Деревья стали большими

Рассказ о времени и о себе

Мы родились, чтобы оставить след, дом или тропинку, дерево или слово    Расул Гамзатов               
Время — движущийся образ неподвижной вечности                Жан Жак Руссо               
В начале 80-х лет ХХ-го столетия, в истории нашего государства заканчивался длительный период брежневского застоя. Под занавес этого «золотого времени», всеобщего застолья, Леонид Ильич разрешил развернуть для граждан СССР садовые товарищества, чтобы люди бросили пить и начали вести здоровый образ жизни, работая на земле своего законного, долгожданного участка земли, обеспечивали себя овощами, фруктами, ягодами и прочей мелочёвкой приусадебного хозяйства.

Мы, простой многомиллионный народ большой страны, готовы  были с полной решимостью поднять, наконец, сельское хозяйство отечества и, обеспечить себе безбедную жизнь своим праведным трудом. Но не тут-то было. Это оказался непродуманный обман наших горе правителей.
Что можно было вырастить на шести сотках земли, сплошной неудобицы, то есть на бросовой, бесхозной земле?  Их же ещё надо разработать, придать вид пригодного надела своей земли, до которого еще надо проложить подъездные дороги!
 
В начале октября 1982 года началась  рубка просек под прокладку дорог. Нам, четверым работникам вычислительного центра, выпал день работы 14 октября, на день Покрова, большого христианского праздника. С утра был лёгкий морозец и пошёл снежок, как по заказу. Работа на вырубке кустарника и смешанного леса, тонкомера, доставляла одно удовольствие – морозная древесина легко рубилась и пилилась. Нам достался косогор и, когда мы к исходу рабочего дня добрались до его вершины, перед нами открылась красота излучины Днепра, с двумя малыми островками, по обе стороны косогора. Снег покрыл берега реки и лес на противоположной стороне течения Днепра. Мы поняли, что нам досталось не худшее место под дачные участки. С хорошим настроением возвращались на служебной машине домой, бурно обсуждая продолжение тяжёлой, нужной работы на  пользу всему коллективу, будущему садовому товариществу «Здоровье». Обозначение дорог и вырубка просек продолжалась месяц. В Белоруссии осень и зимы тёплые, земельные работы фактически велись до нового 1983-го года. Накануне Нового Года, наш директор ИВЦ, Бакуневич В.А. объявил нам,  владельцам земельных наделов, под названием дачные участки, что подъездные пути к каждому участку готовы и, мы можем начать их освоение. Этот год мы встретили с большими надеждами, что в нашей жизни наступает новая эра «фермеров», хоть и на малых плантациях!

За период апрель-май 1983 года, раскорчевали свои участки от кустов, деревьев и, выровняли нанятой техникой землю. Распахали, протащили бороны поперёк и вдоль земельного полотна участка. Решили в первый год освоения засеять всю площадь картошкой. Уж очень хотелось иметь на зиму свой главный овощ заготовки. Осенью урожай удался на славу – картошка розовая, белая уродилась  крупной и средней, что вселило в нас  большое желание работать на своей земле.
 
С приходом осени 1984 года удалось распланировать и залить фундамент под строительство будущего дома, зарождённого и спланированного в моей голове, вычерченного на бумаге, с указанием всех типоразмеров. Начало зимы 1985 года ознаменовалось удачным поиском деловой древесины на сруб дома, распиловки части брёвен на доски для обрешётки крыши и на черновой пол, второго этажа постройки. С марта месяца этого года по июнь месяц, в местечке Ивашня, за деревней Девино, возле пилорамы, где распилили 56 брёвен на брус и доски, плотник Алексей Титович рубил сруб нашего дачного дома. Четыре месяца регулярных  поездок по выходным в Ивашню, принесли радость работы на свежем воздухе с запахом смолы от сосновых брёвен сруба. Работа спорилась в хорошем темпе – день проходил с ростом сруба на один венец. Много времени уходило на выемку паза в брёвнах и рубку чистого угла в замок. Это ювелирная работа, даже для опытного плотника, а ведь Алексею Титовичу шёл уже 82 год. Моя помощь заключалась в перекатке  бревен по лагам из сложенной кучи к месту рубки – надо было вначале выбирать толстую древесину на нижние венцы, затем в порядке уменьшения диаметра брёвен, пускать их на верхние венцы. Вид того  как растёт сруб твоего будущего жилья, придавал силы на весь день тяжёлой работы. В конце каждого рабочего дня, мы разжигали костёр, подогревали на берёзовой веточке сало с луком, а то и  шашлычок, привезённый мной из дома, делились планами работы на следующие мои выходные и, разъезжались  по домам. За время нашего общения на протяжении всей роботы до полного завершения готовности сруба со стропилами, мне удалось  разузнать некоторые подробности  жизни доброго, приятного и словоохотливого дедушки Алексея Титовича.

