда она была родом (в традициях того времени считалось за правило перед родами отправляться в отчий дом, дабы первенец рождался там). И именно здесь, на территории, называемой в наши дни "Священным садом", имели место очевидно преждевременные роды, которые, конечно же, происходили не совсем обычным, а вполне волшебным образом, ибо рождался не кто иной, как принц Сиддхартха. Если верить каноническим буддийским преданиям, Будда вышел из правого бока матери и сразу после этого сделал семь шагов на восток, начав свой путь к просветлению. В наши дни на этом самом месте возвышается храм Майядеви.

Как уже было сказано, самым главным материальным доказательством факта рождения Будды именно в Лумбини является та самая колонна Ашоки, о существовании которой, в привязке к месту рождения, было известно еще с незапамятных времен, со слов китайских путешественников IV-VII веков, среди которых наиболее известны Фасянь и Сюаньцзан, а также пары-тройки других знаменитых странников седой древности.

Ашока Великий, к слову, был весьма примечательным персонажем. Индийский император-завоеватель, правитель государства Маурьев, большую часть своей жизни посвятивший покорению "огнём и мечом" огромных территорий, а затем принявший буддизм и политику ненасилия, став тем самым, одним из самых главных распространителей буддизма в истории человечества. Считается, что Ашока посетил Лумбини примерно в 249-250 годах до нашей эры (то есть, как минимум, через три с лишним столетия после рождения Будды) и установил рядом с этим святым местом одну из своих знаменитых колонн. Колонны были для Ашоки чем-то вроде визитных карточек, которыми он еще и весьма своеобразно "метил" территорию, а также распространял собственные указы. Надпись на языке пали, которая была выбита по его приказу, гласит "Король Ашока, любимец богов, на двадцатый год своего правления, почтил сие место королевским визитом. Шакьямуни Будда был рожден здесь, поэтому камень, указующий на место рождения, был установлен, и каменная колонна возведена. В честь рождения здесь бога, налог на жителей деревни Лумбини уменьшается до одной-восьмой части." Кстати, если взглянуть на верхнюю часть колонны, то можно обнаружить и другую, более размашистую надпись, сделанную по приказу непальского принца Рипу Малла в начале XIV века.

Интересно, что колонну Ашоки нельзя назвать чем-то исполинским, ведь ее высота составляет всего лишь неполные десять метров (правда, некогда давным-давно, по утверждению Сюаньцзана, колонна была чуть выше, будучи увенчанной ныне утерянной скульптурой лошади). Поначалу это несколько разочаровывает, однако, потом понимаешь, что в данной ситуации, размер – это отнюдь не главное.

Как уже говорилось, Ашока оставил в Лумбини не только колонну, но и так называемый "камень-указатель", который был обнаружен в ходе археологических работ 1992-1996 годов, и, как считается, совершенно однозначно указывает на то самое место, где Будда вышел из чрева своей матери. В наши дни этот камень покоится под сводами храма Майядеви, и является, наряду со знаменитой скульптурой, в которой запечатлен сам момент рождения Будды, одной из главных святынь храма. Роды, как считается в традиции, имели место под деревом (именно такая картина изображена в скульптуре), которое, к сожалению, не пережило реставрацию. К слову, сам храм, довольно скромный по своим размерам и убранству, был возведен уже в наши дни (современная постройка относится к 2002 году) на месте древнего храма, самые ранние конструкции которого относятся к VI веку до нашей эры. К сожалению, фотографировать внутри храма Майядеви запрещено: очевидно, дабы не мешать отправлению религиозных обрядов и не отвлекать молящихся от их важных дел вспышками камер. Сей факт, естественно, расстраивает, ибо не только ради впечатлений направляются сюда люди, но и с целью запечатления оных.

В десяти метрах от храма располагается Священный пруд (Пушкарини), где, согласно легендам, Майядеви купалась перед родами, а затем там же был омыт и новорожденный Будда. Считается, что изначально пруд был овальной формы, а свой сегодняшний прямоугольный вид с кирпичной окантовкой он обрел лишь в 1993 году.  На берегу пруда возвышается дерево Бодхи, в тени которого паломники занимаются своими повседневными делами, то есть, ничем. И лишь несколько бурундучков, поселившихся в алтаре, размещенном прямо в дереве, проявляют какую-то, пусть и небольшую, но всё же активность. По факту, территория вокруг храма Майядеви – это единственное благоустроенное место во всем парке. Только там косится трава, соответственно, есть газоны, на которых можно приятно валяться и устроить небольшой пикничок, чем многие и пользуются. Такая вот территория полного релакса и блаженного ничегонеделания. Правда, тех, кто интересуется историей и археологией, тоже немало, ведь территория вокруг храма изобилует руинами буддийских монастырей и ступ, кои возводились здесь на протяжении полутора тысяч лет, с VI века до нашей эры по IX век нашей эры.

В 1985 году, непальское правительство, уже имея на руках разработанный чуть ранее мастер-план и учитывая священность места (а также возможный профит от данной священности), решается на учреждение Фонда развития Лумбини (Lumbini Development Trust). Реализация данной идеи продолжается по сей день.

По замыслу создателей этого "Будда-парка" Священный сад должен был стать своеобразным смысловым центром всего комплекса, тогда как его логическим продолжением должны были стать (и уже стали) храмы и монастыри всех существующих направлений буддизма, представленных в различных странах. "Монастырская зона" парка делится на две части – западную и восточную, соответствуя, тем самым, двум главным течениям буддизма – Махаяне (вместе с Ваджраяной) и Хинаяне. Свои монастыри здесь уже успели возвести как традиционно буддийские страны, так и те из мировых держав, интерес к буддизму в которых появился сравнительно недавно. К настоящему времени здесь возвышаются монастыри и храмы, представляющие Сингапур, Францию, Германию, Индию, Австрию, Японию, Китай, Камбоджу, Вьетнам, Южную Корею, Канаду, Бирму, Таиланд, Шри-Ланку и, собственно говоря, сам Непал. Некоторые из стран, соответственно наличию различных сект и направлений, успели возвести даже по нескольку монастырей.

