Новоселье

     Предыдущая глава   http://proza.ru/2018/02/12/212

     Фото из личного альбома Лихов переулок дом №8

     Когда я учился в 4 классе, мы с мамой переехали из подвала на Большом Каретном в коммунальную квартиру, расположенную в Лиховом переулке в доме № 8 (квартира – тоже 8). Лихов переулок располагается совсем недалеко от Большого Каретного переулка, так что мне не пришлось даже менять школу. С одной  стороны переулок выходит на Садовое кольцо (Садово-Самотёчную улицу), а с другой – на Малый Каретный переулок, который в свою очередь переходит в Большой Каретный переулок. Одна из версий происхождения названия Лихова переулка состоит в том, что там в своё время обитали «лихие люди», разбойники, которые всегда были готовы ограбить тех, кто шёл на Каретные пе-реулки покупать кареты или лошадей.

     Дом № 8 построен в 1911 году архитектором Иваном Кондратенко как доходный дом, то есть квартиры в этом доме сдавались в аренду достаточно обеспеченным людям. В связи с этим, дом спроектирован и построен с большим размахом. Он имеет шесть этажей, просторный парадный подъезд с лепниной на стенах, гранитные лестничные пролёты, лифт, «чёрный» ход. «Наша» квартира располагалась на третьем этаже. Она по своему размеру была самой «маленькой» в этом доме (четыре основных комнаты). С парадной лестничной клетки жители и гости попадали в просторную прихожую, где можно было не спеша со вкусом раздеться, и через высокую двустворчатую дверь пройти в первую комнату основных апартаментов. Сообщение между комнатами для квартиросъёмщиков предусматривалось через анфиладу двустворчатых дверей. Первая комната была самая большая. В ней было два трёхстворчатых окна. Во всех остальных комнатах было по одному трёхстворчатому окну.  Кроме основных четырёх комнат, в квартире предусматривались две небольшие комнатки для кухарки (рядом с кухней) и прислуги (в глубине квартиры). Для удобства обслуживания хозяев, в трёх основных комнатах имелись дополнительные входные двери из коридора. Этими дверьми арендаторы пользовались по санитарно-техническим нуждам, или их использовала прислуга для того, чтобы не бегать каждый раз через все комнаты квартиры. Рядом с ванной комнатой была вполне приличная «каморка» для хранения всякой всячины. Кухня достаточно большая, наверное, не менее 15 квадратных метров. Так что кухарке было где развернуться. Из кухни был предусмотрен выход на «чёрный» ход для выноса мусора и всяких других подсобных операций. Высота потолков во всех комнатах была более четырёх метров. В основных комнатах на потолках была затейливая лепнина. Пол был застелен крупным узорным дубовым паркетом. В то время было не принято покрывать паркет лаком или какими-то «вечными» красителями. Просто время от времени, как правило к праздникам, приглашался полотёр (совсем забытая в наши дни профессия). Этот полотёр покрывал паркет каким-то специальным составом, приготовленном на натуральной восковой основе. После высыхания этого состава полотёр натирал пол с использованием щётки, одетой на ногу. Пол после этого выглядел как в музее. Он не только блестел всеми узорными паркетинами, но и буквально благоухал, благодаря растворённому в составе красителя натуральному пчелиному воску. Для зимнего обогрева дом был оборудован автономной котельной, работающей на угле и расположенной во  дворе. В цокольном этаже дома располагались небольшие квартирки для обслуживающего персонала с семьями – дворника, истопника, сантехника и электрика.

     По рассказам старожилов дома (в основном из обслуживающего персонала) нашу «маленькую» квартиру с самого начала и до революции арендовала семья инженера-путейца. Семья инженера состояла из жены, двоих детей и тёщи. После революции произошло «уплотнение» квартир. Путейца на всякий случай куда-то выселили вместе с семьёй. А уплотнение квартир состояло в том, что почти все (кроме первой и последней) анфиладные двустворчатые двери были заколочены, и квартира в одночасье превратилась в коммунальное жильё.

     Но для нас с мамой получение этого жилья было настоящим счастьем, которому не было предела. Мы получили отдельную комнату площадью целых 14,6 квадратных метров! Это был третий этаж (после подвала-то!) с большим трёхстворчатым окном. Наконец-то у меня появился свой собственный письменный стол! Мало того, как я уже писал, дядя Витя (муж младшей сестры мамы Марии) сделал мне диван с мягкой спинкой и откидными валиками. До этого мы с мамой в комнате общежития спали на одной кровати.
               
     Новая для нас квартира была не слишком населённая. Помимо нас там было ещё три семьи. Самую большую комнату (а заодно и комнату кухарки) занимал старый революционер (как он себя позиционировал) Крулёв Александр Фёдорович. Затем в двух основных смежных комнатах размещался Горбов Всеволод Александрович с женой Лидией Сергеевной. Всеволод Александрович был доктором медицинский наук, профессором, и преподавал в одном из медицинских институтов. Ещё, помимо нас с мамой, в этой квартире жила ветеран Великой отечественной войны Смирнова Ольга Васильевна. Люди все были хорошие, и наши отношения сложились весьма дружескими.

