Диктатура демократии. Мнение обывателя

Прогулялся по улицам. Закрытые магазины и кафе, в которых ещё недавно теплилась жизнь. На окнах предложения – «Sale» и «Аренда». Латиница режет глаз. Продавцы словно полагают, что купить смогут только люди, не знающие русского языка. Ну, а аренду, может быть, потянут и свои соотечественники. Может быть. И особо стоит предложение «Продаётся налаженный бизнес». Оказывается, даже такой не гарантирует уверенного будущего. Заглянул в магазины. Тишина и спокойствие. Никакой суеты и ажиотажа. Стабильность. Стабильно плохо. Поговорил с людьми. Тоска… Не зелёная, не такая, какой она была раньше. Серая. Беспросветная. Без оттенков.

Двадцать пять лет назад тоже была тоска, но та была радужной, расцвеченной надеждами. Как же – демократия! Власть народа! Скоро всё изменится! Изменится так, как пожелает народ. Так верили простые люди. Те, кто привыкли работать. Те, кто привыкли жить от своих трудов.

В те годы дышалось как-то легче: государство ни в чём не помогало, но и не мешало, не давило. Давил криминал, поднявший в благоприятных условиях голову. Выживайте, мол, как сможете, предлагали людям государственные лидеры. Слабое было государство. Люди, его составлявшие хотели многого, но мало могли. Они не были созидателями. В первую очередь, они хотели, да, пожалуй, только это и могли делать – разрушать. А разрушать было что. Была экономика, создававшаяся десятилетиями предшествующими поколениями. Пусть плохая, но всё-таки экономика. Были отношения между людьми. Пусть несовершенные, но отношения, позволявшие жить вместе людям разных национальностей, разного вероисповедания и разного положения. Но тогдашние лидеры увлеклись разрушениями. Они вовлекали в этот процесс всё больше и больше людей, стремящихся, как и они, разрушать, как и они стремящихся к власти. Не до народа им было.

Правда, народом и в тот момент очень активно прикрывались: не для себя, мол, стараемся – для вас. Вовсю старались. Беда в том, что только старались, а вот строить не умели. Верили в силу «бумажного» закона – закона на бумаге. Верили в то, что стоит принять красивое постановление, и оно мгновенно заработает, как работают законы природы. Верили в то, что и при их правлении прочие люди будут беспрекословно следовать по пути, начертанному «партией» и правительством. Вот только партий, способных взять власть, взять ответственность за происходящее не было. Сумбурно создаваемые правительства менялись каждые полгода. Верили тогдашние лидеры, что сограждане тотчас скопом побегут воплощать придуманные ими реформы. Не просто побегут, а побегут наперегонки. Естественно, жизнь стразу изменится. Жить станет легче… тотчас, по мановению волшебной палочки. Вот, что эта жизнь может измениться только благодаря стараниям трудящейся части народа, было как-то невдомёк.  Не думалось в тот момент, как выживают эти самые трудящиеся. Мол, они привыкли выживать, выживут и сейчас. Глаза лидерам застили радужные перспективы будущего. Простые люди не побежали. Зато побежали те, кто не испытывал давления со стороны совести. Да, и что на неё обращать внимание, если она объявлена анахронизмом. «Палочка» не сработала. Чудо не свершилось.

Лидеры полагали, что самым срочным делом является делёж государственной собственности. На тот момент – народной. Что поделить нужно непременно и как можно быстрее, лидеры знали точно. Знали и верили, что и эти их слова простые люди, те, что остались за стенами властных палат, превратят в явь. И снова радужные перспективы. Жизнь непременно превратится в красивый праздник, насыщенный свободами и удовольствиями.  Привлекательно! Особенно привлекательно после массового серого прозябания по усредняющему принципу «как у всех… а чем ты лучше…». Вот и проводили эти романтики от демократии реформы на бумагах, а те, кто точно знал, как использовать этот момент в личных целях, подправляли их действия. Естественно, и те, и другие вносили дополнительную сумятицу в и без того суматошную жизнь того времени. Народ же – те, кто своим трудом создавал богатство страны, а как следствие, и богатство государства – ждал, сколько мог и как мог. Ждал, когда народные лидеры разделят, наконец, народную собственность и откроют двери в светлое будущее.