В противоположном от храма Майядеви северном краю комплекса возведена одна из Ступ Мира (их также иногда называют "Шанти-ступы"). Ступы мира, пусть и являясь буддийскими культовыми сооружениями, по сути не имеют какой-либо четкой конфессиональной направленности и олицетворяют в современности некий усредненный вариант буддизма "для людей всех верований и национальностей", транслируя абстрактный призыв к миру во всем мире. Установка подобных ступ по всему земному шару была начата после Второй Мировой войны по инициативе монаха из Японии - Нитидацу Фудзи, основателя ордена "Ниппондзан Мёходзи". Ступа в Лумбини является одной из более восьми десятков подобных сооружений по всему свету. 

Не в пример храму Майядеви и имевшимся по соседству с ним постройкам, современные храмы и монастыри выглядят менее скромно, ведь различные страны и школы буддизма буквально соревнуются друг с другом, словно пытаясь показать и доказать, чей буддизм правильнее и успешнее. Кто-то, думается, может увидеть в этом некое отступление от пути Будды, ибо путь его не был дорогой роскоши, утопающей в золоте, а был путем отречения от мирских благ. И, наверное, будет прав.

Разумеется, что помимо культовых сооружений на территории комплекса возводятся и прочие объекты инфраструктуры: гостиницы, рестораны, музеи, культурные центры и университеты. Всё это пёстрое изобилие и позволило некогда, кому-то весьма талантливому на меткие прозвища, наречь Лумбини "буддийским Диснейлендом". И сейчас, видя некоторые поистине футуристические сооружения (к примеру, музей с его круглыми ячейками-комнатами), строительство многих из которых всё еще продолжается, понимаешь, что название это весьма меткое. Хотя, в голову, невольно приходят и другие варианты, в особенности, если учитывать тот факт, что каждый из монастырей строился какой-либо страной на свои собственные средства и является, в некотором роде, ее духовным представительством. Так, к примеру, мне хочется назвать Лумбини "выставкой достижений буддийского хозяйства" или "Буддийским Экспо".

У парка Лумбини довольно солидная территория – это прямоугольник 1,6 км на 4,8 км, в пределах которого практически полностью запрещено движение автомобильного транспорта. Так что, для того, чтобы добраться пешком от храма Майядеви до музея, по соседству с которым располагается один из автобусных парков, придется потратить никак не меньше 40 минут. И здесь, на помощь расслабленным туристам и паломникам приходят велорикши, предлагающие свои услуги по перемещению бренных тел. Есть и возможности по доставке пассажиров "водным путём", то есть, по каналу, протянувшемуся с юга на север. Непонятно, правда, кому в голову могла прийти идея с моторными лодками для такого умиротворяющего места. Несравненно приятнее были бы лодки на веслах, не создающие, в отличие от моторных, треска и гула, схожих с работой нескольких перфораторов. Но почему-то никому это в голову не приходит. Может быть, потому, что не очень ценится в буддизме физический труд, отвлекающий от сосредоточенности на самосовершенствовании. 

На территории парка запрещены охота и выпас скота, но местные жители сей запрет естественно нарушают, причем, с завидным постоянством. С ружьем здесь, конечно, никого не увидишь (в Непале охота - это вообще нечто из ряда вон выходящее и строго географически локализованное и регламентированное), но скот здесь пасется практически повсеместно. Равно как нарушается и масса прочих предписаний, в частности, про то, что в этом святом месте нельзя мусорить (пластик здесь вообще официально вне закона, если верить тому, что написано на информационных щитах). Но мусора, включая пластиковый, довольно много, причем, даже на центральных аллеях. И, возможно, что причина этого всего кроется в том факте, что для большинства местных жителей буддизм и наследие Будды не являются чем-то священным и неприкосновенным, ведь подавляющее большинство жителей южного Непала исповедует индуизм либо ислам. Соответственно, не работают ни административные запреты, ни запреты духовного характера. И только развитие общей культуры может когда-нибудь в будущем изменить ситуацию.

Городок Лумбини, раскинувшийся за пределами парка, по соседству с его восточными воротами и растущий с каждым годом всё дальше на восток и на юг, становится всё популярнее среди туристов. Вопреки всем ожиданиям, в ночное время городок может показаться отнюдь не таким уж и спокойным местом. И караоке в индийском стиле, сопровождаемым пьяными криками на улице, здесь уже в 3 часа ночи никого не удивишь. Однако, некий диссонанс это определенно вызывает. Хотя, с другой стороны, для создания своеобразного баланса это, наверное, даже и неплохо. Еще бы это не мешало так сильно спать.

Надо сказать, что Лумбини – это всего лишь самый известный и наиболее посещаемый из объектов на территории, имеющей отношение к рождению и жизни Будды, его предшественников, современников и последователей. А есть еще Тилауракот – столица государства Капилавасту, где, кстати, Будда провел целые 29 лет своей жизни, есть места, где были рождены другие "исторические" Будды – Канакмуни и Кракучханда, есть Девадаха, та самая столица государства Колья, куда направлялась Майядеви… Да много еще чего есть, причем, разбросаны все эти интереснейшие объекты по весьма обширной территории, на осмотр которой можно потратить пару недель. Так что, мне определенно есть, ради чего сюда возвращаться. И, к счастью, следующее путешествие на родину Будды – уже не за горами.

© Виталий Шуптар, Непал-Казахстан, 2017


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.