Рассказы реставратора - 3 На пожаре

    Через  два дня вечером  в мастерскую к Сашке снова зашёл Николай Иванович. Он зашёл сразу же, как только пришёл на смену. Ему нетерпелось узнать, как отреагировала на собачьи котлеты Люда,  Сашкина жена .
     --  Ну, что? Как  жене котлеты?  - поздоровавшись спросил сторож
     --  Очень ей понравились, только сказала, что немного пересолил и пережарил. Но это она всегда так говорит. Она  всё готовит почти  без  соли,  а  мясо  в пароварке. Мне её готовленеие не нравится, но приходится есть, а к несолёному я привык.
    -- Ну, а ты хоть сказал , что это собачатина. -- неунимался Николай Иванович
    --  Только на следующий день за завтраком. Я вечером не решился потому, что она брезгливая  и я подумал , что она может  и вырыгать и ночью не спать после такого известия. У неё отношение к собакам  очень плохое . Она их боится , как огня. Собака её в детстве покусала.  И  я вообще , боялся ей говоприть слово "собака" . А утром  пьём с ней чай  и я спросил . Как котлеты?  Она говорит, чтобы следующий раз приносил побольше. А когда я сказал, что они из собачатины , она не поверила.  Она вообще, что бы я не говорил ей,  всегда принимает или за шутку или считает , что я её разыгрыаваю. Пол часа я ей доказывал, что котлеты из собачатины. Потом, когда мне надоело это и я замолчал. Она спросила
                -- Правда из собачьего мяса?
                -- Да -- буркнул я
                -- А где он взял  собаку? Свою убил или бродячую застрелил ?
                -- Я не спросил.-- коротко  ответил я, расстроенный недождавшейся  истерики.
                -- А ты спроси и спроси, может у него собачий жир есть
                --  А зачем он тебе?
                --  Собачьим мясом, а лушьше жиром, лечат туберкулёз. Он очень помогает от кашля. Попроси  у него, если есть , жир.  Детей будем лечить зимой.
      Вот так, не получилось у меня разыграть жену.  Истерики я не дождался.
     -- Вы с женой, какие то ненормальные. Все кому я не говорил, что я ем собачатину считают меня извергом и придурком.  А французы , которые лягушек едят тоже придурки или извращенцы?  И корейцы тоже извращенцы?  А собаки, между прочим, что попало не едят. Они по запаху определяют пищу: пригодная она или нет. Собака это не свинья, которая жрёт , что попало. Не получилось у меня над вами пошутить. А жир у меня есть и собачий и барсучий. Барсучий ещё лучше. Я принесу и того и другого. -- пообещал Николай Иванович.
      -- А , что в Крыму барсуки есть?   Что то я  не слыхал от охотников про них. Я думал , что их и нет. -- удивился Сашка
      -- Это такие охотники. Может быть один я и знаю где они водятся.-- гордо ответил Николай Иванович.
      -- Николай Иванович, а вы охотник или браконьер?
      --  Я добытчик. Я иду в лес и в море, что бы от туда что то нужное принести. Беру я там столько сколько смогу донести. Мне всё равно  мясо,  рыбу , грибы , ягоды , лекарственные травы. Всё что попадётся. Мой принцип:  " Не возвращатьмся домой с пустыми руками ". У меня есть охотничий билет. Всем егерям с вашего лесного управления я выделываю шкуры  и они мне дают отстрелочные карточки или лицензии. Я иду в лес законно с отстрелочной карточкой на зайца, но если попадётся лиса я и лису стрельну и ни кто меня за всю жизнь ни разу не поймал и не оштрафовал, могу и косолю, а вот кабана я не смогу один утащить. Поэтому, один я кабана не стреляю, а в компании я редко охочусь .  Я не люблю много людей. Это не охота, а пьянка. С сыновьями, конечно и кабана можно стрельнуть. Лёшка у меня хорошо стреляет. Я редко мясо покупаю . Только, когда охота закрыта. Я биологию зверей и птиц хорошо знаю и знаю, когда можно охотитьтся без вреда для природы. Природу я люблю ,  а рвачей и хапуг ненавижу.  Честная , правильная охота - это естественный процесс природы. Природа устроена так, что один вид является пищей для другого. Люди тоже часть природы. Если люди разумно охотятся это нормально .  Так кто я?
        -- Николай Иванч, а азарт? Когда кабана встретишь, ты что будешь думать дотащишь ты его или нет.  На утиной иногда плавают  с полсотни уток в одном месте, ты что в одну будешь стрелять? Палишь, только успеваешь перезаряжать. Думаешь как попасть , а не сколько унесёшь.