Во времена «хрущёвской оттепели», когда было массовое сокращение офицерского состава из Армии, даже фронтовых офицеров, он попал под такое сокращение. Пенсия была назначена малая, так как у него не было полной выслуги лет службы. Бывший офицер – артиллерист, закончивший Войну в сентябре 1945 года на Дальнем Востоке, перебивался   случайными заработками на жизнь, пока не освоил мастерство плотника по рубке срубов различного назначения. Ушёл с государственной работы, начал наниматься к частным лицам  по улучшению жилищных условий. Так и доработал до пенсионного возраста. Стажа для начисления трудовой пенсии опять не хватило, дали  только минимальную социальную пенсию. Снова началось  жалкое существование, вот и продолжает  подрабатывать случайным наймом по рубке срубов для бань, сараев, дач, домов и домиков для окрестного населения деревень – Клюковка, Девино, Ивашня, Софиевка, Высокое, Юрцево. Мне удалось выйти на Титовича по совету коллеги по работе, соседа по даче, начальника копировально-множительного отдела  Информационно-вычислительного Центра ЦСУ СССР, Саксонова Валерия Николаевича. Он уже воспользовался услугами Алексея Титовича и возвёл через две улицы от меня добротный дачный домик  с  комнатой и кухней. На протяжении сборки своего перевезённого дома по месту дачи, я частенько советовался с Валерием Николаевичем по отдельным этапам строительства. Время вхождения в плотницкие тонкости сборки дома доставляло истинное удовольствие, хоть и давались они с большими физическими нагрузками в полном одиночестве. С добрыми чувствами вспоминаю всех соседей, кто добровольно предлагал свою помощь в укладке несущих, шести метровых брёвен сруба. Теперь, по прошествии 35-ти лет вживания в садовое товарищество «Здоровье», на берегу реки Днепр, вблизи деревни Крапивно, становится очевидно понятным и ясным, что без коллективной взаимовыручки, мы не смогли бы в сжатые сроки возвести своё дачное жильё.
 
За первую неделю сборки сруба  дошёл до проёмов окон, начала вырисовываться жилая комната будущего дома. Мысленно представлял нашу жизнь в летнее время в новом домике. На душе становилось радостно и торжественно.
В августе 1985 года к нам приехали из Житомира брат Сергей с супругой Раисой, по моей просьбе, чтобы Сергей помог мне полностью  собрать сруб дома – над окнами надо уложить сквозные шестиметровые брёвна, одному эта работа не под силу. Мы уложили две лаги от сруба дома до земли и, по ним, с помощью двух верёвок по краям брёвен, закатывали их наверх, потом укладывали их на предназначенное место по маркерам, нанесённых плотником Алексеем Титовичем.

Работа спорилась и приносила радость нового строительства. С братом вспоминали 1959 год, когда в Заводоуспенке проходила реконструкция нашего родительского дома. Сергей тогда принимал участие во всех работах, а мне шёл только восьмой годик от роду. В памяти сохранились лица плотников и жестянщиков, принимавших участие в реконструкции, которая началась с конца мая, продолжалась всё лето и в конце августа месяца, когда началась прохладная погода на Урале, мы из бани вселились в отстроенный дом. Радость наша переполняла души. Дом приподнялся на 70 сантиметров от уровня земли, с востока пристроили комнату и кухню, сложили новую русскую печь. Дом приобрёл новое жизненное пространство, а две комнаты превратились в светлые спальни и для занятий над уроками. Совсем по другому из окон смотрелась наша Октябрьская улица – она больше просматривалась по сторонам. Зиму встретили в новом просторном, тёплом доме. Печка быстро и хорошо прогревалась, тепло расходилось по всем комнатам. Главное - она не дымила, мама очень радовалась очагу тепла, помощнице в приготовлении  пищи всей семье и дворовым обитателям наших скотных сараев – свинке  Боре, корове Майке, телёнку Мишке, гусям, курам. Мы не знали проблем с мясом на весь холодный период года. Наше детство и юность прошли в сытости, тепле и уюте  благодаря адскому труду отца и мамы.

