Пацифист

     Брянские леса простираются на многие километры и подходят вплотную к Белёву, городу Тульской области. Да и сам Брянск получил название от этого леса. Когда-то непроходимых дебрей. Ещё более дальние времена, любил эти места разбойник Кудеяр брат Ивана Грозного или сын Жигмонда Батори, в устном народном творчестве – легендарный разбойный персонаж русского фольклора с 16 века. Вместе со своими разбойника эти места были ему пристанищем и часто скрывался в непроходимых  лесах. Никому не известно о роли его как кудесника, но разбойника – однозначно. Грозное имя Кудеяр было известно не только в здесь, вдали от наторённых трактов, но и на Волге, в Саратовской области, часто промышлял своей работой и грабил обозы богатых купцов. Ещё одна версия гласит, что им мог быть предатель Кудеяр Тишенков (XVI в.) — сын боярский, родом из г. Белёва.
    Но это дела давно минувших дней. Мне показывали овраг, в пяти километрах  от бывшего большака Болхов – Козельск, который назывался Кудеяровским. Овраг был глубокий и соединялся с двумя другими, образуя своеобразный полуостров.  Непроходимый и глухой лес мог спрятать человека и отыскать его при всём желании было большой проблемой.
   В 1941 году, в страну пришла беда. Началась война. Всех мужчин позвали на защиту своей Родины и забирали в ряды Красной Армии.
   В Селе Плоское жила семья. Сегодня трудно сказать сколько было членов семьи, но жили брат и сестра. Брату было около тридцати лет. Здоровый мужик. На котором держался весь дом. Необычный мужик был глубоко религиозным человеком. Секты Свидетелей Иегова, можно с уверенностью сказать, в то время в районе не было, которая запрещает брать в руки оружие. Был воспитан на религиозных правилах «Не убей!». Считал. Что Бог создал человека и сколько отмерено ему прожить – пусть столько и живёт. Лишать человека жизни является большим грехом, и никто и никому такого права не давал. А здесь война и призывают на войну идти и убивать врага. О первой мобилизации в районе слух распространился быстрее чем пришли повестки. Не мог он нарушить свои внутренние убеждения идти на войну. Ему дадут винтовку и заставят убивать людей!  Решение было принято быстро. Скрыться от призыва в армию. Убежать в Сибирь слишком далеко и на любой станции при проверке документов будет забран властями. Молва о разбойнике Кудеяре ещё ходила в народе рассказывались его похождения как сказка, былина. И скрывался он здесь, в семи – восьми километрах от села. Так богу угодный человек оказался в лесу. Долго искал он пристанище в этом огромном лесном массиве. Место должно быть недалеко от людей, но глухое. Мало посещаемое людьми. Овраг был выбран. Около деревни Павлодарь, простирается овраг  «Доронькин».  Начинался в 21 квартале небольшой лощинкой,  постепенно углубляясь узкой расщелиной с многочисленными родниками. Здесь и берёт своё начало речка Песоченка превращаясь в приток реки Вытебеть. Овраг заросший густым лесом был темноват и люди старались обходить его стороной, где поговаривали, водились волки. Да и что там делать? Надо из-за нескольких грибов карабкаться по крутым склонам, когда крутом такого же леса сотни гектаров.
   Овраг был рядом со многими деревнями. В каком направлении не пойди. В радиусе пяти километров насчитывалось около десятка деревень. Подходила осень и на скорое выдворение из страны непрошенных гостей рассчитывать смысла не было. В крутом склоне оврага он выкопал себе жильё. Деревенский человек всегда найдёт в лесу подручные материалы для строительств своих палат. Нужно иметь топор и лопату.  Вставал вопрос о зимовке в лесу. Помощи ждать не от кого. Его голова и борода зарастали густой щетиной. Оборванная, заношенная одежда с незамысловатой торбой на плече и выработав в себе хромого инвалида, да ещё с не сгибающей рукой представлял несчастного человека. На дороге между деревнями он не проявлял чувства страха. В те годы на дорогах и населённых пунктах было столько «поберушек», что им не было счёта. Милостыню прохожему человеку в наших краях всегда подавали и на какой-то хлеб всегда мог располагать. А в лесу орехи и грибы. Собирай и суши! Не будь лодырем, думай о запасах.
  Пришли враги и в эти края. Мужики все на фронте. Не только опустел лес, но и деревни выглядели заброшенными, неухоженными. Беглый человек оставался хозяином этого огромного массива. Иногда он пробирался в Плоское и как загнанный зверь приходил к своему дому. Помогал сестре вскопать родной участок земли под покровом ночи, в полной тишине. Его уши привыкли улавливать любой шорох, не только шаги человека. Слух помогал быстро спрятаться от посторонних глаз. Не попасть на глаза своим деревенским людям, делало его хитрым и очень осторожным. Требовалось моментально спрятаться, лечь на землю и слиться с ночью.
