Август

Середина августа. Скоро в школу. Новые учебники пахнут типографской краской, новизной.
Так хочется в школу. Нынче пойдет Лида в пятый класс. Будет учить немецкий язык. Лида
открывает учебник. На страницах загадочный текст. В конце учебника словарь немецких слов
с переводом на русский. Некоторые немецкие буквы Лида знает. Она читает "пферд" - значит
лошадь. Смешно, как будто фыркает лошадь, такой же звук издает губами. "Хунд" - значит
собака. Хунд-хунд-хунд. Словно большущая собака тихо, но грозно, с резким выдохом, пре-
дупреждающе лает. Вот значит, как древние-предревние немцы называли животных - по их зву-
кам! А курицу, наверное, называют "кудах-тах-тах"? Ладно, не будет Лида пока это учить, а
 то в школе не интересно будет. Лида закрывает учебник. Аккуратно складывает в стопочку
книги. В этом году обязательно она будет учебники беречь, во-время оборачивать их газе-
тами, не поленится. И черкаться на обертках не будет, не маленькая. Скорей бы в школу!

Дверь распахивается, на пороге подружки зовут играть. Вот здорово! Лида надевает сандали
с дырочками для больших пальцев. Мама вырезала дырочки. Выросла Лида из сандалей, а но-
вые покупать - зачем? Лето кончается и в шкафу стоят новые туфли для школы. Девочки
пошли в степь, будут играть в вышибалы. Сейчас интересно играть, много человек на степи
собралось, около двадцати. Приехали многие от бабушек и из пионерских лагерей. Лида любит
играть в вышибалы, у нее хороший глазомер. Ей сразу понятно, какая траектория у мяча и
Лида ловко уворачивается, в нее не попадешь. Еще замечательно ловит удачные мячи, воз-
вращая на поле игроков из своей команды. Подолгу ее команда на поле, выбивающим даже
надоедает играть.

Наигрались, а теперь что? Кто-то предлагает:"-Поедем в бригаду!". Бригада далеко,
туда на велосипедах надо ехать. Велики не у всех, а у кого есть, везут на багажниках или
на рамах друзей. Километрах в четырех от села бригада. Там барак, где живут в посевную
или в уборочную трактористы и комбайнеры, еще навес, под ним огромный стол с лавками.
Поодаль печь для кухарки. Тоже под навесом. Повариха встречает ребят весело, наливает
в тарелки борща. Она знает, что дети забывают о еде, но если предложить, то все умнут
за милую душу.Ребята не бездельники и пока они тут, так помогут поварихе, чем смогут.
Они едят и смотрят вдаль, на поля. Началась жатва. Комбайны маленькие издали и грузовики
 для зерна тоже малюсенькими кажутся.

Хорошо, что построили грейдер в селе(так называли новую дорогу), теперь помчатся груженые зерном машины быстро на
элеватор. Не будут буксовать, как в прошлые годы на глинистой степной дороге.
Если снизу смотреть, грейдер кажется очень высоким. Отсыпанные края его горкой спуска-
ются в степь. Ребята там проверяют храбрость. Надо встать спиной к боку грейдера и па-
дать смело назад, не подставляя рук. Падать так страшно и весело, все падают. Все смелые.
 
Как бы еще проверить храбрость? Пошли к траншее. Экскаватор выкопал глубокую
траншею, может быть метра два глубиной. Одна сторона ее ровная, а на другой стороне -
насыпь, туда экскаваторщик складывал вынутую землю. Наверное около метра ширина траншеи.
 Если на ровной степи такое расстояние перепрыгнуть, то это пустяк, а через яму страшно.
Прыгает один, другой, так не отставать же! Лида тоже прыгнула, очутилась на насыпи,
быстро заскочила наверх, села на горке. Сколько-то земли от насыпи осыпалось в траншею.
Хорошо, что сама туда не скатилась.
Чем бы еще заняться?

В колхозном саду яблоки на ветках так и манят. Все знают, что яблоки поспевают в
сентябре, но и сейчас они кажутся вполне съедобными. Ребята подошли к высокому дощатому
 забору. Если подпрыгнуть, можно ухватиться за верх, подтянуться и перелезть. Смотрят
в щелки забора - где будка сторожа? Может ночью пойти за яблоками? Страшновато. Говорят,
что у сторожа ружье и он стреляет солью. В кого-то попадал в прошлом году. Рассказывали,
что было очень больно, раны не заживали долго. Тут как повезет. Ведь может сторож и
промахнуться? Не хочется отказываться от предстоящего приключения. С десяток ребят
договариваются встретиться ночью.