        -- Азарт это хорошо. Увидел зверя и  тебя и  в жар бросает и пот выступает и сердце колотиться начинает и как то себя чувствуешь по особому.  -- ответил Николай Иванович.
       -- А я думаю , чо   у меня очки потеют перед выстрелом -- ирнично сказал Сашка
       -- Азарт , азартом , а тормоза нужно иметь, когда сильно волнуешься можно и промахнуться.  Нужно спокойно стрелять и меру, конечно, знать -- добавил сторож.
        -- На Дальнем Востоке так поступают нанайцы . Надо ему три кеты поймать на завтрак , он четвёртую выпустит в речку. Пошёл за двумя зайцами , он третьего стрелять не будет, а тем более кабана. У них тайга, как магазин, взял, что надо и всё.  Лишнего не надо. Нужно оставить и на будущее. Завтра снова нужно будет идти на охоту или, как они говорят  не  "пошёл на охоту" , а "понёс рюкзак". Нанаец  возвращается из тайги , а продукты неиспользованные оставит зверям . Кто нибудь найдёт и съест.
        -- Я такие огранеичения не устанавливаю. Пять зайцев подстрелил - хорошо.  Я и ещё троих смогу унести. У нанайцев холодильника нет , а у меня есть. Да и что будешь считать, сколько подстрелил. Иногда бывает и лишку дашь.  Однажды Ленин настрелял столько зайцев, что еле дотащил до кардона  и там  лишние раздал.  И вот один современный демократ в наше время , что бы как то очернить Ленина привёл этот случай,  как пример, что бы показать какой Ленин на самом деле безжалостный и жадный был. Но этот демократ, я уверен, ни разу не был на охоте. Он не знает охотничьего чувства и чувства неуправляемого азарта.  Я всю жизнь охочусь и каждый раз как в первый раз. А Ленин был хорошим охотником и человеком.
      -- А я охотнтик плохой, хоть по долгу службы обязан охранять  лес и зверей в нём, но тормозов не имею. Я вроде и не жадный. Мне много не надо, а вот меру не знаю.
       Я на Дальнем Востоке не женат был, да и холодильника у меня не было.( Я там в сугробе мясо и рыбу хранил. Хорошо там собак бродячих не было.) Много принесу соседям  и друзьям раздаю. Один раз был такой случай:
        " Это было летом в воскресенье .
        Прибегает ко мне  пожарный сторож и кричит: " Позвонил с Троицкого летнаб. Говорит, у вас пожар. Соберите людей с пожарным  инветарём.  Я сейчас за вами вертолёт пришлю "
       Побежал я по посёлку собирать людей .  5 человек пришло без продуктов и без всяких необходимых вещей, я им не дал собраться. Собрались у конторы, Лёшка Соловьёв напомнил мне , чтобы  я не забыл рацию и ружьё с патронами. Я откровенно говоря про это забыл. Приготовил всё и сидим ждём.
      Через несколько минут прилетел МИ-4. Сел прямо у конторы. Мы прыгнули и полетели.
       Когда увидели дым я попросил облететь весь пожар и сесть поближе к нему. Пожар был низовым  - это успокоило.  Поляну  по близости в лесу мы  не нашли . Пришлось нам садиться на болоте и довольно далеко.
      Лёшка эти места знал хорошо и повёл нас в сторону дыма. Выбрались из болота  и пошли по  лесу. С пол часа шли. Вдруг Лёшка останавливается и предупреждает нас , что бы мы не разговаривали громко, а сам шёпотом мне объяснил:  " Там впереди солонец природный и речка. Олени там собираются соль полизать и водой запить" .  Взял у меня ружьё , патроны и один пошёл вперёд.
      Через пару минут раздаются  два выстрела дуплетом, а через небольшой промежуток третий и тишина. Мы все побежали в сторону выстрелов. Видим Лёшка стоит возбуждённый и говорит:  " Двоих завалил , а вот третьего не знаю. Надо вон в той стороне посмотреть , туда убегал". Смотрю на берегу речушки лежат две оленухи. Мы прошли мимо и пошли искать третьего  и в скорости нашли убитого наповал. Притащили его к двум другим и забыли про пожар.
         Начали освежовывать туши. Нас было шестеро по двое на каждого оленя. Жара была даже и в тайге. Нужно было побыстрей разделать . Пока работали Лёшка рассказал, как было дело: " Я это место давно знаю. Подхожу, вижу  стадо лежит на берегу , а рогач стоит охраняет. Красавец такой. Я сначала его хотел, но жалко стало. Выбрал двух оленух лежащих . Стрельнул и стал перезаряжать. Они, как лежали так и остались лежать, а остальные повскакивали и в лес. Одна замешкалась  и тоже бежать .  Я по кустам стрельнул и не видел попал  или нет."
