Ну, здравствуй, крыша Европы и России!

   Сегодня наш последний день на базе. Завтра мы уезжаем.
И как в любом концерте, последний номер всегда должен быть самым лучшим, так и нам аккордом, завершающим наше пребывание, стал  двугорбый Эльбрус.
Последний раз мы выстроились на площадке базы, и наш проводник инструктирует группу.
Последний раз мы закидываем на спину рюкзак, набитый тёплыми вещами, ведь мы окажемся на высоте, где холод властвует над всем.
   Эльбрус, высота которого составляет 5 642 метра, с персидского означает  "Высокая гора". Просто и без затей. Для балкарцев и карачаевцев -"Минги-Тау", что означает "Вечная гора".
   Вообще-то, Эльбрус- дремлющий вулкан, а сколько он будет дремать, один Бог ведает. На горе 23 ледника, из-под которых вытекают ручьи и речки. Главная река Приэльбрусья - Баксан, на которой стоит посёлок и одноимённый наш туристический лагерь Эльбрус. Мы давно привыкли к постоянному шуму реки, катящей свои ледяные воды по валунам и камням с верховьев, обкатывая их до гальки.
И сейчас, под этот привычный гул, слушаем своего инструктора. Он подготавливает нас к поездке. И нам приятно слышать, что мы не идём, а именно едем на Эльбрус. Вначале, как всегда рейсовым автобусом, мимо уже известного ущелья и поселка Тырскол, мимо ущелья Адырсу, которое мы прошли насквозь, мимо маленьких селений, до поляны Азау.

    О! Поляна Азау просто прекрасна! Большое ровное пространство с отличной инфраструктурой. Красивые многоэтажные отели, кафе, бары, оборудованные автомобильные стоянки, короче, как в небольшом, но очень красивом городе. Леса поднимаются по склонам окружающих гор, а над ними кругом вершины, покрытые белоснежными шапками даже летом.Нам предстоит подниматься на канатке.
 
  Подъёмники на Эльбрус от поляны Азау в двух вариантах.
  Старая, маятниковая называется "Эльбрус-1 "идёт до станции "Старый кругозор" на высоте 3000м. от земли, проходит путь в 2500 метров за 12 минут.
  Новая, открытая в 2006 году, гондольная,  идёт параллельно старой,только высота её вначале повыше старой на 60 метров, а в конце у станции на 15 метров ниже.Каждая гондола вмещает 8 человек.
  Но гондольной ещё не было на Эльбрусе, когда мы поднимались на старой, сидя в открытом кресле. Ощущения, я вам скажу, ещё те!
Вцепившись руками в поручень, который свободно открывается, без всяких застёжек или крючков, как в колесе обозрения, я вижу огромный горизонт, заполненный горами и снежными пикам. Вижу внизу  хвойные леса, устремлённые зелёными верхушками вверх, тоже,словно пики. И тут я вижу, как выше полосы леса цветут рододендроны! Это необычное зрелище и удивительная красота  так восхитила меня, что страх исчез.
Доехав до станции "Старый кругозор", мы прогулялись немного, разглядывая окрестности, потом продолжили свой подъём на второй очереди канатки от станции "Старый Кругозор" до станции "Мир" ещё на 1800 метров, сама канатка пониже, всего 800 метров. И такой красоты под ней уже не было. Камни, осыпи, скалы, кое-где трава и снег...
Над Эльбрусом появилось облачко, которое неумолимо увеличивалось в объёме, и проводник сказал, что выше мы не поедем, потому что от "Мира" до конечной  кресельная дорога. Она поднимает на Эльбрус до высоты 3 780 метров, но в облаке  ехать совсем не то, что не него смотреть...

 
     И тогда мы пошли в Музей обороны Приэльбрусья - самый высокогорный музей в мире, на высоте 3 500 метров над уровнем моря...

    В экспозиции музея представлены подлинные вещи и коллекция советского и немецкого оружия во Второй Мировой Войне, найденные на местах сражений.
   А бои здесь проходили невероятно ожесточённые. Это был самый высокогорный фронт. Горные перевалы Главного Кавказского Хребта являлись ближайшими путями в Закавказье. Гитлеровцы надеялись через них выйти к Бакинской нефти и к Черноморским портам.

