Фрагмент из книги А вот была история

Перевал

     Наш съёмочный отряд стоял в верховье р. Нерха. В один из дней середины сентября, я наметил пройти маршрутом по склону горы, подняться на вершину высотой около 2000 метров и спуститься в долину ручья, где стоял шлиховой отряд. У них планировал переночевать, а на следующий день вернуться на базу. Маршрутным рабочим была студентка из г. Свердловска. Девушка не высокая, стройная в общем хрупкая, звали её Катя.
     Погода стояла солнечная, было необычно тепло. Я сказал:
      - Катя возьми, тёплую одежду. Пойдём через перевал, там будет прохладно, да и погода что-то мне не нравиться. Солнце сильно печёт, возможно, изменится.
      - Хорошо возьму.
      Вышли мы в 10-м часу, после сеанса связи с экспедицией и с отрядами партии.  Идти было легко, мы прошли границу леса и начались каменистые осыпи. До вершины оставалось не много, предстояло преодолеть  самый крутой участок склона и затем выйти на плосковерхую вершину, найти небольшой топографический знак и от него по компасу, спустится в распадок к своим. В начале лета, я уже был на этой вершине и думал, что особого труда не составит найти топознак.  Вечерело. Вдруг резко подул прохладный пронизывающий ветер, небо быстро начало закрываться серыми свинцовыми тучами.  Появились первые капли дождя. Я достал свой свитер и надел поверх рубахи, а затем и энцифалитку (куртка с капюшоном против клещей).
        - А ты, почему не надеваешь тёплую  одежду, - спросил Катю.
      Она молча смотрела на меня.
        - Одевайся, холодно.
        - Я забыла, но я пока не замёрзла, правда.
      Я смотрел на неё. На ней была куртка х/б, а под ней виднелась лёгкая, свободная кофточка и подумал; - «Чёрт, не проверил рюкзак перед выходом, простынет. Сам виноват. Надо быстрей, времени мало».
        - Всё, укладывай радиометр, маршрут окончен, - приказал ей.
Мы быстро уложили всё в рюкзаки, оставив только сумку с картой и двинулись к вершине. Дождь усиливался. Посмотрел на Катю, она шла, согнув плечи, пряча руки в карманы куртки, лицо было мокрым от дождя, волосы свисали сосульками. Замёрзнет, - подумал я.
        - Снимай рюкзак и куртку, быстро.
        Снял с себя свитер и передавая ей, сказал:
        - Одень, кулёма.
       Она, молча, надела мой свитер и  мы серпантином пошли дальше вверх по склону. Подходя уже к перевалу, неожиданно тучи накрыли нас словно молоком. Дальше 15-20 метров ничего нельзя было различить.   Дождь шёл, не переставая. Крикнул:
         - Катя, не отставай.
        Взобравшись в тумане на перевал, быстрым шагом направились к вершине. Мы промокли до нитки. Выйдя на плоскую широкую вершину, с которой, судя по карте, начиналось несколько распадков и вероятность свалится в «чужой» была высокой, буквально бежали к топознаку. Топознака не было. Нужно срочно его найти! Но в этом сплошном молоке, ни черта не было видно. Мне казалось, что я иду правильно, однако сверив направление с картой, был удивлён- мы шли не туда! Подумал – сломался компас. Нет, этого не может быть и сразу же отбросил эту мысль. Мы заблудились. Сделать привязку к местности было невозможно, туман, дождь и уже спускающиеся сумерки,   всё скрывали сплошной серовато-белой пеленой.  Лихорадочно стал думать - что делать? Решил.  Кате о случившемся - ни слово, ещё расплачется, и придётся тащить на себе, тогда точно оба замёрзнем. Нужно мысленно разбить вершину на параллельные линии и по ним, «бегая» по компасу, пока ещё светло, сможем найти топознак, который нам нужен сейчас как маяк жизни.
         Схватив коченеющую Катю за руку, а другой рукой компас, начали, где быстрым шагом, а где и бегом,  «нарезать профиля». Минут через 20 Катя, дрожа, сказала:
       - Я устала!
       - Катенька, нам нельзя останавливаться иначе замёрзнем. Держись.
 Мой свитер, намокнув, висел на ней как на верёвке.
      Дождь продолжал идти. Прошло ещё минут 30. Остановившись, очередной раз, чтобы взять по компасу направление, внимательно приглядевшись, увидел слабый силуэт топознака. Мы были спасены! Подбежав к нему, внимательно снял азимут с  промокшей карты и мы по компасу начали спуск в долину ручья.
        В лагерь отряда мы пришли уже в девятом часу. Было темно. Мы еле держались на ногах. Быстро переодевшись в сухое (ребята дали одежду), долго грелись у  печки и пили горячий чай.  Кате выдали верблюжий спальник и место около печки. Дождь методично стучал по палатке.
         Проснулись поздно, в палатке было тепло. Печь горела. Ребята топили её всю ночь. Катя крепко спала.  Выйдя на улицу, посмотрел на вершину, с которой мы сбежали, она светилась снегом. Облака плыли высоко, было очень прохладно.
         Дней через 10 Катя уезжала домой. Перед отъездом, при выдаче документов, спросил:
         -  Ты здорова, ничего не болит?
         -  Нет, а почему вы спрашиваете?
         -  Ну, мало ли что,  мы так промокли, когда шли через вершину.
         -  Нет, всё хорошо, даже насморка не было!
       Я пожелал ей счастливой дороги и успешной защиты отчёта по практике и подумал: «Она даже не представляет, на каком краю пропасти мы были». Может это и хорошо.   


Рецензии