Фрагмент из книги А вот была история...

 Наблюдения и случай на Мадагаскаре

Зебу –  не  Бурёнка!

       Основным животным, с которым малагасийцы связывают свою жизнь это – зебу. Африканская корова с симметричными острыми рогами  и с горбом в районе холки.  Она является символом страны. В образе этого животного коренные жители острова видят воплощения божества. Рассказывали, что ранее, когда умирал хозяин, зачастую всё стадо приносилось в жертву. В настоящее время по количеству голов зебу определяется положение хозяина в обществе, его благосостояние и престиж.
      В конце 80-х годов прошлого века общая численность зебу в стране составляло больше чем  по одной корове на каждого жителя! Идеальный тёплый климат, большое количество естественного корма, зебу чувствуют себя очень вольготно и пасутся большими стадами. У зебу крепкое, массивное тело. Отличаются выносливостью, легко переносят жару и большие перегоны. Взрослея, в основном быки, становятся агрессивными, особенно в стадах при длительном отсутствии человека.
       Чтобы бы забить зебу, предварительно, не большую часть стада загоняют в загон, огороженный высоким забором и затем, набросив петлю на шею на одну из коров, несколько мужчин силой вытягивают её к столбу и привязывают. В это время она очень опасна. Часто бросается на загонщиков. Когда же её свалят, запутав ноги, заламывают голову через рога, после чего она уже не может встать и начинают ритуал жертвоприношения. Надрезав вену на шее, собирают кровь, ею смазывают головы детям причитая - «Будь здоров как бык!» Каждая часть тела несёт определённое значение. Блюда из горба едят старейшины, им угощают и уважаемых гостей.
                * * *
      На полудиких зебу, с разрешения хозяина стада, местные жители устраивают охоту. Однажды я стал её участником, которая для меня чуть не закончилась трагически.
      Так, в один из дней, на одной из стоянок, решил сходить и посмотреть, как идёт проходка канавы по вскрытию пегматитовой жилы. Уже подходя к месту работы, услышал слегка отдалённые крики людей и лай собаки. Вдруг, не очень быстро,  по открытому пологому склону, пробежала зебу, а за ней медленно бежал босиком в одной набедренной повязке смуглый абориген с копьём в руках.   До сих пор не пойму, что со мной случилось, видимо проснулся ген первобытного охотника, что подбежав к аборигену, буквально вырвал у него копьё из рук и рванулся за зебу. Почти догнав её, она остановилась и повернулась ко мне, и в это время я бросил со всей силы копьё, которое воткнулась ей в бок. Бык дёрнулся, а затем, склонив голову и выставив вперёд рога, бросился на меня. Я кинулся бежать, но он стремительно догонял, даже слышен был приближающийся стук его копыт. В последний момент, когда его голова была в метре от меня, я упал и откатился резко в сторону. Рога зебу со всей силы воткнулись в землю, где секунду назад был я. Не дожидаясь, когда бык вновь бросится на меня, моментально схватил его  за рога и начал с ним бороться, мотаясь из стороны в сторону, при этом видел, как моё копьё болтается у него на боку, касаясь земли. И так продолжалось не более 10-15 секунд. Наконец, резко мотнув головой, бык вырвал рога из рук, задев вскользь рогом  мой левый бок, и побежал  вниз к ручью, где его и добили. Во время борьбы, от страха, некоторые охотники попрятались за большие глыбы камней, а двое из них, даже залезли на пальму.
      Оставшись один, меня начало трясти от случившего. Ругал себя последними словами за необдуманный, дурной поступок.
      Разделав  зебу, ко мне подошли охотники и носильщики груженые мясом и частями зебу. Меня осмотрел, видимо старший из них, на предмет ранений, при этом смазывая слюной следы от рогов, обнимая и бормоча по-французски. Из обрывков фраз я понял:
       - Ты живой! Ты живой, это хорошо месьё!
