Водка- хлеб наш насущный

История пития водки в СССР

Водка в СССР была жидкой валютой, твердой отплатой труда сантехников, частной деятельности трактористов, и порюмочной мздой мелких предпринимателей. Водку в Советском Союзе не пили - ее «кушали». Именем водки отмечали вехи правления генеральных секретарей. Как мы знаем, любое изменение цены на "горькую" влияло на общество и политику Вспомним самые известные витки цен на алкоголь в нашей истории. Каждое из них можно назвать знаковым…

"Рыковка"

В 1924 году, к 10-летней годовщине введения сухого закона новое советское государство решилось на ответственный, но опасный поступок - разрешить продажу водки. Интересные воспоминания об этом сохранились в тогдашних газетах: "В первый день выпуска сорокаградусной люди на улицах... плакали, целовались, обнимались. Продавать ее начали в 11 часов утра, а уже в 4 часа все магазины были пустые".
 Культ нуждается в фольклоре - в народе появилась своя градация водочной посуды: "Если кому нужно купить сотку, то просят — дайте пионера, полбутылки - комсомольца и бутылку — партийца". В Москве продажа советской водки началась 4 октября 1925 года, в воскресенье. У магазинов, торговавших спиртным, выстроились очереди, как в 90-м к "Макдональдсу". В среднем продавали по 2000 бутылок в день. Появление водки в продаже обухом ударило по промышленности, на работу не вышло много рабочих, а многие из тех, кто все же решился на трудовой подвиг, к обеду "доходили до кондиции".
   Самая народная водка в истории России была прозвана в народе "рыковкой", по фамилии председателя Совнаркома Алексея Рыкова. Поллитровая бутылка стоила всего рубль. Качество её было, мягко говоря, неутешительным. "Рыковку" даже называли "полурыковской", настаивая на том, что сам товарищ Рыков (в народе за ним закрепилось клеймо горького пьяницы) в Кремле пьёт водку в 60 градусов, а народу достается разбавленная, 30-градусная.
   Со своей "водочной инициативой" Алексей Рыков стал популярным героем анекдотов. Есть, например, такой: "Рыков напился по смерти Ленина по двум причинам: во-первых, с горя, а во-вторых, от радости".

Водка как экономический фактор

В 1940 году на среднюю зарплату можно было купить 28 бутылок водки, в 1950 - 29, в 1970-м - 40. То есть резкое снижение стоимости "горькой" случилось уже после смерти Сталина. Что же было при Сталине?
 
 
   Сталин понимал, на что идет, когда отменял "сухой закон" в 1924 году. В письме Молотову от 1 сентября 1930 года он писал, что вокруг Польши формируется военный блок. Генсек писал: " Нужно отбросить ложный стыд и прямо, открыто пойти на максимальное увеличение производства водки на предмет обеспечения действительной и серьезной обороны страны".
   Вместе с развитием водочной промышленности Сталин разрешил создавать в России общества трезвости. И эти общества стали иметь серьезный вес, собирали многотысячные митинги. На улицы выходили даже дети с агитплакатами: "Папа, не пей!", "Папа, приходи домой трезвый", "Не спирт, а хлеб". Большой общественный резонанс, который мог обернуться свертыванием производства водки, а как следствие - урезанием бюджета на ВПК, заставил Сталина в концу 30-х закрыть общества трезвости.
Сталин открыто использовал "водочные манипуляции" в политических целях. Серьезную алкоголизацию вызвало введение "наркомовских 100 грамм". Фронтовики, вернувшиеся с фронтов уже не могли обходиться без водки на столе.

Реформа и декабристы.
   В пятидесятых годах прошлого века цены на водку колебались от 21 рубля 20 копеек за водку обыкновенную ("сучок"), до 30 рублей 70 копеек за бутылку "Столичной". В 1961 году была проведена денежная реформа и цены на водку выросли. Водка "сучок" исчезла, "Московская" стала стоить 2 рубля 87 копеек, "Столичная" 3 рубля 12 копеек.
   Народ слагал стихи: "Товарищ верь, придет она - на водку прежняя цена... ". Прежние цены, однако, не вернулись, бутылки получили пробки из фольги, с "козырьком". В дальнейшем для повышения цены, указов уже не издавали. Просто выпускали водку под другой "фамилией" и с другой ценой. Так появились "Особая", "Отборная", "коленвал", "андроповская", "Русская", "Пшеничная"...
Интересно, что в то же время вышел указ, по которому пьяниц сажали на 15 суток и брили наголо. Указ вышел в декабре и всех, от него пострадавших, дразнили "декабристами". Популярней "Пи"
     В начале 70-х годов цифры 3.62 были знакомы больше числа Пи. В мае 1972-го вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма". Тогда же водка подорожала до 3 рублей 62 копеек, в свободной продаже остался всего один ее сорт, именуемый в народе "Коленвал" (на этикетке надпись "Водка" была выполнена наподобие коленчатого вала).
 