  Обувь в годы войны была неприхотливая. Русские лапти. Лапти, хорошо выполненные специалистом, вполне заменяли сапоги. Лыко заготавливалось с благовещенья и летом до Троицы. Готовились полоски лыка со снятым верхним слоем коры, проходило обработку вымачивания и только впоследствии подготовка полос. Вновь сплетённые лапти в несколько слоев не пропускали воду. Да и весь инструмент – руки, нож сапожника да свайка. А летом в сухую погоду им не было конкурентной обуви по простоте и лёгкости в носке. Подстеленная на подошву солома сохраняла тепло ног. Два портянки (онучи) легко наматывались на ноги. Верхняя онуча из отбеленного льняного домотканого полотна рассказывала о зажиточности его хозяина. Обутый в лапти человек ходит тихо и беззвучно.
   Старушка в очередной раз пошла в лес. Лес всегда богат своими подарками ранней весной и в летнее время. После схода снега появляется черемша, сныть. Первые продукты богатые витаминами.  Сныть - богатейший источник витамина С и А (каротина), микроэлементов: железо, медь, марганец, бор, титан, а также соли калия и магния, так необходимые для поддержания сердца.

  Сныть     Черемша

Сныть богата железом, поэтому эта травка может помочь справиться с анемией. Особенно целебен сок из сныти. Если в пищу рекомендуется использовать преимущественно молодые листья и побеги этого растения.
Как известно, черемша или по другому «медвежий лук» является любимой едой у достаточно большого количества разных народов, особенно черемшу ценят ранней весной – в то время, когда у человека витаминное голодание по причине того, что другие овощи и фрукты ещё не созрели. Свежие молодые побеги, листья и стебли используют как начинку для приготовления пирожков, больших пирогов, а также для блюд из мяса и рыбы в качестве замены лука. Черемша не теряет своих полезных свойств при засушивании впрок для использования вместо чеснока и лука.
  Черемша произрастает в местах тенистых лесов, во влажных местах предгорья, также её вполне можно встретить в горной местности.   
Траву черемши можно использовать в свежем виде, а также её можно сушить, солить или даже квасить, как квасят капусту.
 За этим богатством в двадцать первый  квартал и пошла она за продуктами питания для своей семьи. Кротчайший путь на этот в самый богатый участок леса черемшой.  Обходить глубокий овраг ей не захотелось и пошла через заросший лесом склон.  Внизу явно прослеживалась натоптанная тропинка. Откуда она взялась, подумала старушка. Здесь никто не ходит.. Настоящий медвежий угол, где  только и живут барсуки в своих норах. По натоптанной тропке прошла дальше. В склоне оврага был виден вход в вырытую землянку. Она не испугалась. Всю жизнь прожив в лесу, знала, что здешние звери уходят от человека подальше. Человека она не боялась, но трижды перекрестившись шла дальше.
 Навстречу шел мужчина с охапкой сухого валежника, который при горении не давал дыма. При встрече он положил свою ношу на земли и перекрестившись поздоровался.
- Здравствуйте!
- День добрый! Чей же ты будешь? Среди наших деревенских такого не примечала?
На нем была поношенная одежда. На которую накинут немецкий мундир, ноги обуты в поношенные лапти. Голова, заросшая волосами без длительной стрижки, но волосы, как и борода были причёсаны.
Старушка, оглядевшись по сторонам увидела поваленное от времени дерево и присела на него. Не торопясь достала кисет из кармана юбки и свернутую стопкой областную газету. Областная газета печаталась в другом формате и рвалась сверху вниз. А районная газета рвалась по горизонтали. Смастерив самокрутку и пустив струйку дыма спросила:
- А как Вы здесь оказались?
Я здесь живу.
- Как здесь живу?
Живу здесь уже почти три года.
- И что заставило оказаться в этом глубоком и далёком овраге?
Война!
- На войне все воюют за свою страну, за свой народ. Воюют от пришедшего на нашу землю врага!
Однако, в заповеди закона Моисея сказано: «Не убивай, кто же убьёт, подлежит суду». Не могу я взять в руки винтовку и стрелять в человека.
И Иисус процитировал заповедь «не убивай»  и ответственность за убийство, значит нельзя убивать.
Бабушка воспитывалась в христианской семье. Её отец был церковным старостой и в жоме было достаточное количество священных книг. Была в доме и Библия.
- Но Иисус и другое говорил: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной».
