Бабушка

О том, что у нее рассеянный склероз, Ольга узнала после рождения третьего ребенка. Понять в расцвете лет, что болезнь неизлечима, и оставшийся срок зависит от скорости ее прогресса – такое выдержит не каждый. Ольга приняла известие спокойно. Надеялась, что Бог отпустит ей время, чтобы поднять детей на ноги. Не отпустил. Она умерла на руках матери, завещая ей троих детей.
 
Полине Ивановне, когда судьба «наградила» ее вторым материнством, исполнилось 72 года. На ее попечении в двухкомнатной «хрущёвке» на первом этаже остался внук Андрей и две внучки: Лена и Наташа. Отец детей давно с ними не жил, из-за пьянства и постоянных дебошей дочь развелась с ним. Денег, конечно, он никогда не присылал, о смерти бывшей жены, матери его детей, узнал лишь, когда по запросу в милицию его отыскали где-то на Украине. От того, что нашелся их отец, детям легче не стало. Правда, говориться в пословице, что без отца дети – полу сироты, а вот без матери – сироты.

Бабушка Поля

Назвать жизнь Полины Ивановны Левшиной удачной, наверное, нельзя. О войне она вспоминает неохотно. Помнит, что при бомбежке, а жили они в селе Красном Прохоровского района, погибла ее младшая сестра. Они все работали в колхозе. Холодно, голодно. В Белгород приехала в 1950 году, вышла замуж. Иван Кузьмич освобождал Сталинград, работал сначала высотником-монтажником, а затем на заводе «Сокол», там же где и жена. При жизни он, как ветеран, был в почете, а вот после смерти редко кто навещал вдову. Ей говорят соседи, чтобы обратилась за помощью, но она не хочет. Ходит плохо, артрит скрутил ноги, а просить кого-то совестно.
Похоронила Полина Ивановна и второго мужа, за которого вышла замуж, как говорят, из жалости. Он жил по соседству, овдовел. Старые фронтовые раны не давали покоя, человеку нужен был уход. Сердобольная соседка не могла оставить ветерана в беде.
Но, она никогда не жалуется на свою жизнь, не проклинает судьбу. Всегда встречает гостей с улыбкой, стараясь угостить чаем. Правда, к чаю редко бывают печенье или конфеты. На сладости в семье нет денег. И не только на сладости. Не хватает денег на постельное белье, одежду, обувь, на ремонт квартиры. Здесь считают каждую копейку, ведь бабушкиной пенсии в 1380 рублей и пособия на Наташу в 781 рубль не хватает даже на полмесяца. Не так давно после долгих поисков нашла работу Лена. Ей хозяин в магазине платит 50 рублей в день. Но даже если к пенсиям прибавить Ленину зарплату, да разделить на троих, то все равно семья явно не дотягивает даже до прожиточного минимума. Андрей уже год как живет в гражданском браке на съемной квартире. Материально бабушке и сестрам помочь не может.
- Да, ничего, живем, - смеется Полина Ивановна, - не голодаем, дети раздетыми не ходят. Спасибо добрым людям, которые приносят одежду, а иногда картошку и овощи-фрукты со своего сада. Нашей семье очень помогал один фонд: то одежду детям принесет, то продукты выделит. Теперь фонд почему-то расформировали.

Девочки
 
 Лена хорошо помнит маму, ее улыбку и голос. Конечно, ей не хватает материнского тепла и участия, но младшенькой, Наташке, мамы не хватает до боли в сердце, до отчаяния. Иногда сядет на диван прильнет к руке Полины Ивановны, закроет глаза и шепчет:
- Как я хочу, чтобы у меня была мама, как я люблю ее. Почему она так рано ушла от меня?
Полина Ивановна погладит внучку по голове, посмотрит на портрет дочери и украдкой смахнет слезу. Что она может ответить? Всю свою душу, сердце и любовь она отдает внучкам без остатка. Да, бывает, ссорятся, ругает их за плохие отметки или грязные руки, но представить себя без бабушки Лена с Наташей не могут. Бабушка привила внучкам любовь к шитью, бабушка учит доброте, терпению, трудолюбию и жизнестойкости.

Жизнь на треть

 Как я упоминала, живет Полина Ивановна в «хрущёвке», где комнаты расположены вагончиком. Сказать, что здесь поселилась бедность, значит, ничего не сказать. Мебель образца шестидесятых, постельное белье и одеяла – латаны-пере латаны, допотопный телевизор «Березка» еще показывает, а на старую кухню без боли смотреть невозможно. Да, скажите, не одна Полина Ивановна так живет, живут в России так бедно, к нашему несчастью миллионы. По некоторым данным, одна треть населения. И что здесь можно поделать? Честно, сказать, не знаю. Наверное, по зову души и сердца помогать тем, кто живет плохо.
И все же Полина Ивановна считает себя счастливым человеком. В ее доме собирается вся семья, сын с невесткой, внуки и трое любимых правнуков. Живут родственники тоже небогато, но всегда приносят Полине Ивановне подарки. Сама она, несмотря на болезнь, вяжет всем носки, тапочки и великолепные ажурные шали. Дарит их родным и знакомым. Раньше она пела в хоре ветеранов при ДК «Строитель», теперь здоровье не позволяет ходить на репетиции. Но перезванивается с подругами по хору, делится радостью и бедой. Молит Бога, чтобы дал ей сил и здоровья вырастить Наташу, беспокоит неуравновешенный характер младшей внучки.
…Часто во сне Полина Ивановна видит родную хату и школу. И ей кажется, что жизнь только началась. Когда она успела пройти?

Послесловие

 О смерти Полины Ивановны я узнала случайно. Старший внук и внучка уже были взрослыми, имели свои семьи. О младшей мне ничего не известно. Одно можно сказать — Полина Ивановна выполнила наказ дочери. (Белгород, 2003 год)


Рецензии