 
   Тогда же "горькой" стали торговать с 11 утра – этот час острословы прозвали "ленинским": оказалось, если один из юбилейных рублей, выпущенных в 1970 году к 100-летию вождя, приложить к циферблату часов, то Ленин поднятой правой рукой указывает ровно на 11 часов.
     Цена на водку, цифры 3.62 прочно вошли в сознание народа, их обессмертили и произведения искусства. К примеру, в фильме Гайдая аферист Милославский называет номер телефона: "Добавочный три шестьдесят две".

 

 Подорожание водки в СССР в 1981 году (цена повысилась до 5 рублей 30 копеек) породило новый виток народного творчества и выявило глубинную взаимосвязь между спиртным и политическими изменениями.
Повышение цен на водку в 1981 году связывают с Афганской войной. Ежегодно СССР тратил на Афганскую войну порядка 2-3 млрд американских долларов. Советский Союз мог себе это позволить при пике цен на нефть, который наблюдался в 1979-1980 годах. Однако с ноября 1980 года цены на нефть начали резко падать, повышение цены на водку было вынужденной мерой.
Народ не стал пить меньше, но стал больше тратить на алкоголь, отчего картина "русского пьянства" становилась все более мрачной.
"Андроповка"
Один из проверенных способов остаться в веках - пустить в оборот дешевую водку. Пусть цена её будет не многим ниже, чем у предыдущей, но ей обеспечено звание "народного продукта". Знаменитой водкой стала "Андроповка". В народе существовала еще одна расшифровка названия продукта: «Вот Он Добрый Какой Андропов». «Вот Она Доброта Коммуниста Андропова».
Цена новой бутылки была на 10% ниже, чем цена самой дешевой водки. "Андроповка" поступила в продажу к 1 сентября 1983 года и сперва была названа «первоклассницей» или «школьницей».
Ставшая легендарной водка прожила недолго и через два-три года во времена Горбачева тихо сошла на нет, хотя она и была советским водочным хитом сезона 1983-1984 годов.

Горбачевский пик

Одним из основных пунктов программы Горбачева была борьба с алкоголизацией страны. Для этого были все предпосылки: страна спивалась. Горбачев резко поднял цены. «Андроповка», которая стоила до начала противоалкогольной кампании 4 рубля 70 копеек, исчезла с прилавков, а с августа 1986 года самая дешёвая водка стоила 9 рублей 10 копеек.
   Горбачевская реформа нанесла ущерб советской бюджетной системе, поскольку ежегодный розничный товарооборот в среднем сократился на 16 млрд рублей. Народ очень живо откликнулся на преобразования. Стали ходить частушки: «На недельку, до второго», закопаем Горбачёва. Откопаем Брежнева — будем пить по-прежнему".
    По прошествии лет можно сказать, что все плюсы кампании, вроде повышения рождаемости, сработали в долгосрочной перспективе, а все минусы - ударили по стране здесь и сейчас. В середине 80-х СССР уже был не готов к потере 10-12% налоговых поступлений в бюджет. В длинных очередях за спиртным и так невысокий престиж руководства упал совсем низко…
    Посмотрим теперь, как все эти манипуляции с ценами и временем продажи, скажутся на новой истории нашего государства...

Ещё в январе 1940 года во время Советско-финской войны народный комиссар обороны К. Е. Ворошилов обратился к И. В. Сталину с просьбой выдавать бойцам и командирам РККА по 100 граммов водки и 50 граммов сала в день ввиду тяжёлых погодных условий (морозы на Карельском перешейке доходили той зимой почти до ;40 °C). Соответствующее распоряжение немедленно поступило в войска, при этом танкистам норма была удвоена, а лётчикам было решено выдавать по 100 граммов коньяка.
С 10 января по начало марта 1940 года военнослужащими РККА было выпито более 10 тонн водки и 8,8 тонны коньяка. Именно тогда в войсках появились такие термины, как «ворошиловский паёк» и «наркомовские 100 грамм».
25 августа 1941 года заместителем наркома обороны генерал-лейтенантом интендантской службы А. В. Хрулёвым был подписан уточняющий постановление ГКО приказ № 0320 «О выдаче военнослужащим передовой линии действующей армии водки по 100 граммов в день». В приказе оговаривалось, что наравне с бойцами, сражающимися на передовой, водку должны получать также лётчики, выполняющие боевые задания, и инженерно-технический состав аэродромов действующей армии. Водку развозили по фронтам в железнодорожных цистернах (по 43—46 цистерн в месяц). На местах её переливали в бочки или молочные бидоны и отправляли в части и подразделения.
После того как к весне 1942 года на фронтах сложилось тяжёлое положение, в ГКО решили дифференцировать выдачу алкоголя. Проект постановления комитета предусматривал «сохранить выдачу водки только военнослужащим частей передовой линии, имеющим успехи в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, увеличив её до 200 грамм в день». Однако И. В. Сталин собственноручно внёс поправки в этот проект, сохранив «наркомовские» только для тех частей передовой линии, военнослужащие которых ведут наступательные операции. Остальным же военнослужащим передовой линии 100 граммов водки полагалось лишь по праздникам. В число таковых входили революционные и общественные торжественные дни: годовщина Великой Октябрьской социалистической революции (7 и 8 ноября), день Конституции (5 декабря), день Нового года (1 января), день Красной Армии (23 февраля), дни Международного праздника трудящихся (1 и 2 мая),Всесоюзный день физкультурника (19 июля), Всесоюзный день авиации (16 августа), день полкового праздника (сформирования части); проектом предусматривался ещё и Международный юношеский день 6 сентября, но Сталин его из списка вычеркнул. Постановление ГКО № 1889с «О порядке выдачи водки войскам действующей армии» вышло 6 июня 1942 года.

