1 Актуальность темы

   Тема «Философия русской школы как методология управления в меняющейся среде демократических процессов» обобщает духовную деятельность и наши практические усилия по осмыслению деятельности школы за период с 1988 по 1998 год.

   Падение режима власти вызвало бурю новых идей не только в стране, но и в образовании. Впрочем, в образовании времена революционных лозунгов и эйфории по поводу общения с очередным призраком, призраком свободы, скоро прошли, уступив место здравому педагогическому смыслу и вновь заявленному праву власти денно и нощно думать за народ, в том числе и в сфере образования.

   Несмотря на философский скептицизм , под лучшим, что не удается разрушить меняющимся властям, мы подразумеваем достойных учителей и наших учеников: наши учителя не секут детей розгами, как это совсем недавно было принято в Великобритании. И учителя пока не падают под пулями учеников, в соответствии со славными обычаями зажиточных Соединенных Штатов*.

   Что же касается бедности, то и в камышовых хижинах голодные современники Сократа, Диогена и Пифагора, размышляли о том, как обустроить свободную Грецию и соорудить святилище - белоснежный Парфенон.
 
   Одной из современных проблем является несовместимость идеалов образования с идеологией наживы и вседозволенности жесткого и прагматичного индивидуализма, куда ориентируют общество толпы коррумпированных чиновников, мелких лавочников и люмпен-пролетариата . Школе необходим базис, не подлежащий разрушению в переменных условиях политической и экономической конъюнктуры.
 
   Проблема философских основ педагогики уже ставилась и у нас, и на западе. Однако решения найдены не были: у нас в силу господства единой идеологии отрицающей появление нового вне ее рамок, на западе в силу того, что “философия воспитания рассматривалась как приложение общефилософских идей к воспитанию” (Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. –М.: Фонд духовного и нравственного образования. –1996. –141 с. ). Отсюда вытекает, что новизна темы больше относится не к проблеме, но к вариантам решения.

   Из приведенных посылок  мы приходим к выводу, что тема «Философия школы как методология   управления в меняющейся среде демократических процессов» достаточна актуальна.


Примечания:

*  2021 год. Какой наивный автор. Увы, дождались...
** 2023 год. Политика сделала тему совершенно ненужной для государства Латвии.
   Тема может представлять некоторый исторический интерес как последняя работа на русском языке на факультете педагогики в Латвийском государственном университете.


Рецензии
На современную школу очень грустно смотреть.
По всем позициям.

Варакушка 5   13.11.2024 19:51     Заявить о нарушении
Эта работа писалась на стыке двух промежутков времени: окончание железного века беспомощного строительства коммунизма и первых робких поползновений национальной идентификации в откалывающихся республиках. Это было время, когда стало можно экспериментировать и пробовать, когда ещё жила надежда на лучшее в образовании, несмотря на тотальную нищету советских школ.
21 век показал, что данная работа не актуальна, так как национальная идентификация переродилась в ползучий фашизм и русский язык на уроках оказался под запретом.

Владимир Улас   20.11.2024 06:36   Заявить о нарушении