Старый двор

    У Николая Сергеевича всегда возникает какое –то необычное чувство, когда въезжает в это старый двор. Сколь лет прошло со дня первого посещения этого двора?  Всё тот же въезд между двумя домами. Слева двухэтажный двенадцати квартирный дом, а справа на восемь квартир. Правый дом под номером 4 построен одним из первых в этом рабочем поселке. Был жаркий август 19.. года. Какая разница в каком году это было. Скоро будет шестьдесят лет. Сергеевич  жил в этом дворе не больше двух лет, но часто приезжал непременно его посещал. Вначале в левом, первом по нумерации дома номер два, жили два брата с семьями в трёхкомнатной квартире.
   Строились эти два дома на бывшем совхозном поле, где несколько лет вперёд выращивали сельские труженики хлопок, которого не хватало в стране. Через посёлок проходила улица, по которой был выезд в краевой центр. Асфальта не было. В конце лета, когда поспевал виноград. Со всех хуторов тянулись подводы груженные спелыми ягодами на местный винзавод. А в Птичьем выращивали ежегодно веники. Связав торговали ими на рынке. Летом с дороги поднималась пыль, а в ненастную погоду после дождя или снега за обувью тащилась липучая грязь. В обиход на долго вошло изречение «Летом пыльное – зимой грязное невылазное». У каждого подъезда или входа в здание стояла ёмкость с водой и голяк для мытья обуви. Следили за этим строго. Обувь, которую все носили зимой, была однотипна. Кирзовые или резиновые сапоги у мужчин. Женщины ходили в резиновых сапогах или полусапожках. И только спустя пять лет, после заселения первого дома, начали строить дорогу. Первоначально это был щебень перемешанный с битумом. Первая благоустроенная дорога в районном центре. От головных сооружений до автостанции, которая здесь находится со дня начала автобусного движения. Дорога была продолжением улицы «Колхозная». Построив и сдав в эксплуатацию первый дом (№ 4), появилась нужда в почтовом адресе. Улица «Колхозная» не только резало слух, но и оскорбляло всех работников газовой отрасли. Единогласно приняли решение считать это посёлком «Газопровод». До настоящего времени все дома имеют этот адрес с нумерацией номера дома. Первые автобусы – тентом крытые бортовые машины. В своём большинстве на машине ГАЗ 51. Чешские автобусы появились в начале 60-х.
   А двор жил своей жизнью. Пешеходная дорожка, проложенная от посёлка была не широкой и выполнена из бетона, вдоль которой высадили тополя под надзором агронома – садовода. Ещё долгие годы она наблюдала за деревьями и оберегала их. Выговор получал любой, если позволял сломать ветку, за которую цеплялся головой. Часть тополей поселилась и в нашем дворе. Несколько деревьев  было посажено вокруг дома № 2. Деревья приносили тень и собирали пыль всю свою деревянную жизнь, что составляло более 69 лет. У восьми квартирного дома не стали сажать тополя, а высадили клёны и другие деревья. Дома были обнесены, согласно проекта, деревянным штакетником. В проходах сделаны калитки. На въезде во двор – ворота. Проход скота был недопустим.  Деревья, при малом своём росте, большой тени не давали и придомовые участки было раскопаны под огороды. Это небольшие грядки по выращивание овощей. Некоторые жильцы высаживали малину. Наделы под картошку выделялись на закреплённых земля за управлением. На узле подключения, над трубопроводами, раскапывались участки. Выделялась земля рабочим, которые усердно боролись с амброзией. Нет, это не то божественное растение. Сюда, в двадцатых годах прошлого столетия, вместе с американской помощью голодному населению страны были завезены этого сорняка вместе с личинками колорадского жука. Двор между домами был свободный и большой в границах ограждения. Во дворе был построен общественный туалет. Просуществовал он довольно долго и впоследствии снесён. Вначале это место обходили, но впоследствии бетонные кольца забиты мусором и построен сарай. Для общественного пользования была устроена сушилка для белья из оцинкованного провода связи. Сушилка осталась, но за всё время жизни двора менялось крепление провода. С установкой в центре двора столба освещения, провод закрепили через изолятор. В сырую погоду мог произойти пробой и попасть под напряжение инженеры двора допустить не могли.