Народ ждал просветления существования, которое непременно произойдёт в будущем, не обращая внимания на трудности настоящего. К такому образу жизни его давно приучили – «главное, чтоб не было войны». Народ в основной своей массе, и каждый из… надеялся. Да, что надеялся! Верил. Верил, что после очередных выборов наконец-то не обманут. Верил, что непременно придёт хороший  «государь», тот самый – демократически избранный, избранный всем народом. Приведёт с собой дружину умных сподвижников. И начнут они, засучив рукава, строить добротную жизнь для него, для народа, о котором просто обязаны заботиться. Учили же когда-то в школе – «депутат – слуга народа». И вот она – жизнь, обеспеченная всеми благами. Та самая, о которой ещё большевики говорили.

Говорили о такой жизни в предвыборных речах и депутаты, не забывая умолчать о том, что теперь эта жизнь будет не для всех, а только для избранных. Верил народ – весь в целом и каждый человек в отдельности – что ещё немного и жизнь в стране непременно наладится. Ну, если не в стране, то в области или в городе, в котором жили люди, избиравшие «государя» и его сподвижников. Ведь федеральные чиновники в то время обещали отдать власть на места. Обещали её в неограниченном количестве. Мол, берите, сколько хотите, особенно если ты мэр или губернатор, бери, не стесняйся. Бери и обустраивай свою жизнь. Свобода! Губернаторы, мэры, да и депутаты – плоть от плоти народа – брали… и обустраивали… Но почему-то в основном свою жизнь. А какие могут быть претензии? Простым людям эта самая власть и даром не нужна была. Им была нужна другая власть – власть над своей жизнью. Да, и то в небольшом количестве. Разве что… Чтобы жить по-людски – от своего труда, от своих доходов. Чтобы и самому сытым быть и детей накормить. Лучше, конечно, чтобы ещё была возможность одеть их, обуть да выучить. Ну, уж это – предел мечтаний! Простые люди такой возможности и ждали от непрерывно сменявшихся, демократически избираемых государевых людей и депутатов. Какая детская наивность! Детская наивность огромной массы взрослых людей!

Могло ли быть иначе в то время? Вероятно, да. НО… для этого требовалось большое количество достойных людей. Таких, которые не только хотели изменить жизнь в стране в лучшую сторону, но и могли сделать это. А где их взять, да ещё в таком количестве, которого требуют масштабы нашей страны? Не было их тогда, а если и были, то занимались они проблемами собственного выживания, выживания своих детей. Желающих, правда, попробовать «порулить» страной, городом, регионом было много. Вот с умеющими делать это, действительно, была проблема. Правда, и сейчас умеющих управлять государством не больше. Откуда они могут появиться в мутных условиях непрерывных перемен? И сейчас наше бытие определяет сознание каждого отдельного человека. Чиновникам, живущим в сытости, и улучшать ничего не надо. И так хорошо. Кто хотел бы жить лучше, тот отстранён от процесса. Мол, не до тебя, со страной бы управиться, сиди, жди очереди. В конце концов, пособие попросить можешь, если сильно прижмёт. Может, дадут, если заслужил. Особые условия существования избранников накладывают особый отпечаток на бытие остальной части народа. Условия их существования формируют их мышление и связанные с ним представления.  Они решают, что хорошо и что плохо… для народа. Призванные управлять процессами в стране они фактически распоряжаются и природными ресурсами, и народом.

Политика – это не что иное, чем практика применения власти. Очевидно, что в демократической стране – это та власть, которой наделяют кандидатов на выборные посты простые люди, избиратели. Власть эту избранники получают в результате выборов. А что дальше? Дальше на первый план выходит соотношение желаний и возможностей у вновь избранных правителей и народных представителей. Порой желания применить власть много, а умения… с гулькин нос. На теории далеко не уедешь, ведь ещё в древности говорили – знать значит уметь. Вот и развалили необдуманными реформами, принимавшимися в благих намерениях, то, что создавалось раньше. Якобы, всё, что было создано, плохо. Абсолютно всё. Всё свалили в одну кучу. Правда, не забыли про свои личные «амбары». Их не тронули. Так сказать, на чёрный день. Горько наблюдать за ними.  Горько, другим горько, что они так поступили. Горько, что не учли ни инерции мышления, ни инерции экономических и политических процессов. А может быть, именно это и учли?

Оказалось, что демократическая власть проявляется не абстрактно через теории и чаяния избранников и избирателей. Её воплощают конкретные способности отдельных выборных персон. Тех, что встают на ключевые посты в государстве после очередных выборов. Демократическое государство тоже только государство… со всеми присущими ему чертами насилия. Оно тоже кормит только государевых людей. Кормит только тех, кто составляет его основу в общей структуре страны. Кормит оно и всевозможных рэкетиров, государственных или криминальных, сумевших по скрытым от народа причинам получить доступ к власти. Народ же – люди за пределами государственных структур – как и при любом другом строе, лишь получает достойные его условия существования. Насколько эти условия достойны отдельного человека, каждый решает сам. В условиях демократии своё решение он проявляет во время выборов. Он выбирает… если есть из чего выбрать. В противном случае просто голосует. За что? А Бог его знает.