     Александр Фёдорович Крулёв в своё  время работал в правительственном гараже особого назначения (автомобили этого гаража обслуживали высший партийный и правительственный аппарат страны). Поначалу Александр Фёдорович говорил, что работал там механиком, но со временем из механика как-то незаметно стал рекомендовать себя начальником гаража. По его рассказам, под его непосредственным руководством работал личный шофёр Ленина – Степан Казимирович Гиль (есть книга воспоминаний Гиля об этом периоде).

     В 1970 году отмечалось 100-летие со дня рождения В.И. Ленина. К этому юбилею снималось много художественных и документальных фильмов, писались песни и картины, выходили книги и статьи с воспоминаниями очевидцев. И здесь наш сосед попал что называется «в струю». К нему то и дело стали захаживать корреспонденты за интервью. Сам он стал, не хуже меня нынешнего, писать многостраничные воспоминания. Только эти воспоминания были о революционном периоде. До этого в своих воспоминаниях Александр Фёдорович писал, что как-то на каком-то митинге издалека видел выступление Ленина с трибуны. Теперь его воспоминания чаще всего начинались так: «Сидим мы как-то с Владимиром Ильичом и обсуждаем сложившуюся ситуацию на фронтах. Ну, я ему и говорю….». И далее в таком же духе. Мне было забавно наблюдать эту метаморфозу. Ну да ладно. Мужик был неплохой и возраст соответствующий. В итоге он подарил мне книжку, написанную каким-то корреспондентом по мотивам его воспоминаний. На ней он сделал трогательную надпись: «Славному Виктору от ветерана Революции». Дата, подпись. К сожалению, эта книжка где-то затерялась, а жаль.

     Столетие со дня рождения Ленина отмечалось в стране с огромным размахом. Не могли не откликнуться на это событие и народные острословы. В то время, в пику официальной прессе и назойливой пропаганде, появилась масса анекдотов. Вспоминаю такие. Из воспоминаний участника событий - «Как-то после демонстрации захожу я в общественный туалет на Красной площади. Стою, делаю свои дела. Гляжу – а рядом-то Ленин! И делал он это так просто и вместе с тем так человечно». Или такой – «К 100-летию со дня рождения вождя парфюмерная фабрика выпустила мыло под названием «По Ленинским местам» и одеколон «Запах Ильича», а ликёроводочный завод - новый вид водки «Ленин в Разливе»».  Из воспоминаний старого большевика: «Иду я как-то в колонне демонстрантов по Красной площади. Смотрю – а на мавзолее стоит Ильич и машет нам своей кепкой».

     К профессору Горбову Всеволоду Александровичу я иной раз наведывался за помощью по решению задачек (особенно по химии). Он никогда не отказывал и задачки решал всегда легко и быстро. Спасибо ему за это.

     Вот совсем недавно, когда появилась возможность широкого использования интернет, я прочитал такие данные о своем замечательном соседе.

     ГОРБОВ Всеволод Александрович (24.12.1895, Москва).

     Майор медицинской службы. Окончил медицинский факультет Московского университета в 1919 г. В Красной Армии с 1939 г. До июля 1944 г. служил на Волховском фронте командиром санитарного взвода ОМСБ 288-й, а позднее 46-й стрелковых дивизий, армейским эпидемиологом 59 А (май 1942-сент.1943) и инспектором по водоснабжению и питанию этой армии, а затем на Ленинградском фронте – начальником СЭО-108 (июль 1944-янв.1945). В последующем – старший инспектор – врач-специалист УПЭП 3-го Белорусского фронта (до конца войны).

     Участвовал в организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в Ленинградской битве, в Выборгской, Прибалтийской и в других операциях и видах деятельности войск.

     Уволен из Вооруженных Сил в 1945 г. Кандидат (потом и доктор)медицинских наук. Автор более 100 научных работ. Награжден орденом и несколькими медалями.

     В моей памяти он был и остается доброжелательным соседом, к которому я в любое время мог прийти с какими-то трудностями по учебе, с которым мы частенько вместе смотрели хоккей, который поздравлял меня и мою жену с Днем Свадьбы. Спасибо ему и его близким за теплое отношений.


     В этом доме на Лиховом переулке прошла значительная часть моей жизни. Здесь я окончил школу, поступил и окончил институт. Отсюда я уезжал на комсомольские "целинные" стройки. Отсюда пошел на свою первую работу. Сюда в 1971 году я привел жену. В 1972 году сюда мы с женой принесли нашего первенца Андрюшу. Много, много чего хорошего связано в моей жизни и жизни моей семьи с этим домом и его жителями. Спасибо ему!

     Продолжение   http://proza.ru/2018/02/15/151


Рецензии
Вот счастья-то у Вас было! После подвала - третий этаж, большая комната, свой письменный стол и диван впридачу! Вы так много знаете о своём доме и своих соседях! Жить в коммуналке, может быть, не слишком комфортно, но с соседями Вам явно повезло! Особенно с профессором, который помогал по химии. По сути дела, это был бесплатный репетитор на дому.

Андрей Николаев 6   01.11.2023 11:01     Заявить о нарушении
Да! Это было счастье!!!
Впервые купался в ванне с горячей водой (газовая колонка).
А с соседями многие жили дружно.
Порой, уже разъезжаясь по отдельным квартирам, стремились поселиться рядом.
Часто это удавалось, поскольку выселение было массовым в дома-новостройки.
Хорошие были люди!

Виктор Ардашин   02.11.2023 07:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.