Господин Никто...

    Каждый выбирает для себя
    Женщину, религию, дорогу.
    Дьяволу служить или пророку
    Каждый выбирает для себя.
              Ю. Левитанский.

 Задумывались ли  мы хоть раз над последствиями нашего выбора, в том числе и незначительного? Чай или кофе? Провести время с книгой или посвятить весь день "просиживанию" в  интернете? Казалось бы такая незначительная вещь, но вот её последствия иногда могут менять многое в жизни. Немо рассуждает по поводу этой темы в фильме следующим образом:

" Мы привыкли что время движется только в одном направлении. Но что если одно из других измерений не пространственное , а временное? Если смешать пюре и соус, то разделить их уже нельзя. Дым выходит из сигареты, но не заходит обратно. Нельзя повернуть время вспять - вот почему выбирать так трудно. Надо сделать правильный выбор. Пока выбор не сделан все на свете возможно."

Наша жизнь состоит из множества выборов. У нас всегда есть выбор. Наш выбор может заключаться и в том, что мы не делаем выбора. Мир полон возможностей. Однако приобретений без потерь не бывает. Принимая что-то одно, тем самым мы отказываемся от чего-то другого. Заходя в одну дверь, мы пропускаем другую. Каждый должен сам решить, что для него важнее. Из потерь тоже можно получить приобретение. По поводу приобретений высказывался Абрахам Маслоу: "Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации."

Задумывались ли мы хоть однажды над тем что, по сути, замкнутость нашей жизни в ограниченном отрезке времени и зависимость человека в каждый момент от прошлого – это не более чем результат нашего свободного выбора: из бесконечной совокупности равноправных и совершенно самостоятельных моментов, данных совместно в вечности, каждая личность выбирает только некоторые моменты, полагаемые ею значимыми для себя.
Свобода ведет к ограничению, к выделению конечного и господствующего над нами актуального времени из потенциально открытой нам вечности. Размышляя над этой проблемой, философ ХХ века Эрих Фромм сделал парадоксальное открытие: многие люди вообще страшатся свободы. Она вовсе не является универсальной ценностью. «Бегство от свободы» – так назвал Фромм одну из своих работ, и это не случайно. Он пишет о том, что, несмотря на самые демократические режимы, люди не желают расставаться со своей группой и быть свободными от  традиций, мнений, предрассудков. Людьми владеет рабская психология, которая помогает тиранам и честолюбцам властвовать и управлять толпой. Люди, не желающие воспользоваться своей свободой, превращаются в рабов, за которых принимают решения другие.

Но может ли быть человек свободен? Нет, потому что общество живет в такой реальности, где не исключены войны, социальные конфликты. Поэтому на пути к предельной реализации индивидуальной свободы всегда вырастают преграды. Кроме того, свободу ограничивает моральный выбор. Выбирая тот или иной вариант поведения, человек выбирает себя. Он строит себя, создает свой духовный облик. Родион Раскольников, известный литературный герой Ф.М. Достоевского, убивает старуху-процентщицу вовсе не потому, что ему нужны деньги. Раскольникову важно решить другой вопрос: до какой меры может человек реализовать свою  свободу. Но ценой такого порыва стало преступление.

А вместе с преступлением, которое стало следствием выбора, возникает и ответственность. Прежде всего, ответственность за себя, за свою судьбу. Человек делает самого себя, постепенно обретает свою сущность. Из данного принципа вытекают многие важные следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не способен превратить его в человека. Индивид должен сделать это сам. И именно он несет ответственность, если его превращение в человека в подлинном смысле так и не состоится. Подлинный человек несет ответственность за то, что происходит с ним и с другими людьми. Человек – своего рода «проект», который живет, развертывается, реализуется или не реализуется, и процесс обретения индивидом человеческой сущности длится всю его жизнь, не теряя остроты и драматизма.