Любое государство, а это люди, олицетворяющие его, обеспокоено в первую очередь собираемостью денег. Тех самых, которые народ платит ему под разным соусом – налоги, штрафы, обязательные платежи и прочее – чем  обеспечивает существование государственных структур. Не мудрено. Выше заботы нет. Ведь у государевых людей нет другого источника благосостояния, кроме денег, собранных с народа. Естественно, собираются эти деньги со всего народа. Расходуются же по усмотрению малой его части, избранной во всяческие «думы». Расходуются они по совести государевых людей. В большей своей части эти деньги идут на содержание и нужды самого государства. Так чего ж не поволноваться ради себя? То-то открытие. А разве при другом строе происходит как-то иначе? Причём тут демократия? Любому государству люди платят за то, чтобы государевы люди охраняли их жизнь от врагов внешних и от врагов внутренних. Именно охраняли. Охраняли от тех, кто уже существует, а не плодили новых вследствие своей бестолковой внешней и внутренней политики.

Принято считать, что при демократии народ добровольно, по своему желанию отдаёт деньги государству. Так принято, потому что так удобно считать самому демократическому государству – государевым людям при власти. Только они полагают, что демократическое государство безусловно хорошее, что они без сомнения действуют во благо народа. Естественно, это мнение всемерно и повсеместно поддерживается ими. Государевы люди искренне полагают, что народ непременно зачахнет, непременно погибнет без их управления. Для них подобное отношение к народу – неотрывная составляющая их деятельности. Для них это так же естественно, как дышать. На организацию своей жизни им и нужны народные деньги.

Для поддержания этого мнения государевы люди активно привлекают на свою сторону средства массовой информации. Ещё бы! За пределами школы это самое действенное средство управления сознанием простых людей. А они непременно должны мыслить в нужном государевым людям направлении. Люди при власти прекрасно понимают, что, кто управляет средствами передачи информации, тот может создать и передать любую информацию в выгодном для себя виде. Править средствами массовой информации можно по-разному. На кого-то можно оказать административное давление. Кого-то можно подпитать финансово… из народных денег. Делается это опять-таки из благих побуждений: народ-то сам вряд ли разберётся, что ему хорошо, а что плохо. Так постепенно превращаются средства массовой информации в средства массовой дезинформации, в средства планомерного целенаправленного давления на сознание людей. Поведение демократических «независимых» средств массовой информации тоже вполне понятно. Особенно тех, которые живут за счёт вливания в них народных денег. Оно естественно в таких условиях. Им тоже нужна популярность. Им тоже нужны доходы. Да, и как-то не принято в современном обществе плевать  в руку дающего. Страшно. Можно пострадать от этой «руки».

Сам собой возникает вопрос, почему среди людей, озабоченных сборами денег с народа, оказались выборные представители этого самого народа. Почему они являются не «олицетворителями»  народа в государственных органах, а «олицетворителями» государства среди народа. Почему они оказались в одном ряду с чиновниками и бюрократами? Почему сегодняшние депутаты сами заинтересованы в том, чтобы не их избиратели жили лучше, а чтобы лучше жилось государству в лице государевых людей? В этом нет ничего удивительного: они кормятся из той же «кормушки». Они напрямую заинтересованы в том, чтобы с их избирателей собирали как можно больше денег. Как может быть иначе, если избранники получают зарплату из государева «котла», а не из кассы партии, программу которой они, якобы, претворяют в жизнь. Эта программа была нужна им только во время выборов, когда они рассказывали избирателям, как те будут хорошо жить через несколько лет. Всё просто, они прекрасно знали, что после избрания будут жить на народные деньги наравне с государевыми людьми. Депутаты считают, что вполне имеют на это право. Они правы. Не они бросали бюллетени  за себя в избирательную урну. Народ их избрал. Народ и содержать должен. Вероятно, и в этом они правы. Вот только размер зарплаты им устанавливают не избиратели, которых они представляют в органах власти и на которых должны работать, а они сами. Очень демократично, а самое главное – достаточно эффективно.