Следовательно – пришли немцы, гневающие на брата своего напрасно, на русский народ, подлежат геенне огненной!
- Я дал себе клятву не убивать. «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, … то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его». Или «Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; … ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» 
- Господь допустил истребление тех народов, только, когда они потеряли в себе ВСЕ человеческое. Немцы пришли нам нашу землю убивать нас и поработить. Превратить в рабов своих!  «Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней».
Господь истребил первых людей потопом. «И увидел Господь, что ВЕЛИКО РАЗВРАЩЕНИЕ человеков на земле, и что ВСЕ мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». Поэтому врагов пришедших на чужую землю надо убивать. Они потеряли обличие человеческое не только в душе своей, но и в действиях своих. Господь не истреблял своих людей, пока мера их «беззаконий … не наполнилась».  Иногда хирург сугубо из благих побуждений вынужден ампутировать конечность, в которой заражена кровь, чтобы спасти остальное тело. Сам Бог в книге Левит 26 главе:
«Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то … будете жить на земле вашей безопасно; пошлю МИР на землю вашу, ляжете, и никто вас не обеспокоит … и МЕЧ НЕ ПРОЙДЕТ по земле вашей».  «Если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, то …наведу на вас МСТИТЕЛЬНЫЙ МЕЧ в отмщение за завет».
Наша страна не нарушает законов божьих, когда борется с врагами своими. Борется на своей земле!
   Наш великий святой Сергий Радонежский благословил идти в войско Дмитрия Донского Пересвета и Ослябя. Причем, согласно преданию, и Пересвет, и Ослябя были не просто чернецами, то есть монахами, но и схимонахами - иноками, избравшими предельное отчуждение от мира и от мирских дел ради служения Богу. И вот этих схимников преподобный Сергий Радонежский благословляет на битву - тут не измена словам Христа "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". Слова Спасителя: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих"
 Пересвет вступил в бой с Челубем, который был тибетским монахом, прошедшим подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоившим древнейшую практику боевой магии - Бон-по. Причем Челубей достиг вершин этого посвящения и обрел статус "бессмертного". Немецкая армия в преддверии 40-х годов сыскала в Европе статус непобедимой. В Нашей стране нашлись сотни Пересветов боровшихся «за своих друзей».
 Священное Писание приводит много примеров, когда войны были выиграны чудесным образом: после семидневного обхода пала стена Иерехона, гром с неба навел ужас на врагов Израиля, напуганные филистемляне сами истребили друг друга. Так и мы с Божьей Помощью одолеваем врага, которого выгнали с нашей земли. 
- Вы правы. И полностью согласен, но я дал клятву себе не убивать, поэтому не мог стрелять в человека.
- Ладно, мил человек. Мы хорошо побеседовали, но мне надо набрать черемши и сварить на завтра обед.
Выбравшись по пологому склону оврага и пройдя сотню шагов оказалась на поля заросшей черемшой. Здесь не рвали черемшу, которая только начинала давать побеги из земли, а рвали душистые распустившиеся листья. Порезав мелко зелень и добавив немного сохранившейся картошки, получали отменное первое блюдо. Второго в рационе сельских жителей не было. А через день старушка вновь заспешила за дарами леса и начала собирать с собой нехитрую снедь, которую раньше с собой никогда не брала для утоления голода.
- Бабуль, на долго собираешься в лес?
- Приду как обычно.
  На следующий раз простые отговорки не помогли и дочери стали допытываться. Мам, ты кого-то подкармливаешь в лесу? У нас и самих не густо с хлебом пополам с картошкой. Старушке пришлось рассказать об отшельнике, живущем три года в лесу.
- Расспроси его откуда он, фамилию и имя?
Мужичок оказался с деревни Плоское, что в пятнадцати километрах от Двориков. Одна из дочерей решила пойти в деревню и найти его сестру. Вместе с этим переспрашивать людей в оказании услуг по пошиву одежды. За годы войны люди обносились. Перешить из оставшегося «добра» одежонку детям, да и молодым девчатам нужны были обновки.
 Сестра с удивлением узнала о пропавшем брате. Так вот кто помогал мне огород вскапывать? (Нельзя говорить о правдивости говорившей.)
Что делать? Не жить же человеку в лесу всю жизнь.
Сестра решилась пойти в город и расспросить у начальства, что делать дальше. Как отнесутся к этому власти города. Посадят в тюрьму и на сколько?
- За дезертирство положено наказание и как минимум три года ему обеспечено. Учитывая, что всё это время он жил один в лесу, да и наша армия уже добивает немцев на их территории, пусть возвращается домой и работает в колхозе. Так закончились лесные заточения пацифиста.


Рецензии