Так что же все-таки можно назвать свободой, если она постоянно обретает негативную содержательность? Прежде всего, свобода выступает как общечеловеческая ценность. Люди стремятся к свободе, ибо только в ней и через нее можно реализовать созидательный человеческий потенциал. Свобода начинается там, где человек сознательно ограничивает себя. Признавая право другого на собственную жизненную позицию, я устраняю собственную ограниченность. Жертвуя собственной жизнью, если это необходимо для высокой цели, я проявляю свободу. Следовательно, свобода – это нравственное требование. Однако свобода не выступает как общеобязательный принцип. В общественном сознании можно легко обнаружить феномен «бегства от свободы» и подавления свободы.

Свобода человеческого хотения определяет его выбор и действия. Но находится ли это хотение во власти человека? Считается, что человек волен выбирать и делать то, что он хочет. Но может ли он в действительности хотеть того, что он действительно хочет? Ведь, возможно, существует некоторая цепь причинности, в которую вплетена воля каждого человека, и тогда хотение не может быть свободным. Возможен также вариант, при котором такой цепи нет в природе и воля каждой конкретной личности самостоятельна. Но тогда под вопрос встаёт идея единства мира.

Если рассуждать о случайности в нашей жизни, то ярким примером будет выступать сцена из фильма Жако ван Дормеля "Господин Никто". Ведь порванные шнурки маленького героя во время погони за уходящим поездом матери предопределили его будущее. Не порвись шнурки — он бы спал со своей сводной сестрой, покуривая травку, а так он ухаживал за отцом и разбился на мотоцикле в одной реальности и стал влиятельным и богатым человеком в другой. В любом случае плохое качество шнурков — это случайность, на которую он никак не мог повлиять, но эта маленькая деталь определила его характер и будущее, как это сделали и другие малозначимые детали по ходу его жизни. Зачастую, нам кажется, что мы можем контролировать эти вещи, либо они незначительны, а влияет на наше поведение, настроение и идеи что-то более крупное: наполненная философскими идеями книга, сильная личность, родители, друзья. А так ли оно на самом деле?

-"Почему дым не возвращается в сигарету? Почему молекулы разлетаются друг от друга? Почему клякса не принимает снова четкую форму? Потому что вселенная стремится к распаду. Это и есть принцип энтропии- стремление вселенной к состоянию растущего беспорядка. Принцип энтропии связан с понятием стрелы времени,  результатом расширении вселенной. Но что случится если силы гравитации перевесят расширяющую силу или энергия квантового вакуума окажется слишком слабой? В этот момент во вселенной может начаться другая стадия - большое сжатие. Так что же произойдет со временем? Пойдет ли оно вспять? Никто не знает ответа." 
 Действительно, у каждого из нас есть прошлое, настоящее и будущее, и все три времени взаимосвязаны. Поэтому, строя грядущее, человек должен задумываться над своими поступками, отношением к людям, профессии, к миру, окружающему его.

Нельзя тратить время на пустые разговоры, на лежание на диване, на безумное добывание денег, на бездействие, а главное - нельзя изменять самому себе. Человек должен понимать, что потерянное время – это потерянная жизнь.  Время – наше сокровище, которое мы не ценим и тратим впустую. Торопя жизнь или замедляя её, человек пропускает самое главное – саму жизнь. Тот, кто привык откладывать всё на потом, будет наказан: потеря времени обернётся пустотой, одиночеством, чувством неприкаянности, ранним старением души и тела. Не зря же Евгений Шварц утверждает: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».
К сожалению, с возрастом время не замедляется, а наоборот, начинает идти быстрее. Для маленького ребенка один день – это целая вечность, а для пожилого человека эти дни пролетают, будто мгновения, очень быстро.