Горько, что собранными с народа деньгами депутаты даже распорядиться не могут по-хозяйски. Хотя именно для этого их избирали. Их дело – бюджет. Их дело – распределение имеющихся в казне денег в интересах народа. Правда, не плохо бы ещё и контроль над эффективностью использования этих денег организовать. Вместо этого народные избранники создают новые проблемы для народа. Поток реформ, реализация которых превращается в новые всевозможные ограничения для народа. Зачем они? Кто просит об этом народных избранников? Не для этого же их избирали? Просто они так посчитали. Видно, без этого, полагают,  никто их не заметит. Не заметят, что они есть, если они не будут каждый день придумывать новый «закон», который кроме них никому не нужен. Цель их работы ясна, как божий день: увеличение числа всевозможных налогов,  расширение сети всевозможных штрафов, которые тоже пойдут в бюджет. Это же так просто, так естественно! Ведь это же и их деньги. Как же они будут защищать права народа, если сами будут жить плохо? Кто будет с ними считаться, если они будут плохо питаться, плохо одеваться, ездить на плохих автомобилях… Даже смешно говорить! Не до защиты плохо живущих представителей народа им будет: они же сами станут такими. Вот и пытаются они регламентировать любую мелочь в жизни людей, их избравших. Парадокс, но они всемерно ограничивают инициативу и свободы простых людей за деньги этих самых людей.

Правы народные избранники: не дай бог, простые людишки захотят заменить их на следующих выборах на кого-то другого. Нужно обязательно пресечь такие поползновения. Чтобы и в мыслях не было. А для этого нужно занять мысли избирателей непрерывным потоком законодательных мелочей. Нужно показать, что без ныне мыслящих государственно депутатов пропадёт бестолковый электорат. Дураки, чай. НО «для дураков закон не писан»: не знают они его, а потому исполнять не собираются. А как можно знать и исполнять законы, которые ежегодно штампуют тысячами? Для  кого? Для дураков, ведь только им нужно прописать любую мелочь, чтобы они спичками не баловались и дорогу правильно переходили? Или для умных пишут законы? Чтобы обилием законов превратить их в дураков? Или пишутся дураками? Ведь умудряются же законодатели обходить свои законы. Значит, для них они не писаны. Вот и получается, что законотворчество – всего лишь очень увлекательное занятие. Можно сказать, засасывающее занятие. Недаром современные ребятишки, те, которые поумнее, или те, кто на папу с мамой нагляделись, мечтают стать не летчиками и не инженерами, и даже не пожарниками, а депутатами.

О собираемости налогов государевы люди говорят много. Особенно много говорят после очередных выборов. Вот о расширении основы налогообложения – развитии экономики – предпочитают помалкивать. И это в то время, когда для любого мыслящего человека очевидно, что доля от общего «пирога», которая идёт в бюджет, тем больше, чем больше сам пирог. Очевидно, что, чем больше богатых налогоплательщиков в стране, тем богаче государство. И наоборот, государство нищих – нищее государство. О состоянии экономики можно судить по состоянию дорог. В современном мире дороги – кровеносная система экономики. Какие дороги – такая и экономика. Дороги – это ещё и достаточно затратный бизнес. Правда, каждую весну исчезают эти затраты вместе со снегом, равно, как и отремонтированные дороги. Ничего не скажешь: весна, половодье. А значит следом, новые планы по ремонту, новое финансирование, тем более что и дыры в дорогах новые появляются. Собирать уверенно налоги для этих целей можно, разве что, с добывающих предприятий да с предприятий военно-промышленного комплекса. Вот и изощряются народные избранники, что бы ещё придумать, чтобы дополнительно обобрать тех, у кого и так мало что осталось. А как выжить простым людям, если нет предприятий, на которых можно заработать деньги, позволяющие и государственные аппетиты удовлетворить, и собственный желудок насытить? Особенно тяжело это сделать в условиях непрерывно растущих цен. Индивидуальное предпринимательство...  Это, вообще, разговор отдельный.  Кому нужны копеечные по масштабам государства доходы? Так смех один. Ни дать. Ни взять. Зато бюджетники ходят с гордо поднятой головой: они платят налоги, они способствуют развитию государства. При этом скромно умалчивают, что сей процесс – это перекладывание денег из одного кармана в другой. По дороге, особенно по дороге с ухабами, непременно, будет просыпаться мелочь. Итог? Со временем государственный карман станет пустым. Государство нищих…