       Успокоившись, он сказал, что тот, кто останется живой от нападения зебу, у них считается святым, а после произнёс:
        - Пойдём, пожалуйста, с нами.
        - Куда?
        - В деревню, недалеко.
        - Нет, я не могу, мне надо работать.
        Но он был настойчив и всё время тянул меня за рукав. Я решил пойти. Действительно, на противоположном склоне холма стояло около полутора десятка хижин. Подходя к ним, он что-то крикнул по - малагасийски и начали собираться взрослые и дети. Меня с ним обступила толпа. Охотник что-то громко произнёс и все замолчали. Выдержав небольшую паузу, он начал эмоционально рассказывать на местном языке как я «боролся» с зебу. Почти после двух, трёх фраз толпа дружно произносила с придыханием: «АААА-А,  О-ЛЯ, ЛЯ»!!! После рассказа, постояв с ними немного, я собрался уходить, но охотник вновь меня остановил. От убитого быка мне вручили большой кусок мяса, который я еле принёс в лагерь.
        До сих пор благодарю Бога - он спас меня!
                * * *
       Местное население использует зебу как тягловое животное, как транспорт, а в основном молоко и мясо в пищу. Надои молока не большие. Проезжая как-то мимо одной «деревни» мы стали свидетелями удивительной картины. Нас привлёк шум людей и необычные вскрики зебу.
   Мы остановились. Мы были шокированы увиденным!
     Местные жители, чтобы  взрыхлить глинистую почву  под посадку риса на своих чеках (участках), запустили воду с мелкого канала, который выкопан вдоль склона, обнесли изгородью из толстых жердей и загнали туда около десятка быков зебу. Ноги у этих быков вязли в глине, вытащить им их было тяжело и они стояли.  Чтобы как-то  заставить их бегать, ходить и тем самым месить глину, наиболее шустрые мужчины подкрадывались к заду быка, хватали его за висячее, причинное место  … сильно дергали и убегали! Бык в это время издавал тошнотворный рык, резко подбрасывал вверх ноги  вместе с задом, и бежал по глине, бодая своих собратьев.  Всё стадо приходило в движение, быстро передвигаясь по участку, а из-под копыт летели брызги воды и ошмётки глины. Через некоторое время быки останавливались  и всё  начиналось вновь! Мы покатывались со смеху. Местные жители также бурно реагировали на происходящее, особенно когда мужику удавалось  довольно сильно дернуть и убежать!
       В машине с нами находился техник-обогатитель по кварцу. Он часто выражал желание остаться здесь жить, восторгаясь здешним климатом и порядками, при этом, не лестно отзываясь о нашей стране. Кто-то  ему сказал:
       - Вот останешься здесь, будешь остаток жизни дергать за я…. зебу!
       - Нет, он будет дёргать свои, - добавил я.
                * * *
      В последние несколько лет в стране появилась проблема - кража скота. Молодые люди пред брачного возраста, стараясь казаться лихими и удалыми ребятами, группируясь, воруют скот. Воровство скота одна из традиций и ведёт из древних обычаев некоторых племён острова. Число украденных коров служило критерием мужества, и ни одна уважающая себя красавица не отдала бы руку тому, кто еще ни разу не угнал чужую скотину.  Однако сейчас это приняло угрожающий характер.
       Иногда, хорошо организованные банды, под патронажем мафиозных структур, перегоняют стадо к западному берегу Мозамбикского пролива, грузят на мало каботажные суда и переправляют за деньги в ЮАР.  Правительство борется  с ними, задействует даже подразделения армии, но из-за отсутствия надежной связи, дорог и вертолётов  борьба малоэффективна. Часто, при погоне, воры разбегаются, бросая скот, который впоследствии дичает. Ворьё ведёт себя всё наглее. Отмечались случаи нападения, с целью ограбления, на состоятельных людей,  при передвижении их на одиночных машинах без охраны. Особой мишенью для них являются и белые люди.


Рецензии