Кроме того, время – это еще и удивительный лекарь, который помогает человеку пережить тяжелые жизненные потрясения.
  Относительно пространственных измерений мы можем двигаться во всех направлениях: вперед и назад, вправо и влево, но по отношению к временному измерению мы не можем этого делать. Только вперёд, только с грузом того, что мы накопили в прошлом. Об этом и говорит господин Никто в одной из своих реальностей, в которой он является телеведущим.

Можно оградить пространство, но не время. На старое место можно вернуться, время же необратимо. Мы можем беспрепятственно путешествовать в будущее – со скоростью человеческой жизни, но запрет на путешествие в прошлое категоричен. Попав в прошлое, человек или вещь могли бы привести к абсурду события нашего времени. Время необратимо, а это значит, что уже невозможно изменить порядок раз проделанных ходов, невозможно поставить следствие раньше его причины. “В одну и ту же реку нельзя войти дважды“, говорил древнегреческий философ Гераклит. “И река уже не та, и я изменился“.

Все мы ; рабы времени, пленники прошлого или будущего. Мало кто живет настоящим, наслаждаясь каждым днем: одних чересчур волнует будущее, другие живут былым. Зацикленность на былом или грядущем отравляет жизнь, не дает ощутить ее в полной мере, познать со всех сторон. Но без дум об этом не обойтись, иначе можно забыть о чем-то важном, оставшемся в прожитом, или, не задумавшись о предстоящем, не понять, чего хочется от жизни. Время ; наш друг, и лишь от нас самих зависит, в какую сторону мы будем крутить стрелки циферблата, чтобы устроить жизнь.

Время не стоит на месте. Оно куда-то стремится, бежит и такое чувство, что чем взрослее становлюсь я, тем быстрее начинает двигаться время. С каждым годом все больше и больше разрабатываются новые технологии. Я уже немного не успеваю за быстрым темпом развития человечества.

Чем прогрессирующе становится мир, тем больше требований он предоставляет простому человеку, но мы не можем с такой силой прогрессировать. Мы же люди. Нам нужно все тщательно обдумать, взвесить все «за» и «против» и только тогда принять ответ, в котором мы и так будем не до конца уверены. А мир на данном этапе развития уже требует от нас только «да» или «нет», и времени на обдумывание не дает.

В принципе, во многом стало легко. Не нужно ждать годами, пока встретитесь или пока дойдет письмо, все мгновенно. На поиски какой-то информации уходи намного меньше времени, да и возможно найти ответ на любой вопрос. Но вот только вы не задумывались, что с таким быстрым темпом развития так, же быстро и пролетает жизнь. Мы не успеваем нарадоваться таким мелочам, как снег зимой, тепло летом, цветение весной и листопад осенью. Все это пролетает мимо нас с огромной скоростью, и мы даже не обращаем на это внимание. Мы сами подгоняем время и не даем ему замереть хотя бы на секунду.

 Как писал Леонардо да Винчи, когда вы опускаете руку в реку, то вы трогаете "прошлое" для тех, кто выше по течению, и "будущее", для тех, кто находится ниже по течению. Действительно, вода, которой вы касаетесь, уже текла выше по течению в прошлом и будет течь ниже в будущем. И от такого парадоксального наблюдения недолго было до первого описания принципов полета во Времени. Быть может, великий Леонардо даже думал над этой проблемой, но идею перемещения во Времени он не высказал вслух. Его, как и многих других до него, интересовало не движение Времени и движение во Времени, а лишь связь Времени с движением.

Существование движения - факт вроде бы очевидный. Но - не для древнегреческого основателя элейской школы Парменида (ок.540-ок.470 до н.э.). Если сейчас мысли этого философа вызывают недоумение, то у его современников - иронию и возмущение... Идеи Парменида развил его ученик - Зенон (ок.490-430 до н.э.), который, чтобы защитить учителя и заставить современников сомневаться в своих умственных способностях, создал свои знаменитые апории, среди которых самая известная - "Стрела". Она ставит очень простой, казалось бы, вопрос: движется ли летящая стрела? Что за вопрос - конечно, движется, но... не спешите это утверждать. В каждый момент времени стрела находится в определенном месте, иными словами, покоится в нем. Но при этом она все-таки движется и может долететь до цели! Так движется стрела или покоится?.. Продолжив логически рассуждения, можно спросить, есть ли движение или оно принципиально не существует? Есть ли Время, наконец?!