Экономика – это автомобиль, на котором ездит государство. Двигателем в нём является народ. Но почему-то предприятия, производящие продукцию для потребления внутри страны, нужны только простым людям, которых кормят руки и голова. Только тем нужны, кто кормит себя и других, в том числе государевых людей, включая депутатов. Это им, простым людям, нужна работа, за которую платят деньги. Это им нужна продукция, на которую можно обменять честно заработанные деньги. Государевым людям тоже нужна хорошая плата за службу, иначе не стоит идти служить «верой и правдой». Какой верой? Чьей правдой? Но ещё больше нужны государевым людям инвестиции, которыми можно распоряжаться по своему усмотрению. Кто устоит от соблазна в такой ситуации, особенно, если не наделён ни честью, ни совестью? Издавна в Одессе считалось самым большим проклятием – «чтоб ты жил на одну зарплату!». На зарплату не больно разживёшься, не больно разбогатеешь, даже если ты – современный демократический государь любого масштаба. В то же время, ох, как хочется! Вот и приходится делить, пилить, откатывать в сторонку кусочек от инвестиций. Так сказать, на чёрный день.

Почему-то умалчивают народные избранники об эффективности использования народных денег на сам народ. Как-то так получилось, что бесплатная медицина, равно, как и бесплатное образование, вдруг оказались на коммерческой основе. Наверное, по просьбе народа. Какой-то странный симбиоз получился. Кто его финансирует? Страждущие люди, не имеющие физической возможности неделями ждать своей очереди, или бюджет в интересах коммерческой составляющей этих учреждений? Не понятно так же, кого за дураков держат, тех, кто работает в этой сфере, или тех, кто пользуется услугами, оказываемыми в ней. Ведь основная масса бюджетников, занятых и в медицине, и в образовании, да и в культуре, отнюдь, не жируют ни за счёт бюджета, ни за счёт коммерческих доходов.

Кто не имеет доступа к государевой «кормушке»,  должны найти финансовый источник, чтобы их дети смогли получить «обязательное бесплатно-коммерческое» образование. Но и этого мало. В современных условиях нужно ещё изловчиться, чтобы его применить. Иначе оно в принципе не нужно.  Кому и в каком качестве нужны сегодня выпускники школ и университетов? Дело не в их желании. Дело не в желании людей, умеющих трудиться. Дело в том, что в сегодняшних условиях самым распространённым бизнесом становится мошенничество. Честный человек находится в затруднительном положении, пытаясь применить свои способности. Он словно окутан паутиной законов и выросшей на них коррупции. В то же время, труд для него не только основа благосостояния, но и основа всей его жизни. Результаты труда – это и средство поддержания здоровья. Для простых людей мало иметь возможность поправить здоровье в больнице, желательно его ещё и сохранить. Для этого тоже нужны условия – условия жизни в стране. Для обеспечения этого и призваны люди платить денежку в разные фонды и страховые компании. Ту денежку, которой на свою жизнь не хватает. Принуждают их делать это по закону, а расходование собранных средств осуществляется по совести – по совести руководителей этих фондов и компаний. Даже пенсионный фонд перераспределяется не в интересах тех, кто наполнял его, а в интересах государевых людей. О каких дорогах и дураках тогда речь? Нет у нас ни тех, ни других.

По своей природе демократические государи ничем не отличаются от государей по происхождению. Задержавшись у власти чуть дольше, они тут же становятся незаменимыми, «великими» и «мудрыми».  Они тоже любят похвастать друг перед другом своими армиями, любят потрясти друг перед другом игрушками, которые несут смерть другим народам. Это вполне объяснимо. Инстинкты остались, а пороха не нюхали, да и не собираются это делать. Ни сами воевать не будут, ни своих детей на развязанную ими войну не отправят. Воевать будут народы. Покажите мне народ, который желает участвовать в таких играх? Поднимите руку те, кто хочет погибнуть в результате очередной войны? Что-то не видно желающих. А ради этого, в основном, сейчас и собираются деньги у народов. Внешней угрозой прикрывается увеличение налогов и бестолковость внутренней политики. Внешней угрозой прикрывается перекос госзаказа в сторону военного производства. Неприглядно выглядят современные варвары, размахивающие друг перед другом «ядерными дубинками».  Когда-нибудь невежество политиков непременно погубит мир. Но только сфера военного производства не испытывает недостатка в финансах даже в тяжелые для стран времена.

Очевидно, что будущее объединяет людей. Точнее объединяют схожие представления о нём. Копание в событиях прошлого способно только посеять вражду, как между отдельными людьми, так и между целыми народами. Прошлое поучительно только тем, что показывает, как возвышение себя над другими приводит к большим жертвам. Если правители мнят себя самыми великими, то народы проливают кровь за их амбиции. Горько, что солдаты, защищая своё отечество, свои семьи, защищают этих самых правителей, которые затевают бойни для миллионов.  Защищают солдаты и идеологию, которую проводят в жизнь эти правители. Без идеологии не бывает государства. Оно само по своей природе – лишь идея, которой прикрываются люди.

