С какого возраста приобщать детей к труду?

— А кой тебе годик?— «Шестой миновал…
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
из поэмы «Крестьянские дети»  Н.Некрасов

Приучаются к труду слишком рано в том случае, если в семье много детей и их трудно прокормить. Но не будем рассматривать случаи, когда нужда заставляет. Хотя именно эти случаи показывают возможности детей.

В обычных, благополучных семьях, когда нужно детей приобщать к труду? Заметьте – приобщать - это не означает заставлять. Например, труд по дому – это тоже труд. Если ребенок за собой моет посуду, подметает (если что-то рассыпал), помогает что-то принести из магазина, то это и можно считать приобщением к труду. Такое приучение к труду необходимо приветствовать. Но где проходит та грань между приобщением и эксплуатацией детского труда? Ведь бывают случаи, когда усыновляют детей именно для того, чтобы они выполняли всю хозяйственную работу по дому. Если детский труд ребенку не тяжел и в радость – это приобщение, а если его можно назвать каторжным трудом, тяжелым, не оставляющий времени на «детское развитие», то, конечно же, это эксплуатация.

А, если рассматривать труд, как дело, приносящее пользу другим людям и имеющий  заработную плату? Например, когда-то в Москве при одной школе сделали детский завод «Чайка», на котором выпускали детские игрушки (заводные машинки, напр.). Дети работали по 2 часа и получали свою небольшую зарплату. Разрешали работать на заводе только тем, кто хорошо учится. Из детей создавалась очередь из желающих работать. Это было престижно, вызывало уважение у других. Вот - это настоящее трудовое воспитание!

Описан опыт многодетной семьи Никитиных, когда все дети принимали свое посильное участие в шитье передничков. И все понимали, что они это делают, чтобы купить молока и хлеба.
 
К.Маркс, например, считал, что ребенок может работать с 9 лет на производстве (конечно, не на равне со взрослыми).
 
Почему возник такой вопрос в эпоху, когда во многих странах – безработица – это уже нормальное явление? Потому что в настоящее время появился термин «компьютерные дети». На мой взгляд, это пропащие дети. Они уже привыкли получать только удовольствие от игр, а труд для них – это наказание.
 
Работы хватит на всех … вопрос, только какой? Люди, получившие высшее образование, не захотят быть «чернорабочими», а обслуживающего труда требуется значительно больше. Или у кого-то есть точные расчеты?

С другой стороны, каждому бы, наверное, хотелось найти работу по душе. Это было бы лучше для всех. Если в СССР безработный считался тунеядцем, и за это наказывались, то сейчас этот вопрос государством не решается.


Рецензии
Очень интересный вопрос Вы задали, Елена.
С какого возраста приобщать детей к труду?
Наверное, с того самого, когда ребёнок, вдруг, начинает проявлять желание что-то делать. Нужно позволять ему проявлять инициативу, а не отправлять его к игрушкам, считая, что он или она ещё слишком малы, чтобы заниматься чем-то серьёзным.
Хочу рассказать о своём правнуке.
Уже с полуторогодовалого возраста он начал хвататься за всё, что видел делают родители.
Пылесосят, и он тут как тут, тянется к пылесосу и буквально требует, чтобы ему позволили это же делать.
Подметают, он стал буквально тянуть из рук веник и мести, да так наловчился, что к году и 8 месяцев стал делать это просто профессионально.
Моют пол, хватает швабру и тоже пытается ею орудовать.
Дочка (его бабушка) возится в полисаднике, он хватает грабельки, становится рядом с нею и начинает рыхлить землю.
Зять (дед) начал поливать цветы, положил шланг на минуту, Дениска тут же его поднял и как дед стал направлять струю воды на цветы, будто делал это с рождения.
Отец достал молоток, что-то нужно было прибить, наш "пострел" тут как тут, тянет из рук отца молоток и тоже пытается забивать гвозди.
Что-то подкручивает в велосипеде, малОй смотрел-смотрел, стал отнимать у отца гаечный ключ и пытаться крутить.
Внучка (его мама) что-то взбивает миксером, он требует, чтобы и ему это позволили делать. Месит тесто, и ему даёт кусочек, а он смотрит и пытается делать так, как мама.
И так во всём, буквально во всём.
Пришлось весь "инструмент" приобретать для него специально, маленького размера: и молоток (игрушечный вместе с такими же гвоздями), и гаечный ключ с гайками (пластмассовые) и веник и швабру и пылесос, вобщем, всё что только можно. Для него эти "игрушки" гораздо интереснее всяких машинок, конструкторов и прочего.
Ребёнку сегодня год и 8 месяцев, а он заправски уже управляется с веником, пылесосит, моет пол, рыхлит землю, поливает цветы, всё расставляет по местам, если где что не так лежит, закручивает гайки, забивает гвозди (в специальную доску с отверстиями под пластмассовые гвозди)
Одним словом, уже умеет трудиться.
Я такое рвение и требовательность к труду в ТАКОМ возрасте вижу впервые, хотя вырастила двоих детей и четверо внуков.
А вот правнук "откалывает" такие номера, что только диву даёмся.
Ну а детей и внуков приходилось заставлять что-то делать, действительно - приучать насильственно.
А всё потому, что в раннем детстве ничего не позволяли им делать, всё считали, что они слишком малы и будут лишь мешать нам или чего-то там себе расцарапают или ушибутся или что-то сломают.
Вот такое моё мнение сегодня, как уже прабабушки.

Людмила Калачева   10.05.2018 23:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила. У Вас получилось интересное продолжение этой темы. У всех бы так получалось, как у Вашего правнука!

Елена Плюснина   11.05.2018 12:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.