        Ободрав шкуры развесили их на ветки кустов, что бы птицы  очистили  от оставшегося на них жира и мяса.  Кроме того птичий кал и другие испражнения , как химикаты действуют на шкуру и защищают её первоначально от выпадения шерсти.  Нам они не нужны были, а если бы кто нашёл мог бы забрать и выделать дома уже как надо. Кишки и все оставльные внутренности  и головы тоже разложили, чтобы звери смогли найти и съесть. 
        Рюкзаков у нас не было, поэтому решили  нести туши на палках на плечах, как это делали первобытные люди. Выбрали подходящие ровные и   не очень толстые ветки, продели их между связанных ног туши и на плечах по парно понесли эти туши в противоположную сторону от пожара  к просеке на которой была лесная дорога.
       Первоначально нести туши было легко, но постепенно они становилась всё тяжелей и тяжелей. Идти по тайге, это не по асфальту в городе. Где то нужно продираться через кусты, где то перелазить через завалы,  где то подлазить под ветровальные стволы деревье, где то спускаешься вниз со склона, в других местах лезешь на сопку.  Вёл нас на просеку тот же Лёшка. 
      Каждый нёс тушу для себя.  Мне досталось нести самую большую тушу в паре с Лёшкой Соловьёвым. У него большая семья,  а я один. Мне много мяса не нужно было. Поэтому почти вся туша была его.
       Несколько раз делали привалы и отдыхали.  Уже на втором привале начали  раздаваться  робкие предложения бросить часть туши.  На последнем привале ребята уже готовы были отрезать и бросать куски содержащие кости. Мы с Лёшкой заявили, что  пусть бросают хоть всё мы будем нести.
     Сколько времени и километров мы шли я не знаю, но наконец то добрались до просеки  и сделали хороший привал. Я, как главный "пожарник" сказал ребятам, что мы прилетели не  за мясом, а тушить пожар и нам нужно оставить мясо на просеке и идти тушить. Ни кто меня не поддержал и даже, наоборот заявили, что не пойдут, "тайга большая вся не сгорит".  Один идти я не мог, так как не знал местность.  И только Лёшка немного посомневавшись согласился идти со мной.  Мы оставили ружьё, рацию  и налегке с охотничьими ножами и опрыскивателями  пошли туда, куда повёл Лёшка. Идти налегке было лучше вдобавок  спускальсь по склону.
     Через некоторое время мы подошли к пожару. Он оказался не очень опасным. Горела трава. Мы сломали ветки и стали захлёстывать кромку. Вскоре  дошли до болоты , где огня не было, развернулись и пошли назад, тушить кромку с другой стороны.  Начинало вечереть влажный воздух потянул с болота  и огонь сам по себе  начал притухать.  Площадь горельника была большая и мы вдвоём не смогли бы всю обойти и затушить.  Уставшие , надышавшиеся дыма мы решили бросить тушение и возвращаться на дорогу. Идти назад было трудней и уже по темноте  вышли на просеку , но не в том месте где были ребята с мясом. В какую сторону идти не знали и решили идти в разные стороны. И тот кто  найдёт пусть стреляет из ружья. Было совсем темно дороги не было видно, щупал её ногами и шёл. Вскоре в ночной тишине сзади меня раздались выстрелы. Я обрадовался и повернувшись  почти бегом пошёл назад.
     Ребята сидели у костра и обрезали мясо,  кажджый со своей туши, и мякоть, длинными и узкими кусками засовывали в РЛО (ранцевые лесные опрыскиватели). Лёшка тоже начал обрезать. Я ему не помогал, а просто сидел на земле у костра и отдыхал. Обрезав туши ребята оставили кости, на которых было ещё много мяса, возле костра для лесных животных.   Лёшка свои не захотел бросать. Мы привязали их к палке и собрались нести на плечах. По словам Лёшки нам предстояло идти до посёлка Джонки километров 15.
     Затушив костёр встали и пошли в сторону посёлка.
     Пройдя километров 5 решили передохнуть и пожевать, жареного на костре, мяса. Так как  другого чего то съедобного не было. Все с утра не ели, а было уже часов 11 ночи. Снова развели костёр, нанизали кусочки мяса на палочки  и начали жарить .  " Шашлык " оказался не вкусный. Несолёное мясо есть было противно. Нескольких кусочков оказалось достаточно , чтобы утолить голод.  Лёшка пожалел, что не догадался на солонце наковырять соли, котороую лизали олени.