А амбиции народных избранников? Это отдельный разговор. Амбиции эти не ограничены ничем, даже масштабами страны на земном шаре. Любая критика в адрес депутатов – это происки против всей страны, происки против народа. Они считают только так и не иначе. Иначе быть не может: они избраны народом. Пусть за них проголосовало всего пятнадцать процентов избирателей. Они избраны народом для защиты его, народа, интересов. Где эти интересы? В других страна? Вроде бы нет. Внутри своей страны? От кого тогда защищать народ, если демократия? Только от криминала, который мешает простым людям жить, мешает предпринимателям спокойно заниматься бизнесом. Но в большинстве случаев основная помеха для простых людей исходит именно от «народного государства».

После выборов с народными избранниками происходит своеобразная метаморфоза: выходцы из народа становятся вершителями судеб оставшихся на своих местах представителей народа, их избравших. Депутаты открыто представляют интересы государства. Причём, повсеместно. Это есть не что иное, как своеобразная иллюстрация демократического централизма в действии – безропотное подчинении решениям вышестоящих органов. Почему тогда считается, что в СССР не было демократии? Была. Да, ещё какая. Избирали от председателя колхоза до председателя Верховного Совета. Дело избранных было принимать решения, как должны жить избиравшие, а дело последних – чётко следовать принятым решениям: платить за новые решения. Платить деньгами, здоровьем, своими жизнями... В чём тогда перемены? Нет их перемен, если не брать во внимание количество личных карманов, которые народ должен заполнять своими деньгами.

По-прежнему, чем больше решений, тем выше налоги. А как их будет меньше, если народные избранники считают своей прямой обязанностью влезать во все стороны жизни народа, регламентировать любую мелочь, заботиться о каждом человеке больше, чем он это делает сам? Естественно, чем чаще меняются решения, тем больше денег не хватает. Как же, очередные реформы! А как будет хватать народных денег, если демократически избранным государевым людям и о своём будущем надо подумать, ведь в следующий раз могут не избрать или у местечкового государя доверие, не дай бог, потеряешь? Расходы? Расходы. Но они не учтены в проекте бюджета, даже если он в десять тысяч страниц (интересно, каким интеллектом нужно обладать, чтобы суметь качественно проработать такой документ за несколько дней), а должны были бы быть учтены. Ведь деньги эти уходят из финансирования существующих больниц и школ, из социальных программ – выплата долга перед прошлым или будущим. Уходят они и из зарплат тех государевых людей, которые и зарплату получают небольшую, и взяток им никто не предлагает. Даже повышение их зарплат не делает народ богаче, ведь это происходит за счёт народных денег – налогов. Для высоких государственных мужей это тоже дополнительная головная боль, дополнительные расходы. Но не за их же счёт латать финансовые дыры? Естественно, только за счёт народа. Значит, новые налоги, новые штрафы и, как ни парадоксально, новые решения и запреты. Новые контролирующие и надзирающие органы. Новые затраты на их содержание. В итоге, новое несанкционированное народом вмешательство в его жизнь. Вмешательство народных избранников, хотя они избраны лишь для того, чтобы формировать заказ правительству и местным исполнительным органам власти от имени народа и контролировать, как расходуются собранные народом деньги на исполнение этого заказа. Вот и всё. Предельно просто. Но почему-то народ не в восторге от воплощения в жизнь этой простоты.

С точки зрения элементарной математики и здравого смысла, чтобы увеличить приход в бюджеты разных уровней нужно не налоги и штрафы повышать, а увеличивать количество людей, готовых заплатить некоторую сумму за улучшения жизни в своём городе, в своём посёлке, а в итоге – в стране. На этом даже сэкономить можно, убрав госконтролёров и госрегламентёров, мешающих развитию производства и услуг. Но оказывается, этого делать нельзя. Как же избранники будут руководить всем и вся? А без этого, зачем они нужны? Вдруг без их руководства народ не туда зайдёт. Вдруг вместо ракет и танков начнёт пироги печь и штаны шить? Непорядок такая самодеятельность. С пути сбиться может неразумный электорат. Нет ему доверия. Страна – не игрушка. Вместе с народом и экономикой она – огромный механизм, который никак нельзя доверить необразованным людишкам. Сломать могут. Как-то забывается, что легче всего сломать этот механизм, если ты наделён соответствующими полномочиями. Это проверили и в 1917 году, и в 90-е. Сейчас проверяется тезис, что решениями этот механизм не раскрутить, нужны усилия большого количества людей, отнюдь не государевых. Те только под ногами путаются, пытаясь своими решениями, сделать страну богаче. Создавать богатства – это удел занятых в производстве. Сфера государевых людей – собирать и делить, и только немногие из них способны ещё и защищать. Для того чтобы механизм создания богатства в стране заработал снова, нужно много ума и умения народа, а, отнюдь, не людей, избранных на высокие посты. Тезис по поводу кухарки и государства не срабатывает. Если кухарка управляет государством, то страна превращается в большую кухню, где каждый, имеющий доступ к кастрюле, старается ухватить из неё кусок побольше да пожирнее.