А сейчас кататься на великах! Все умеют ездить "без рук". Разгоняются и летят по дороге.
Лиде еще нравится ездить "ласточкой". Надо выбрать дорогу чуть под уклон, разогнаться
что есть мочи, схватиться руками за руль, а животом лечь на сиденье, ноги вытянуть. Так
кажется, что вправду летишь. Во-время только надо вернуть ноги на педали, а то сва-
лишься, ведь дорога не ровная. Ну это запросто, сто раз делала так Лида.

Куда бы еще поехать? Как-то сразу все решают - к шабашникам. Шабашники строят коровник.
Три коровника уже есть у колхоза, а четвертый строится. Почему-то шабашников не называ-
ют строителями. Спрашивали у взрослых, так они улыбаются и говорят, что это не стройка,
а шабашка. Вот и пойми их. Шабашники не похожи на местных жителей. Волосы у них черные,
сами загорелые, почти коричневые. Говорят на своем языке, не по-русски. Никто не знает,
откуда они приезжают каждую весну. Всегда разные бригады. А бригадир вроде бы один и
тот же. В большой кепке и красной рубашке стоит он на земле и кричит рабочим, что им
делать. Во рту у него золотые зубы. Так и блестят. У сельчан если и не свои зубы, так
железные. Ни у кого ребята не видели золотых. Шабашники строят с ранней весны и до осе-
ни, а потом уезжают домой. Вот и сейчас они достраивают крышу коровника. Наверное скоро
уедут. Живут они в вагончике возле стройки. Очевидно не любят, когда за ними наблюдают.
Бригадир идет к ребятам и издали кричит резко на чужом языке - прогоняет, показывает
жестом - уезжайте! Все быстро нажимают на педали и уносятся прочь.

Наступает вечер. Никто не идет домой. Как пойдешь? Родители увидят, заставят что-нибудь
делать, а потом и не отпустят может, скажут - куда на ночь глядя? А у ребят дело - за
яблоками идти.

К позднему вечеру поднялся ветер. Стемнело. Ребята пошли к колхозному саду. Идут и ра-
дуются, что ветер будет шуметь в саду и сторож их не услышит. Осторожно подтянулись, кто
мог, на забор. Девчонок подсаживают, а потом еще сверху за руку тянут. Все перелезли.
Теперь забраться на яблони. Это пустяк, легко совсем. Лида проверяет пояс платья - крепко
ли затянула? Будет складывать яблоки за пазуху, так чтобы не выпали снизу. Ветер качает
ветки, а ребята собирают яблоки, листья шумят. Не слышит их сторож, замечательно! А сто-
рож, оказывается, услышал. Это ребята его не слышали, пыхтели, рвали яблоки. А он уже
под яблонями! Где-то насобирал или с вечера подготовил стебли крапивы и стегает ими
ребят по ногам. Посыпались ребята с яблонь, побежали к забору. Сторож за ними. Лида
замешкалась на дереве, наблюдая эту картину. Ей бы посидеть там еще. Ребята перелезли
через забор, уже все на улице и сторож, выполнив свое дело, как будто пошел в сторожку.

Тут охватывает Лиду паника, страх,что она одна осталась. Спрыгнула Лида с яблони и бе-
жит к забору. Сторож повернулся и погнался за Лидой. С этой стороны забора есть перекла-
дины. Лида мигом взлетает на верхнюю, но сторож достает ее голые ноги крапивой. Лида уже
 не остерегаясь кого-то выдать, раз все убежали, кричит от боли и прыгает через забор
на улицу. Платье громко трещит. Значит зацепилось за забор. Попадет от мамы. Ничего,
сейчас главное - убежать.

Все ребята собрались у домов на "бревнышках". Жуют яблоки. Кислятина. Оскомина. Все равно
 жуют и хохочут. Здоровски убежали от сторожа! Девчонки трут ноги. Хорошо настегал сторож
 крапивой. Мальчишкам что? У них брюки и кеды. Им, считай, не попало даже, только по ру-
кам. Все рассуждают, что Лиде надо было оставаться на яблоне, ее не заметил сторож. По-
сидела бы еще немного, да выбралась тихонько. Лида тоже так считает. Сейчас. А в то время
 чего она испугалась? Дура заполошная. Сейчас платье порвано и ноги горят от крапивы.
Зато сидит она вместе со всеми ребятами, им весело, они хохочут и швыряют кислющие яблоки
 в степь - кто дальше?


Рецензии