Пятьдесят рублей

       Настала на Руси тяжёлая жизнь. В магазинах дороговизна такая, будто пришёл долгожданный конец света и выживает сильнейший, либо тот, кто успел урвать!
       Вот стоит в магазине небольшая очередь. Хлеб, крупу, консервы покупают. А возле овощного отдела на полу валяются пятьдесят рублей. Лежит себе сиротливо синенькая бумажка и каждый на неё исподтишка жадно косится-поглядывает, но никто не подходит и не берёт. Как это – перед всеми подойти, нагнуться, подобрать и у всех на глазах в свой карман положить?! Уж, что деньги к хозяину не вернутся – ясный и ежу! Он давно про них забыл, либо ни сном, ни духом и не почуял, что они у него вывалились. Либо у него их немеряно, чтобы нагибаться за скромной оброненной бумажкой.
       А народ высокомерно скромничает. Все, как один друг перед другом полтинник презирают. Свысока на него поглядывают. И каждый выходящий из магазина думает: «Чёрт бы побрал эту очередь! Не они бы, полташ только так был бы МОЙ!» Ведь подними его перед ними, все разом заметят и мигом наденут на смельчака ярлык самого распоследнего голодранца, голодного, бессовестного и вообще вора-мошенника!
       Но вот в магазин заходит скромного вида женщина и становится в очередь. Потоптавшись у всех за спинами и поозиравшись на цены продуктов, она проходит прицениться и к овощам. И тут же замечает заманчивую бумажку!
- И!!! - тихо восклицает она и БЕЗ ЗАЗРЕНИЯ СОВЕСТИ поднимает полтинник и… КЛАДЁТ ЕГО В СВОЙ КАРМАН!!!
       Гордая толпа теряет дар речи и осуждающе разглядывает нахалку с ног до самой макушки: старенькие туфли на каблуках, поношенное пальто, блёклый платок на голове, потёртая сумка – явно не из богатых и уважаемых, имеющих в обществе вес, а затурканная сегодняшней жизнью. Такую можно и на перекрёстке распнуть! И у одной смелой горлохватки из очереди прорезается зычный ядовитый голос, будто полташ был вытащен из её собственного кармана:
- А чего это вы деньги забрали?!
       Женщина молча хлопает на неё глазами, а к той присоединяется ещё одна активистка:
- Ишь, главное, молча подобрала и всё! Может это нищая бабушка потеряла свою последнюю пенсию!
       У них тут же появляется группа поддержки в лице таких же горлопанов:
- Вот-вот! Чужое быстро к рукам прилипает, и совесть не жжёт!
- Последнее прихватят и не спросят - чьё!
- Бессовестная…
- Ну что вы! Она, наверно, в церковь ходит, Богу в грехах кается!  Вон как в платочек-то замоталась!
       Женщина молча сносит их вздоры, глядя на полки продуктов.
- Да она даже не слушает! - нервно замечает кто-то.
       Тогда зачинщица скандала демонстративно открывает свой здоровый массивный кошелёк, перебирает в нём деньги и заявляет:
- А вот у меня полтинника и не хватает! Это я его обронила!
- Вы? - неожиданно смотрит ей женщина прямо в глаза открытым взглядом, и все сразу замолкают. А женщина вытаскивает полтинник из кармана и вкладывает его в пухлые ладони аферистке:
- Ну так, заберите. Чего ж вы раньше деньги не подняли?
       Оторопев от такого оборота, аферистка жутко краснеет и начинает покрываться потом. Глядя на неё, продавщица не выдерживает и вдруг говорит ей, пригвоздив и других, как одной дубиной сразу по всем головам:
- Сколько сегодня здесь работаю, за день ни одной бабки-пенсионерки не промелькнуло. И вас ни разу за сегодня в магазине я не видела! Мужики там пьяные водку покупали. Они, видно, и обронили. Другой подберёт ихний полтинник, меньше нажрутся - здоровее будут! А вы человека зазря срамите. Чего у неё деньги забрали?          
       Горлохватка позорно мнёт полтинник в потной руке и в душе уже проклинает всё на свете, что затеяла весь этот сыр-бор! Очередь двигается в гнетущем молчании. Отоварившись, один за другим выскакивают за дверь, как из бани. Каждый внёс свою гнусную лепту в оговор человека, который пытался выжить в непростом времени. Женщина купила всего лишь полбулки самого дешёвого хлеба и ушла, так и не проронив в свою защиту ни слова. Горлохватка же набрала продуктов столько, что едва потащила сумки в обоих руках.
- Не обожралась бы с такой-то деньжищи! – с брезгливым презрением бросил ей вслед помалкивающий до сих пор в очереди старик и поёрничал: - На него сегодня о-оочень много купишь!
       В магазин зашли новые покупатели, внося за собой мокрые от дождя зонты и свежий воздух. На улице лил дождь, дул пронизывающий ветер и господствовали кризис, дефолт и страшная безработица. Пятьдесят нынешних рублей приравнивались к пятидесяти советским копейкам.

(Калининград/г.Пионерский 2005)
(фото из инета)      


Рецензии