Сегодня в нашей стране, да и не только в ней, кризис. Это факт. Факт очевидный. Не менее очевидный факт – кризис в жизни простых людей в любой точке земного шара. Людей, которые выживают своим трудом, а заодно создают богатство своих государств. Во всём мире рушатся устои, которые создавались трудом многих поколений, которые были гарантом их жизни в будущем. Европейские политики наглядно показали всему миру, к чему приходит страна, когда люди, поставленные по их представлениям  народом управлять, плюют на интересы этого самого народа. При таком отношении к народу управлять скоро будет нечем или управлять будут другие люди, может быть, пришлые.

Смешно наблюдать, как молодые люди порой с апломбом заявляют, мол, надоело, пожили при социализме. Это они-то двадцати или тридцатилетние пожили? Что они  знают о том периоде, о той жизни? Социализм – это общество людей, имеющих возможность самостоятельно строить свою жизнь, равно, как и самостоятельно отвечающих за неё. В лучшем случае родители этих молодых людей пытались строить нечто подобное. Пытались… Но так и не построили. Потому что социализм нельзя построить руками рабов. Не будет его строить и ни одно государство. Государству – совокупности чиновничьих и властных структур – не нужен народ, который сам – совместными усилиями отдельных людей – решает насущные проблемы своей жизни. При социализме власть государства неуклонно уменьшается. А куда девать государевых людей? С чьего труда они будут получать свои личные доходы? Ни в одной стране мира социализма не было, да, наверное, и не будет в ближайшем будущем. В лучшем случае это – идея, к которой люди непременно вернутся когда-нибудь… когда поймут, что политики всего мира дурят их, жонглируя идеями о свободе, равенстве и братстве, равно как и о благосостоянии, появляющемся из ничего. Чем жестче времена, тем жестче действует закон прибавочной стоимости, а иного источника, кроме труда людей, для повышения личного и общего благосостояния нет.

Отрицание идеологии – совокупности идей и представлений о совместной жизни на одной территории – непременно приводит в действие идеологию силы. Сила правит в межгосударственных отношениях. (Народам делить нечего: каждый его представитель занят своим делом, каждый обустраивает жизнь на той территории, на которой родился и живёт). Это как-то объяснимо – так было всегда со времён «царя гороха». Каждому правителю, возомнившему себя великим, хочется поуправлять всем миром, хочется проявить над ним свою власть. (Власть в смысле возможности навязывать свои представления другим людям). Оно и понятно – без силы нет власти. Сила правит внутри отдельных стран. Только силой можно сдержать в рамках одной страны недовольство внутренней политикой государства. А в какой стране народ доволен действиями государства? В таких условиях только силой, расталкивая конкурентов и сбрасывая с пути мешающих, можно строить и свою жизнь. Без этого нельзя. Без этого затопчут. В этом основа современного мира – в результате конкуренции, а точнее борьбы за выживание, побеждает сильнейший. Невежество побеждает. Невежество – молот, который разобьёт цепи, связывающие людей воедино. Оно разъединит людей в мире, в стране, в городе, в семье. Любой кризис, кризис любого масштаба начинается в головах отдельных людей.

Причины любого кризиса в настоящем всегда находятся в прошлом – в прошлых решениях, в прошлых действиях. Проблема – проблема народа, живущего в стране, попавшей в условия кризиса – в том, что решения принимают одни люди, действуют другие, а расхлёбывают последствия третьи. И это естественно: таковы законы проявления государственной власти. Они едины в любой стране независимо от политического устройства. Квазидемократия, распространённая в современном мире, в этом плане не исключение. Принято считать, что избранные политики и правители принимаю решения во благо народа. Действуют они от имени народа, порой, даже причисляя себя к народу. Это – правда. Когда нужно, прикрываются общественным мнением, якобы мнением народа, делая из него нужные выборки. Это тоже – правда. Вот только они никогда не отвечают перед народом за свои действия. В лучшем случае разведут руками, мол, не получилось, внешние враги виноваты. А то ещё и внутренних найдут. Тогда народу совсем тяжко приходится: любой человек в мгновение ока может превратиться из законопослушного гражданина во врага народа. Даже повод для этого особый не нужен: не согласен, мол, с мнением народа, только мешает улучшать жизнь. Раз мешает, нужно убрать с дороги.