Устроили здесь и общественную печь для выпечки хлеба. Пользовались по очерёдности. Регулярного обеспечения хлебом ещё не было. Печь просуществовала не долго была снесена. ОРС наладил регулярное обеспечение хлебом. Во дворе был один гараж, в котором стояла машина Ивана Филипповича со стареньким «Москвичом». Он обгорел во время аварии на компрессорной станции в Привольном. Голова постоянно было под повязкой из бинта. Вот все первоначальные впечатления от двора. Прошло время. Бараки, построенные для строителей компрессорной станции, постепенно стали не устраивать жителей по причине отсутствия удобств и недостаточности места строительства жилья. Было решено пустить их под снос. Снос означал хорошо поработать бульдозеру. Кровля бараков была выполнена из шифера, стены из природного камня из Московского карьера (ракушечника), а пол и потолок из неизвестного материала и скорее всего обычные лаги и доски. Мужики решили разобрать бараки вручную, в не рабочее время, и построить сараи. Так во дворе появились сараи с каменными стенами и покрытые тем же шифером.
   Первые жители домов. Их судьба была разная. Во втором доме, в первой квартире, жили Леонид и Михаил Карпухины. Трёхкомнатная квартира. Каждой семье по комнате. Зал и всё прочее – общее. Оба брата поступили на работу в качестве водителей. Леонид впоследствии выучился на машиниста – турбинных установок, но проработал не долго и ушел к генеральному подрядчику в СУ-8. Михаил перешел работать к подрядчику электрогазосварщиком. В последствии в квартире жила семья строителей. Начальник службы ЭВС – Калашников, где и проживает его младший сын проживал на втором этаже. Во второй квартире семья Галицких. Юра и Лена работали инженерами КИПиА и переехали в Москву. Всё время жили в Коммунарке. В третьей квартире семья Черкашиных с двумя детьми. Черкашин в восьмидесятые годы работал  в СУ-6 «Нефтегазмонтаж». В седьмой  Марьин девятой семья Кудри И.С., Прибытко в десятой, Далее Карпухина Анна, в двенадцатой Монины.
 В четвёртом доме: Мерзликин, Пупукин, Бретман, общежитие (Макаровы), Поповы, Турбин, а после него Русанова Раиса Ивановна, Хижняков (Шелковины), Юдин С.И. (Авдеев, Хижняков). Годы шли и жильцы в домах менялись. Менялось и благосостояние жильцов двора.
  Первоначально кроме машины Филипповича техники передвижения во дворе не было. У Карпухина Михаила появился мотороллер -Тула 200.Это был шедевр того времени, хотя и требовалось его чинить довольно часто. Как часто бывает, между братьями, всегда идёт соревнование. Кто круче? Леонид покупает мотоцикл «Минск». Он «сочинил» для мотоцикла сарайчик не доходя до туалета. Впоследствии на этом месте будет стоять гараж с его «Москвичом». Он не жадничал и давал свою  технику покататься, где и успел показать себя Николай. Хочется заметить, что Леонид, когда приезжал поздно с работы домой (после двенадцати, а рейсы разные по продолжительности), то выключал двигатель далеко от домов и вкатывал своего коня ведя за «рога» в стойло, чтобы не разбудить соседей. Построили сараи, а вместе с этим и Мерзликин гараж. У него уже появились «Жигули». Народ богател. Вместе с улучшением благосостояния менялись  и отношения во дворе. Теперь переставали ходить на праздник двором в лесополосу на пикник или выезд коллективом в Московский лес. Раньше чем у Мерзликина появились жигули у Калашникова и были вишнёвого цвета. Монин вершись из заграничной командировки в Иран привёз машину «Волга». Места во дворе под гараж уже не нашлось. Ближайшее место за сараями. У Хижняковых машины не было. Планировалось собрать автомобиль на базе инвалидной машины, что осталось только планом. Гараж всё же был построен, куда и ставили купленный мотороллер. У Макарова был всепогодный велосипед. С раннего утра он объезжал ближайшие окрестности и знал, что растёт на совхозных полях.
 Двор ещё не успел отпраздновать своё десятилетие как коллективными силами была построена беседка в центре двора под ночным фонарём. У забора с бывшим детским садом соорудили стол. Здесь пенсионеры двора проводили свой отдых играя в «козла». Не одна колода карт здесь была изношена в руках заслуженных пенсионеров. В тёплое праздничное время   здесь собираются уже новые жильцы за угощением. Из старожилов двора остался Леонид Васильевич, да дочка Монина Ольга, которая родилась здесь и прожила всю жизнь.
   Мама Ольги была педагогом и в праздничной районной газете (в Советские праздники) появлялись её стихи, которые она подписывала своим псевдонимом. Не обходился двор и без острого замечания и хлёсткого анекдота. После посещения Индиры Ганди СССР, Попова вышла во двор в ярком цветастом халате. Это ей специально привезла Ганди! На приобретение Кудрей Мотоцикла с коляской во дворе  гулял анекдот.
Купили Иван с Марьей мотоцикл с коляской. Иван вытирает с него пыль, а Марья наблюдает за действиями мужа.
- Вань, вот если бы ещё одно колесо, то была бы машина!
Иван посчитал, что она оскорбила покупку, мотоцикл и самого Ивана.
- Вот если тебе ещё две сиськи, то и корова бы была не нужна!
Марья не смогла стерпеть обиды.
- Вот если бы у тебя был на сантиметр больше, то и квартиранта не держали!!!...

25.01.18


Рецензии