Незадолго до начала наступления Красной Армии под Сталинградом порядок выдачи алкоголя вновь изменили. 12 ноября 1942 года выдачу 100 граммов возобновили для всех, кто находился на передовой и вёл боевые действия. Тем, кто служил в тылу — дивизионным и полковым резервам, стройбату, работавшему под огнём противника, а также раненым (по разрешению врачей) — полагалось 50 граммов водки в день. На Закавказском фронте было решено вместо 100 граммов водки выдавать по 200 граммов портвейна или по 300 граммов сухого вина.
Очередная коррекция норм выдачи алкоголя произошла уже через 5 месяцев. 30 апреля 1943 года вышло постановление ГКО № 3272 «О порядке выдачи водки войскам действующей армии». В приказе НКО предписывалось:
1. Прекратить с 3 мая 1943 года массовую ежедневную выдачу водки личному составу войск действующей армии.
2. Выдачу водки по 100 граммов в сутки на человека производить военнослужащим только тех частей передовой линии, которые ведут наступательные операции, причём определение того, каким именно армиям и соединениям выдавать водку, возлагается на военные советы фронтов и отдельных армий.
3. Всем остальным военнослужащим действующей армии выдачу водки в размере 100 граммов на человека в сутки производить в дни революционных и общественных праздников[1].
Сразу после Курской битвы водку впервые стали получать части НКВД и железнодорожные войска. Отмена выдачи водки в армии произошла в мае 1945 года после победы над Германией.
  В послевоенных Вооружённых силах алкоголь в виде сухого вина в количестве 100 граммов в день выдавался только экипажам атомных подводных лодок ВМФ СССР в период боевого похода.
Нет никаких доказательств того, что выдача алкоголя как-либо помогала воевать. Для медицинских целей спирт был нужен (дезинфекция ран, использование в качестве наркоза при отсутствии других средств и т. п.), однако при употребления внутрь «наркомовская чарка» больше мешала воевать, чем помогала. Она приводила к значительному росту неадекватного поведения бойцов, рассеиванию внимания и сосредоточенности и, следовательно, сильному ухудшению боевых качеств людей, а также к увеличению числа обмороженных, так как вопреки народному заблуждению, водка создаёт только видимость согрева. Поэтому в послевоенные годы данная мера подвергалась большой критике.
«Нам в десанте давали эти пресловутые „сто граммов“, но я их не пил, а отдавал своим друзьям. Однажды в самом начале войны мы крепко выпили, и из-за этого были большие потери. Тогда я и дал себе зарок не пить до конца войны … Кстати, на войне ведь почти никто не болел, хотя и спали на снегу, и лазили по болотам. Нервы были на таком взводе, что не брала никакая хворь. Все само проходило. Обходились и без ста грамм. Все мы были молоды и воевали за правое дело. А когда человек ощущает свою правоту, у него совсем другие рефлексы и отношение к происходящему».
Режиссёр Григорий Чухрай
«Вообще выдавали их только перед самой атакой. Старшина шел по траншее с ведром и кружкой, и те, кто хотел, наливали себе. Те, кто был постарше и поопытнее, отказывались. Молодые и необстрелянные пили. Они-то в первую очередь и погибали. „Старики“ знали, что от водки добра ждать не приходится»
ВОДКА ааа!!!
   Водка делает человека радостным и грустным, счастливым и безнадёжно глупым, богатым и бедным. От водки  можно летать в облаках и чаще оставаться на дне, на помойке. Водка придаёт смелость и она же вселяет в человека глупость и безнадёжные поступки. Под хмелем женятся и рушатся семьи.
И всё Водка? Водка лечит, водка  и она же убивает.
 А мы все её РОДИМУЮ и употребляем!

