АДА

О ней говорили….заставляла солнце подниматься  на рассвете, а когда уходила, солнце следовало за ней.
Это – о леди Байрон, дочери великого поэта. Но знайте  - первая компьютерная  программа для механической аналитической машины   (какое длинное тогда название  было у прадедушки современного компьютера)  составлена тоже ею. …А Министерство Обороны США в середине 70-х годов прошлого  столетия утвердило термин  «Ада»,  обозначив им единый  язык программирования для американских ВВС,  в дальнейшем и для НАTО.

Со звездами не спорят. Анна Изабель  Милбэнк Лавлейс, леди Байрон программист? Первый? Да, именно так. Её отец - Джордж Ноэль Гордон, лорд Байрон. Поэт и Лорд…  В своем рафинированном царственном окружении с жесткими требованиями соответствия статусу, она сумела выйти за пределы…кольца не преступи. Это никому не дается легко, поверьте. Особенно тогда, когда требования клана избранных отложены генетически, в подсознании.  С ее харизмой и шармом  она имела право быть сумасбродной, расточительной, кружить головы вздыхателям… Это делали леди ее круга. И это достойно  роковой красавицы…

Но математика…Высшая… Нонсенс!
Только  в математике эта леди до кончиков ногтей была так же мистически властной, магнетизирующей. Это вызывало зависть, но никогда - отрицание…
Несколько штрихов, если позволите…

… Де Морган, специалист в эзотерической нумерологии, очаровал   юную Аду магией чисел, обратил строгую логику математики в волшебство, определившее дальнейшую жизнь будущей графини Лавлейс. …Осенью 1834 года на званом обеде в доме Лавлейс было впервые произнесено имя Чарльза Бэббиджа. Аналитическая  машина Бэббиджа универсальна! Эта штука равно применима и в науке, и в политике, и на тотализаторе. Лично я  искренне верю, что спонтанным импульсам и сумасшедшим идеям всегда лучше подчиняться.  Днями позже состоялось знакомство «маленькой Ады» и «большого Чарльза».

К тому моменту интеллектуальная счётная машина Бэббиджа буксовала.  Она существовала более десяти лет, но, мир не видел практического смысла в этом изобретении, и в финансировании под разными предлогами отказывалось.. Ада сумела оценить уникальность новых горизонтов и приложила все усилия, чтобы обаять автора, профессора Кембриджского университета. Так, по общему признанию,  родилась  первая группа программистов.

Красота, Математика, Мистика - вот настоящий портрет Ады Августы Байрон. Высшее общество Лондона провозгласило ее  «Диадемой  Круга». Кто-то из дам запустил «верные» сведения о том, что она неспроста пользуется таким оглушительным успехом. Мол, не обошлось тут без самого дьявола! Как реагировала Ада Байрон? Улыбалась... Общество влюбилось в нее еще больше. Это легко объяснить - мистика в многочисленных своих проявлениях почиталась в те времена за такую же науку, как и все остальные.

В конце концов, что загадочнее - гордыня Люцифера, падшего ангела Света, или же теория чисел? Где больше тайн? Или же мера их таинственности равновелика?
При этом, сама Ада оставалась наблюдателем. До такой степени наблюдателем, что личная её жизнь определилась традиционно. Любовь. Брак. Дети.
Но в ином, внутреннем… По словам современников, математические монологи графини Лавлейс в то время более всего напоминали пламенные речи древнеримских трибунов.      
Забрезжила надежда на государственную поддержку сумасшедшего проекта,  того, что мы сегодня называем компьютером…. Надо было предпринять очередную попытку убедить скупое общество. Рекламным агентом стала светская львица – Ада Лавлейс.

10 июля 1843 года в письме Ады к наставнику промелькнула вроде бы безобидная фраза: «Я хочу вставить в одно из моих примечаний кое-что о числах Бернулли в качестве примера того, как неявная функция может быть вычислена машиной без предварительного решения с помощью головы и рук человека». Спустя девять дней Ада сообщает Чарльзу Бэббиджу, что самостоятельно написала программу для вычисления чисел Бернулли. Именно эти несколько страничек и содержали, по мнению многих специалистов, образчик «первой в истории компьютерной программы».

Это почти так же невероятно, как изображение космического корабля среди наскальных рисунков. Леди Ада ввела понятия «цикл», «рабочая ячейка», «распределяющая карта», описала основные принципы алгоритмов, разработав вычислительную программу, достойную курсового проекта сегодняшнего студента кибернетического ВУЗа. Кроме того, она предсказала возможные направления практического использования вычислительной техники: сочинение музыкальных произведений, конструирование сложных графических объектов и даже компьютерные игры!
 
И сейчас, когда ваш курсор готов увести вас от этого лица, задержитесь, посмотрите внимательно. Красота женщины…   Чувствуете ли вы её наполненность и силу…(видите, я даже знака вопроса не ставлю, ибо знаю ваш ответ).

Программисты тоже помнят, чьими именами они кодируют свои волнующие тайны. И можете не сомневаться, код АДА  к них звучит в особом контексте. Хороший вкус у ребят, подумалось мне – и красивые портреты на их знаменах. Так, порадуемся за программистов и за себя.


Рецензии