Об античном городе Танаис

Самое загадочное пространство на земле — это прошлое. В нём есть «материки», совершенно нам неизвестные, и лишь по по контурам их границ, отмеченных археологами, мы можем догадываться, какие большие открытия ещё предстоит совершить историкам.
Если представить современную цивилизацию как многонаселённый дом, то можно с уверенностью сказать, что основа, фундамент здания, определивший его планировку, был заложен в античную эпоху. Так мы называем время, длившееся около полутора тысяч лет — с начала I тысячелетия нашей эры. Эпоха, в которой последовательно существовали культуры Древней Греции и Древнего Рима в географических границах от рек Танаиса (Дона) до Нила, от Гибралтара до Персидского залива.
Влияние античной эпохи на хозяйственный уклад, общественную жизнь, религию, экономику, традиции последующих поколений было столь велико, что если бы в какой-нибудь невероятной анкете понадобилось заполнить сведения о начальной школе и образовании, то большинство народов Европы, да и частично Азии, написало бы: Греция и Рим.
Один из таких «материков» - античный мир России. Его география — юг нашей страны: низовья Дона, Таманский полуостров, берег Чёрного моря: десятки городов, поселений, стоянок. Они — ориентиры во времени, отдалённом от нашего века на два тысячелетия.
Названия многих городов и поселений известны из древнейших письменных источников и надписей на каменных стелах: Танаис, Фанагория, Кепы, Горгиппия (Анапа), Гермонасса (Тамань), Баты (Новороссийск)…  Десятки других — безымянны, хотя, конечно же, они когда-то имели имена. Открывая эти городища и поселения, археологи наделяют их именами близлежащих посёлков, рек или урочищ: например, знаменитое Елизаветовское городище  VI века до нашей эры в донской дельте названо по имени станицы Елизаветинской, основанной в XVIII веке; городище округи Танаиса у станицы Нижне-Гниловской соответственно — Нижне-Гниловское, в устье Темерника — Темерницкое,Семибратнее городище на Тамани — по урочищу Семь Братьев.
Есть города, ещё не отмеченные на картах: о них упоминают   письменные источники, но археологами они пока не найдены.
Три города древности, гдеведутся многолетние исследования, стали крупнейшими историко-археологическими заповедниками страны: Танаис в донской дельте, Гермонасса на Таманаском полуострове и Горгиппия в городе Анапа. Они — своеобразные пропилеи в античный мир России. ( Пропилеем в древности называли монументальный вход в святилище.)
Читатель, наше путешествие на этих страницах — Танаис. Город был построен на правом берегу донской дельты в III веке до нашей эры — это произошло гораздо позже строителства других городов на побережье Меотиды ( Азовского моря ), но зато город вырос стремительно и к I веку нашей эры, по словам греческого географа Страбона, стал «самым крупным торжищем варваров после Пантикапея» - столицы Боспорского царства. Античные авторы особо отмечают, что Танаис расположен одновременно на реке и на море. С тех времён море отступило, полноводный когда-то северный рукав Дона обмелел, оправдывая своё более позднее название — Мёртвый Донец.
С высоты городища окрестности видны так, будто гигантскую карту держишь в ладонях: дельта Дона, города - Ростов, Азов, Таганрог, - донские гирла, море, степь с курганами… Здесь всё необыкновенно: в грозу с городища ты можешь увидеть, как молнии вспахивают пространство дельты, в солнечный день — странные причуды природы: река течёт вверх , к Таганрогскому заливу, и, кажется, что вот-вот его чаша переполнится и воды хлынут обратно к городищу… Впрочем, так и происходит, когда ветер со стороны моря, сорвавшийся с небесных цепей, преградой становится перед течением Мёртвого Донца, донских гирл и рукавов. Низовкой называют его местные жители. За день-два разгула вода заполняет дельту, подступает вплотную к железнодорожному полотну, заставляя поезда идти осторожно, будто нащупывая колёсами твёрдую основу… И тогдачерез протоки дельты к Азову от Танаиса можно проплыть напрямую.
А по ночам звёздное небо здесь прозрачно до самых окраин вселенной… Так что, по-видимому, античные боги по-старому правят здешней землёй, сберегая руины стен, башен, усадеб, храмов и могилы; возможно понимая, что мир стал хоть и не намного, да иным, но они-то — боги — принадлежат прошлому…
Город уже более века исследуют археологи; в незримой степи его раскинулись постройки музейной усадьбы, и небольшая команда музейщиков колдует над находками и у стен, понемногу, медленно возрождая далёкую жизнь… Но представьте повседневность 800-летней биографии города: столько поколений, событий! И всё это надо распутать, перехватить нить у дремлющей троицы богинь-парок и проследить судьбы…
И какой бы сложной, порой фантастичной ни казалась бы эта работа, иногда возникает ощущение, что вот-вот- и ты услышишь шорох резца в руке мастера, выводящего на поверхности мрамора строки, и стук топоров у моста через ров, почувствуешь тепло очага в усадьбе, увидишь огонь на маячной башне и корабль в оперении вёсел, входящий в порт. Его паруса ещё хранят ветра морских просторов Эллады.
Застраивался ли Танаис постепенно, стихийным ростом новых кварталов, или же создавался по заранее обдуманному плану? Скорее всего, город формировался в границах уже существовавших до прихода греков поселений, постепенно подчиняя и приспосабливая их к регулярной планировке, типичной для города эллинистического времени.
