Казначей, хозяин шахты

Испокон веков в подземельях силезских шахт рассказывали много историй о таинственном Казначее. Шахта с извилистыми и тёмными туннелями, освещаемыми только скоротечным огоньком масляной лампы, была его королевством, которое он очень ревниво стерёг. Однако он помог шахтёрам не однажды.
Давным-давно работа в шахте была действительно тяжела. Глубоко под землёй только немногочисленные смельчаки часами кололи угольную стену, чтобы позже неутомимо выталкивать тяжёлые тачки на поверхность земли. Не раз гасли тонкие фитильки по дороге, не раз обваливались стены, земля уходила из-под ног, часто горняки блуждали в лабиринте извилистых коридоров. И в такие важные минуты с ними был Казначей. Помимо своих тайн и нелюбви к людям (но только к злым и авантюристам), он любил всех остальных: работящих, терпеливых и умелых в тяжёлой работе.
Казначей появлялся невесть откуда и невесть почему. Он приходил подземными коридорами, издалека приглядываясь к работе людей. Когда хотел – показывался некоторым, когда хотел – скрывался. Когда хотел, запугивал тех, кто не признавали его прав. А бывало, что с некоторыми из шахтёров играл в карты или в кости…
Случилось так, что Казначей подружился с Шимоном, который был добрым и учтивым парнем. Они часто играли в карты, потому что Шимон был неплохим игроком, и Казначей очень хотел обыграть его.
- Если проиграю, - сказал дух шахты, - буду помогать тебе, как обычный шахтёр.
- А если я проиграю, отдам тебе мой хлеб с маслом, - ответил Шимон, и они начали партию. Сначала Шимон выиграл, и Казначей должен был помогать ему копать уголь и возить тачки, как простой шахтёр. Со временем, однако, начал выигрывать Казначей, и для Шимона настали более горькие времена.
- Что происходит с нашим маслом? – изо дня в день спрашивала его жена. – Ты что, кормишь всю шахту?
Парню стыдно было признаться, что вместо работы он играет в карты, да ещё и проигрывает, но он создал столько забот жене, что она постепенно выяснила, в чём дело.
- А ты спрячь несколько карт в рукав, и так выиграешь, - предложила мужу хитрая жена.
- Ой, не знаю, не знаю, - покачал Шимон лохматой головой. – Не хочу обманывать Казначея.
И с этим решением заснул. Хитрая жена уже составила план. Она наварила картошки и размазала её по кускам хлеба так, что это выглядело, как масло. Если бы она только знала, чем это может закончиться, то никогда в жизни не осуществила бы этот подлый замысел.
Рано с утра ничего не подозревающий Шимон начал партию с Казначеем и, к сожалению, вновь проиграл. Он вынул свой свёрток с хлебом и отдал голодному старику. Но как только тот откусил первый кусок, страшно разозлился на парня:
- Как ты смеешь меня обманывать? Ты что, думаешь, я не отличу масло от картошки? – гремел Казначей так, что дрожали столбы, которые подпирали подземные своды.
- Прости, пан, - лепетал изумлённый Шимон. – Прости, это не моя вина… это моя жена…
- Выйдешь отсюда живым, Шимон, - закончил дух шахты, - но начиная с этого дня ты не должен больше ничего искать здесь. Ты больше не найдёшь угля, только камень, - добавил он через минуту, растворяясь во мраке.
- Прости, пан, прости, - повторял Шимон, но Казначей не изменил решения. Парень уже никогда больше не нашёл угля в шахте.
Шахтёры хорошо запомнили этот урок и по сей день стараются поступать честно как на земле, так и под нею. (14.02.2018)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.