А что было в НАРОДЕ!?
Помню послевоенные голодные 1946, 47 годы. В деревне в магазине водки не было. Не до этого было потребительской кооперации. Возить на лошадях, которых в деревне не было, за тридцать километров довольно накладно. Лошадей в колхозе было две или три, да и то выбраковываные из армии. Несколько пар волов – вся тягловая сила в деревне. Привести дрова из леса большая проблема. Даст председатель эту пару волов неизвестно и часто дрова одинокие и многодетные женщины тащили на себе  из близлежащего оврага. Да и какие лошади, если хлебозаготовку колхозу приходилось выполнять за счёт молодых девчат и ребят. Пуд ржи в заплечный мешок и в районный центр по бездорожью. Там, поднявшись на колокольню закрытой в тридцатые годы церкви, и перейдя по переходу ссыпать на пол. Пешком «тридцатник» километров назад.  А утром вновь выполнять хлебосдачу. За это поставят трудодень, на который получишь ли двести граммов ржи? Жизнь колхозника в послевоенные годы напоминала лагерь без колючей проволоки, где всё зависело от председателя колхоза. Если деревня большая, то ещё и от бригадира. Поскольку русские деревеньки были небольшие, то всему «голова» и был председатель. Да и его ноша была тяжела. Редко кто выдерживал три срока. В деревне на председателя часто жаловались в район на его заскоки. А ведь это односельчанин выбранный и завтра он мог стать рядовым колхозником. Это заставляло его жить с оглядками и не обижать своих деревенских. За то, что выделит волов привести дров ему полагался от многодетной колхозницы «магарыч». Припрятанная за печкой бутылка мутного свекольного самогона. Да и что можно было сделать полностью бесправной, беспаспортной женщине с тремя – четырьмя детьми?
   Председатель был прокурор, судья, адвокат и мать родная. Ввели паспорта в деревне, но не все спешили его получить, поскольку с паспортом ехать от семьи было некуда. Исключение составляла молодёжь, которая после школы могла поехать в город или на учёбу. Здесь нужен был паспорт. Разрешение на это давал председатель. Он мог отдубасить или отругать. За воровство помиловать или передать дело в суд. Спустя после войны ещё тридцать лет после войны, данные порядки в деревне – сохранялись.
  Стимул магарыча оставался. Если бригадира угощали, то он мог послать на более лёгкую работу, получить от него какую-то льготу. Содружество в деревне всегда сопровождалось помощью соседей. На тяжелую работу, не в силах выполнить один, хозяин приглашал соседей. За оказанную помощь не платили. Денег в деревне, просто, не было. Опять надо поставить магарыч с хорошей закуской. Появлялись в деревне машины. Шофер был в авторитете. В середине 50-х одна или две машины на колхоз. Председатель выделял машину, а водитель за услугу принимал угощение. Временами. «магарыч» ценился выше оплаты деньгами. Это сближало людей в неторопливой беседе и роднило мужиков. В обиход вошли выражения: «А я с тобой пил?», «А ты мне наливал?». В городах чаще за услугу получали деньгами. Встретиться ещё раз не представлялось возможным и завязывать дружбу не имело резона. За столом появлялись друзья.
 Не имей сто рублей, а имей сто друзей!
Так пили - ли водку в СССР? Водку пили и это однозначно. Пришедшие с войны воины не увлекались этим зельем. Пить было не за что, да и некогда. Семью надо содержать, а зарплаты не разгонишься. В праздники, которые широко отмечались в нашей стране, 1 Мая и 7 Ноября, устаивались гулянья с весельем и непременным употреблением спиртного. На религиозные праздники было незаметное домашнее застолье, Религиозные праздники в обществе осуждались. В большей степени началось употребление в 70 годах. Народ стал более заточным. Отдельные пьяницы были как до революции, так и в Советское время. Начали  появляться медицинские вытрезвители. Милиция без разбора забирала подвыпившего мужика и проводила холодное купание из брандспойта. Следовал ночлег с уведомлением на место работы и штрафом. Начали появляться ЛТП. Лечебно - трудовой профилакторий. И там тоже пили. Кто хотел с этим завязать не пили и воздерживались. Это было не столько лечебное учреждение, сколько дешевая рабочая сила на низко оплачиваем работе. В Саратовском в ЛТП производили шлифовку и доводку хрустальных изделий. Дышать приходилось пылью содержащей свинец. В наше время ведётся постоянное увеличение цен на вино – водочные изделия с целью борьбы с пьянством, но самогонных аппаратов в продаже множество. Изготовление для себя напитка и настоянного на травах из натуральных продуктов превосходит все водки из нефти.
Будем здоровы!


Рецензии