С первых лет образования города танаитами был выстроен целый район с системой оборонительных сооружений.
Формирование городской структуры управления складывалось как под влиянием греков, так и местного населения, и всё это создавало в Танаисе причудливый культурный сплав. Активно осваивалась правовая культура и религия местного социального строя, расширялся мирный диалог с народами степи, обеспечивая безопасность города и его округи, якорных стоянок на побережье.
Своеобразным гербом правящих династий на Боспоре был тамгообразный  знак триденс — трезубец, так как по легендарной генеалогии цари Боспора считали себя прямыми потомками бога морей и океана Посейдона.
По мере возрастания роли местного сармато-меотского населения во всех областях экономики, культуры и власти трезубец соединяется с родовыми символами степняков, менявшимися с переходом власти от одного царя к другому. Они многозначны, убедительны, и, по-видимому, были понятны для любого жителя города и его округи.
Тамгообразные знаки в Танаисе не редкость. Один из них, монументальный — царя  Риметалка _ был найден с наружной стороны у прохода в западной оборонительной стене. Очевидно, плита была укреплена над сводом прохода, и тамга(с греческого — печать) служила символом царской династии или личным знаком царя, заменяющим его имя…
Общественное устройство города — греческий полис, форма гражданского самоуправления, пережившая с различными изменениями и греческий, и римский периоды Танаиса. Родина полиса — Греция. Он родился из понимания свободы как личной судьбы во всём аспекте общественных связей: собственности на землю, творчества, выбора власти…
Его формула - «Народ постановил!..»
Римская модель отличалась от греческой. Греческая сформировалась на месте с учётом традиций, символов и значений, встраиваясь постепенно в те районы, где греки обустраивали свои колонии. Римляне свои отношения с окружающим миром вычерчивали вначале на военных картах, ограждаясь от иных народов оборонительными стенами, башнями и военными поселениями — они становились границей между империей и неимперским, варварским миром. Так форму и содержание взаимодействия определяли язык штабных команд, донесений и имперских амбиций, что в итоге привело империю к гибели…
Наиболеее полно структура танаисского самоуправления прослеживается по таким категориям находок, как тексты на каменных стелах — лапидарные надписи. Материал стел — известняк и мрамор. Количество лапидарных надписей из Танааиса на сегодня около семисот. Они дают широкий диапазон информации об общественном устройстве, политической и религиозной истории города.
Представителем боспорского царя в городе являлся наместник — пресбевт. Его имя в надписях упоминается сразу же после имени царя, что свидетельствует об исключительной роли этого чрезвычайного уполномоченного высшей власти: «В добрый царь. При царе Рескупориде, сыне великого царя Савромата, и при Зеноне сыне Фана, пресбевте царя Рескупорида...»
В правовом плане в его функции входил надзор за исполнением указов царя, договорных отношений между Танаисом и царской администрацией. Он был постоянным легатом (от лат.— избранный), а не временным послом для разрешения спорных моментов. Так как роль города была исключительной не только как торгового цетра, но и форпоста на крайнем северо-восточном рубеже царства, особой задачей пресбевта была обороноспособность Танаиса. Не случайно чаще всего имена пресбевтов встречаются в надписях о строительстве и восстановлении оборонительных стен и башен: « В царствование царя Тиберия Юлия Евпатора, друга цезаря и друга римлян, благочестивого, разрушенные временем стены, отстроив их от основания, Тифон-пресбевт восстановил...» Эта надпись датируется 163 годом нашей эры. Она — одна из самых ранних, где упоминается должность пресбевта.
Центральная власть осторожно вмешивалась в жизнь Танаиса, ограничиваясь ритуальными знаками внимания боспорского царя: слишком велик был риск приобрести вместо автономного, самоуправляющегоя города очаг вражды и опасности на непростой северо-восточной границе империи.
В Греции классической эпохи демократию создавала собственность на землю. Необходимостью правового регулирования коллектива земельных собственников определялся гражданский статус и формы политической организации античного общества — эпохи, в которой свободный гражданин мог сказать: «Государство — это мы».
Свободный житель Танаиса — это, прежде всего, торговец, ремесленник, владелец мастерских, собственность которого на жилую собственность в границах города и в окрестностях, на корабли и портовые сооружения вводили его в гражданское общество города. Не исключалась и земельная собственность, возможно, в большей степени характерная для членов общины танаитов из сельской округи.
Важной выборной должностью в магистратуре был гимнасиарх — управитель гимнасия.
После храмов гимнасии — вторые по значению центры общественной жизни. При них были библиотеки, велись официальные спискилиц с гимнасийским образованием — для включения их кандидатами на высокие государственные должности.
Ограничивались ли обязанности гимнасиарха в Танаисе только обучением и воспитанием юношества и организацией спортивных состязаний?.. В государственной иерархии должностей гимнасиарх занимал почётнейшее место. В посвятительных надписях, найденных в Танаисе, имена гимнасиархов упоминаются неоднократно. Вот некоторые из них: Менофил, сын Христиона; Басилид, сын Феоника; Фиагар, сын Антисфена; Балодий, сын Деметрия; Макарий, сын Мастуса…


Рецензии