 Нет сомнения, что ситуация в стране зависит от отношения к ней окружения. Отношение это вытекает из обычных человеческих отношений политиков – людей, облечённых властью народами  – между собой. Касается это и наших политиков, и иностранных. Теоретически считается, что употребить свою власть они должны в интересах своих народов. Тех самых, что якобы наделили их властью над собой. Не знаю, как там за границей, а у нас мешает это пресловутое «якобы». Как наши политики «якобы» получили власть от народа (реальный процент проголосовавших за них не является большинством народа), так они «якобы» ради народа и действуют. Решения принимаются отнюдь не в интересах большинства, как полагается в условиях демократии. Решения принимаются в интересах тех, кто оказался выброшенным на поверхность властных отношений бурей непрерывных перемен. С этого начинается кризис. Это кризис веры в перемены к лучшему, которые может дать государство. Эта вера подтверждается ногами при очередном голосовании. Находящимся у власти только этого и надо: чем меньше голосующих, тем меньше недовольных, тем меньше шансов быть отстранённым от власти. Поэтому после очередных выборов и становятся представители народа  представителями государства, делают всё, чтобы не потерять свою выборную должность. Так возникают пожизненные депутаты, пожизненные президенты. Так возникают диктатуры определённой группы людей. И не имеет никакого значения тот факт, что государство изначально создавалось в результате выборов. Отношения с народом у него точно такие же, как и при любом другом строе.

Монархия, диктатура, демократия… Разве это имеет значение для человека из народа? Для него имеет значение, сколько денег он получает за свой труд и получает ли. Для него имеет значение, сколько у него отбирают напрямую или через работодателя в казну государства,  и что он получает взамен. Для него важно, как меняется его жизнь с количеством и качеством вложенного в неё его личного труда. Всего-то! Демократическое государство отличается от прочих только тем, что его интересы должны совпадать с интересами народа. Но такие отношения между государством и людьми возможны только в том случае, когда государство создаётся развитыми людьми. В первую очередь духовно и интеллектуально развитыми. В противном случае невежество и жадность одних низведут демократию до примитивной диктатуры, а невежество других подтолкнёт их к активным действиям по развалу такого государства. Снова – разруха… Снова – «кто был ничем, тот станет всем»… Всем управляющим? Всем предписывающим? Всем диктующим свою личную правду? Не важно. Важно, что всем.

В общем, походил по улицам. Заглянул в телевизор. Там в границах узконаправленных ток-шоу и новостных программ тоски нет. Даже в обсуждениях информации о природных катаклизмах и террористических атаках присутствует некий здоровый (или, наоборот, нездоровый?) оптимизм. Мол, плохо там, где-то, а у нас всё вполне терпимо, а порой даже хорошо. Счастливчики. Блажен, кто верует. Кто верует в то, что само собой всё наладится, что для этого достаточно принять «умные» законы да избрать мудрого правителя, который будет править по этим законам. А почему бы и нет? Ведь время всё лечит. Пройдёт всё. Пройдёт и это. Жизнь полосатая. Вот только вопрос: в какой полосе живём – в чёрной или в белой? Послушаешь депутатов госдумы, у них всё просто. Дайте им полную власть – каждому – и сразу же всё наладится. Заработают предприятия… которых уже нет. Специалисты... которых уже извели, получат достойную зарплату. Ямы на дорогах тут же зарастут, а госчиновники мгновенно станут честными. Нужно немного. Нужно принять ряд решений да десятка два новых законов. Создать несколько комиссий и надзирающих органов. А дальше… Дальше наступят светлые времена.

Вот на такие невесёлые мысли натолкнула меня обычная прогулка. Кто-то скажет: «Пессимист!» Не отрицаю. А откуда взяться оптимизму? Не видно что-то предпосылок к улучшению. Слова народных избранников, естественно, в расчёт не берутся. Слишком часто их слова остаются только словами, точнее звуком – колебаниями воздушной среды. Хотелось бы, правда, не только уши, но и глаза задействовать. Лучше один раз увидеть…


Рецензии
Вывод: всё очень плохо. Возникает вопрос? - Что делать, чтобы всё изменить? - На моей странице есть ответ.

Андрей Браев-Разневский Абр   10.12.2018 22:50     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.