      Вставать и уходить от костра было не охота. Кто то предложил остаться здесь заночевать. Но спать на голой земле было холодно, а лапник ломать в темноте не хотелось. Затушив костёр пошли дальше.
     Сидя возле огня  не заметили, как взошла луна. Она хоть немного , но освёщала дорогу идти стало удобнее, но всё равно тяжело. Дорога была  грязная,  вся развороченная тракторами. Машины здесь пройти не могли, да в лесхозе их и не было. Кто то стал проклинать тракториста, который наделал глубокие колеи. Трактористом в лесхозе был Лёшкин брат, которого все звали "Бурый" из за сходства с  медведем.
     Продолжая идти стали мечтать о тракторе: " На тракторе ехать, конечно, плохо. Но лучше плохо ехать, чем хорошо идти".   Кто то, самый ленивый и уставший, предложил связаться по рации с пожарным сторожем, что бы он разбудил Бурого и тот бы приехал за нами.  Идея понравилась и я начал связываться с конторой лесхоза по рации, но связи не было - мешали деревья и сопки. Лёшка предложил кому то залезть на дерево.  Выбрали кедр повыше и посучковатее, подсадили на нижние ветки самого ловкого Юрку Самарина и он с рацией полез на самую вершину.  На наше счастье, Юрке удалось связаться со сторожем. Он передал сторожу приказ Лёшки:  " Сходи к Бурому, разбуди его и пусть он на тракторе едет по просеке в сторону солонца. У нас много мяса. Мы будим его ждать  на дороге".
    После того , как Юрка слез , Лёшка приказал разводить снова костёр и садиться греться.
    -- А вдруг он не захочет ехать ночью.-- засомевался я.
    -- Бурый за мной приедет -- с такой  уверенностью ответил Лёшка, что все сомнения исчезли.
     Сидели у костра  часа полтора - два. Я попытался смастерить кровать из елового лапника, но лежать на ней вдалеке от костра было холодно, да и хвоя была колючая.
     И вот наконец в ночной тишине мы услышали сначала шум, а потом и рокот  мотора трактора, который становился всё громче и громче. Потом между деревьев замелькали огни фар. Наше "такси" приближалось к нам.
     Подъехав к костру , трактор остановился. Вылезший из кабины тракторист первым делом спросил : "Где мясо?". Узнав , что его бросили на дороге, он приказал Лёшке садиться в кабину, а всем остальным сзади на тракторные зимние сани.
      -- Я ехал не за вами , а за мясом. А вы его бросили. Садитесь скорей поехали забирать -- сказал Бурый и полез в кабину.
       Оставленное мясо забрали и только к утру приехали домой.
       За ночь мне это  мясо так опротивело, что себе я не взял не кусочка. Всё забрал Лёшка, а брошенное забрал Бурый.
      В понедельник на работе все только и говорили про наше путешествие и мы были героями, а я переживал за непотушенный пожар. Часов в 10 позвонил летнабу, что бы он обратил внимание на тот пожар, на который мы в воскресенье летали. После облёта он меня успокоил. Дыма не было. Сам затух за ночь.
     -- Ты какой то ненормальный. Столько мучений и всё мясо отдал.  -- выслушив рассказ сказал Николай Иванович -- и не угостил Лёшка тебя?
     -- Мы с Лёшкой не то чтобы друзья были, но всегда я только с ним охотился да и на рыбалку ездили. У нас был взаимный интерес  друг к другу. Мне много не надо было я свою долю ему отдавал. Ему я выгоден был, как помощьник. А он мне полезен был тем, что брал с собой и  я проводил интересно время. Телевизора у меня не было. Приходилось искать интересные занятия в жизни, а не у телевизора. Выпивать я не любил.
     -- Да, телевизор столько времени отнимает. Хорошо хоть я его не смотрю -- своё мнение к телевизору высказал Николай Иванович и добавил -- Ты молодец, что много не пьёшь.
     -- Лёшка, конечно же, приглашал меня на ужины , но, я не помню, ходил  или нет. Я у него часто бывал. По моему, Наташка, его жена приносила котлеты и угощала , как и вы.  Николай Иванч ,  я не про мясо рассказывал, а про азарт. Если бы у Лёшки был бы пятизарядный автомат, он бы не троих положил. Мы тоже с азартом взялись нести мясо, но после третьего привала поняли, что не надо бы столько стрелять. У  меня таких случаев было много.  Как нибудь расскажу, как я рыбу ловил.


Рецензии