Пока я двадцать лет, по мере материальных и физических возможностей, строил дачный дом, в моей памяти, словно в кино, прокручивались года жизни на Урале. Вспоминалось всё до мелочей из бытовой обстановки далёкого Зауралья. В перерывах работы делал  записи о пережитом на отдельных листах бумаги, лежащих в моей дощатой «прорабской». Особенно хорошо записывалось, когда портилась погода, начинался дождь, садился за маленький столик и предавался «трудам». Это время плотничества и письма в полном уединении от городской суеты, улеглось в памяти как лучшее в наступившем зрелом возрасте -  в ту пору мне шёл четвёртый десяток лет.

Завершив строительство дома под крышу, пока без внутренней отделки комнаты и веранды, осенью 1985 года решил посадить деревья перед фасадом и с восточной стороны огорода. Мне врезалась в память статья о писателе Леониде Леонове, что он на своей даче в Переделкино, под Москвой, окружил свой дом посадкой сибирских лесов, умудрился посадить даже кедр и вырастил его до плодоношения кедровых орехов.
О кедре я, конечно, не мечтал, но берёзки и сосенки очень захотелось посадить. За ними отправился на мотоцикле «Днепр» в сторону лесного массива «Луговцы». При въезде в лес, по правую сторону, вдоль дороги, нашёл три молоденьких сосёнки. На открытой поляне выкопал три берёзки – две росли вместе, третья стояла поодаль от «сестричек», так я назвал красивые и нежные молоденькие спаренные берёзки.  Полюбовался  красивым осенним лесом, передохнул от корчевания и, на малой скорости тронулся к своему новому домику. Подготовил ямки для деревьев, обильно их пролил водой, с особым удовольствием посадил свой маленький «сибирский лесок». Чуть позже посадил две липки с лицевой стороны дома. Так началась новая страница в жизни нашей дачки – она приобрела особую нарядность и привлекательность. Соседи осуждающе на меня смотрели, как на чудака. Им было не понять, что я сибиряк, эти деревца для меня, как им их белорусские яблоньки. Пришла весна следующего года, деревца дружно принялись расти, на душе отлегло, что задуманное свершилось. Теперь, по прошествии 34 лет, наш дом окружён большими деревьями – липки в июне месяце радуют нас своим ароматом цветения, сбором листочков впрок для засушки, к чайку зимой, когда заболеем, или загрустим о летней дачной поре. Сосёнка выросла выше конька крыши дома, во время роспуска пальцев, издаёт обильный запах кислорода. Утром выходишь из дома и не можешь надышаться запахом леса. Создалась хорошая среда обитания, как и задумывалось.
 
На протяжении  прожитых лет все работы по содержанию огорода, сада, поляны отдыха и благоустройства вокруг дома, вела и ведёт наша мама Света, вечная труженица и кормилица наша. Она до сих пор не может дождаться прихода весны, рвётся на главную сезонную работу – посевную и, готова  трудиться на грядках до темного времени суток, до полного изнеможения от усталости. Мы, как могли, с детьми  помогали ей в её фантазиях по планированию и посеву на множестве грядок, кустов и кустиков. Совместная работа нас сплачивала и придавала особый смысл нашему обитанию  в дачном местечке. Дети, сын Денис, дочка Настенька выросли, разъехались по городам Беларуси, теперь мы трудимся с семьёй старшей дочки Ули, нашими внуками – Сашей и Машей. Тяжёлую работу по обработке и подготовке земли к посеву  выполняет наш зять Дима.

Новый этап работы в нашем излюбленном месте отдыха, труда, поисков обновления среды обитания для проживания   спорится и,  уходит в вечность. Здесь зарождались темы для многих моих очерков и рассказов. Отсюда они ушли в свою новую, долгую, самостоятельную  жизнь на страницах изданных книг, газет "Литературная Россия", "Знамя труда",на страницах литературных порталов Интернета. 

12.02.2018г.  Игорь Назаров   / Игорь Сибиряк /.


Рецензии