     Немцы пришли на Эльбрус в августе 1942 года, во время наступательной операции "Эдельвейс". 21 августа группа лучших альпинистов Вермахта поднялись на на обе вершины Эльбруса и установили там свои знамёна со свастикой. Это было в том числе идеологической победой: Образ развевающегося флага над главной вершиной Европы и России как бы символизировал победу Германии. Ведь даже Эльбрус немцы хотели переименовать в "Пик Гитлера".

    Но советские войска при поддержке местных жителей, которые были проводниками ко всем перевалам, дали отпор завоевателям. В это время  под Сталинградом крушили немцев наши войска, и забравшиеся на перевалы фашисты остались без помощи.

    Напряжённые, тяжелейшие бои в высокогорье Приэльбрусья запечатлены в фотохрониках музея.
   Отступающие войска фашистов минировали склоны гор и проходы в них.
Но, несмотря на это, в феврале 1943 года, в пору туманов, ветров и снежных бурь, 20 советских воинов-альпинистов пошли на Эльбрус, чтобы сбросить с вершин чужеземные флаги.  Об их походе в музее есть фотодокументы и их отчёты.
   Помните знаменитый швейцарский переход Суворова через Альпы? А Кавказские хребты и перевалы в разы выше Альп! Но оружие и орудия наши солдаты вверх, на непроезжие склоны, тащили на своих руках, как и во времена Суворова!
   В жуткий мороз, ветер и густую облачность, когда сорваться в пропасть, да ещё с тяжестью -это верная смерть! Никто не вызовет спасателей, никто сам не имеет права спускаться за сорвавшимся, никто не будет прерывать задание, которое приказано выполнить любой ценой! Ребята тащили на себе не только необходимое в горах снаряжение, но и оружие, и патроны, и орудия, потому, что отдельные недобитые группы гитлеровцев ещё были а горах.
    И они дошли... Вначале в снежную пургу при плохой видимости они добрались да западной вершины и 13 февраля 1943 года был сорван флаг с немецкой свастикой, и водружен флаг нашей страны. А затем, 17 февраля в сильный мороз и ветер, группа поднялась на восточную вершину, но там уже не было фашистскго флага.
   Сам  Эльбрус не потерпел иноземного флага над своей вершиной.

 
   Ещё много чего можно было узнать и увидеть в музее, но наш инструктор дал срочный сбор.
   Он сказал, что облачность стремительно наступает на станцию и нам надо немедленно убираться со станции "Мир". Что мы и сделали...
Но облака нас настигли в дороге. Мы едем на канатке, а за нами, как в фильме ужасов клубятся облака, которые уже не сияют солнечными лучами, а хмуро догоняют нас... не прошло и 5-ти минут , как я "потеряла" едущего впереди себя в густом тумане. Стихли все звуки, мелкая морось стала оседать на бровях и ресницах, потом она сконденсировалась на тёплом лице и потекла  по щекам и носу, намокли волосы, шерстяной свитер, сырость лезла под одежду и начало уже познабливать. Если бы не работники Станции "Кругозор", которые нас выхватывали из тумана и высаживали с кресел, не знаю, что и было бы...
Уже намокнув, мы не захотели идти в кафе на станции, а пошли  на площадку канатки, идущей вниз к поляне Азау. Опять нам помогали сесть в кресла, и мы скрывались в тумане. Плохо это, или хорошо, но в тумане совсем не замечаешь, что ты в 3-ёх километрах над землёй. Только сыро и холодно...

     Внезапно я выскочила из тумана и увидела всех, едущих впереди...
Туман ли, облака ли, но всё это позади. А впереди освещённая ярким солнцем прекрасная поляна Азау и мы, как мокрые куры, на которых все обращают внимание. Теперь мы пошли в кафе погреться, обсушиться ( у них тогда были небольшие тёплые "ветродуи"), и сидя за кофе,  брюзжали на погоду. Однако наш проводник-инструктор сказал, что мы очень везучая группа. Нас ни в одном походе не застал дождь, никто из нас не травмировался,  Эльбрус просто решил показать нам ещё одну достопримечательность)))
    Пришел рейсовый автобус, мы вышли из кафе - над поляной Азау было светло и радостно, а  несколько выше светились в лучах солнца плотные облака...
     По дороге на базу мы делились впечатлениями от пребывания в облаках. Они  не очень отличались, практически никому не захотелось ещё раз провести время в облаках...




 






 


Рецензии