-"Я помню что было еще очень давно до моего рождения. Я ждал вместе с теми, кто еще не родился .Пока мы еще не родились, мы знаем все что случится потом. Когда приходит твой черед ангелы забвения прикасаются пальцем к твоим губам. На верхней губе от него остается след . Это значит что ты все забыл, но меня ангелы пропустили. Потом ты должен выбрать папу и маму."

А может и вправду ещё до нашего рождения мы знали все наперед, а потом нам каким-либо волшебным способом стерли память? И теперь мы думаем, будто принимаем решения и сами способны что-то сделать? Но мир огромный, великий и человеческому разуму это знание просто недоступно. Как недоступно, допустим цыпленку, который находится в яйце. Ну что он может знать о нашей земной жизни? Абсолютно ничего. А что может знать ребенок в утробе матери? Тоже абсолютно ничего. А когда цыпленок из яйца вылупится, и когда ребенок родится, откроет глаза, придет в сознание - он сам увидит этот великий мир.

Вот и мы с вами живем на земле как цыплята в скорлупе или как ребенок в утробе матери. А когда придет время - мы родимся, мы проникнем в духовный мир. В мир вечности, где все происходит по-другому. Здесь другие законы. Может быть, люди не умирают, они просто переходят из одного состояния в другое? Ведь цыпленок из одного состояния, из скорлупы выходит не для того, чтобы исчезнуть, а что бы жить. Точно так же и младенец в утробе матери уже рождается не для смерти, а для жизни. Для полной жизни. Это очень интересно, может быть, и тот, кто войдет в обитель Рая после Страшного суда, обнаружит там совсем другие законы.

У человека есть огромное желание жизни, но при этом  мы видим, что вокруг нас умирают люди. Но у нас внутри чувства этого нет. Мы только умом понимаем, что придет время и наступит наш конец, но внутри этого чувства нет. Может быть, этого чувства не возникает из-за того, что мы созданы для вечности? А почему бы и нет? Ведь наше тело это материя, мумия другими словами. А душа это что-то сакральное, недоступное для раскрытия многим другим людям.

Душа человека — это действительно единственное вечное, что принадлежит земной жизни, и потому ценность души не может быть сравнена ни с чем. А из этого следует вывод: если это самая великая ценность, то человек должен заботиться в первую очередь о состоянии своей души.

Каждый может сейчас мысленно задаться вопросом, какое место на шкале ценностей у него занимает забота о собственной душе — хотя бы с точки зрения простых временных категорий. Сколько времени мы тратим на нашу душу? Сколько мгновений в день мы задумываемся о том, что происходит внутри нашей души? Сколько усилий мы направляем на то, чтобы изменить состояние души к лучшему? Сколько материальных средств мы на это обращаем? И получается, что если у кого-то эта цель и существует, то и в этом случае она остается на самом последнем месте.

Это простая констатация факта — без всяких натяжек и преувеличений. Мы живем так, будто мы не обладаем бессмертной душой. Мы заботимся о материальном — о доме, о машине, об одежде, об отпуске. Мы вкладываем в это большие ресурсы, тратим силы, забывая о том, что все это обратится в прах — вечной будет только душа.


Рецензии
Человек до поры до времени не знает, что он, как личность в облике души своей, также обречён на бессмертие, как и он же в облике тела своего обречён на смерть. Для вечности надо духовно созреть, чтобы не утонуть в ней, потому каждому из нас не дано знать о ней преждевременно.

Замечательная статья.

Николай Каркавин   25.11.2018 07:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.