6 Концепции и мнения в доступной литературе

   Общие вопросы философии образования в литературе представляют имена: Парменид, Гераклит, Сократ, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель, Б.Телезио, Д.Бруно, Ф.Бэкон, Р. Декарт, Т.Гоббс, Б.Спиноза, Д.Локк, Д.Беркли, Д.Юм, Г.Лейбниц, Д.Дидро, К.Гельвеций, И.Кант, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель и т.д.

   В педагогической литературе основная масса работ посвящается организации педагогического процесса: взаимодействию учителя  предметника и учеников, организации работы классного руководителя и внеклассной работы  (Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенкова, И.П.Волков, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин и др.).
 
   Вопросы управления работой школы с позиций руководителя нашли свое отражение в некоторых трудах А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др.

   Педагогическая мысль Латвии на общем фоне работ прежних советских авторитетов от педагогики также не была скудна печатными трудами: труды А.Буйля, И.Гайлите, О.Зида, Р.Инне, И.Лусе, Я.Плинера и др. по школоведению.


   Несмотря на то, что вопросам образования уделяли внимание многие светлые философские умы, современная философия образования и воспитания в доступной нам литературе гораздо менее разработана.

   Еще в начале века были начаты научные исследования, направленные на изучение комплекса различных факторов в организации производства.

   В трудовой деятельности человек одновременно реализует себя как субъект и как объект управления. Труд человека может служить для воплощения собственных идей, подтверждая неповторимость, ценность и самобытность каждого человека, но может стать тяжелой и тоскливой повинностью, если человек не чувствует в нем личной заинтересованности.

   Не является исключением труд учеников и педагогов. Учителя представлены в ролях от беспощадного руководителя принудительных работ до мудрого советчика учеников в незнакомом, но интересном деле. Диапазон широк и зависит от того, что учителя исповедуют педагогику принуждения, педагогику свободы или педагогику сотрудничества.

   Идеалы - самый важный элемент в структуре духовности человека. По мнению И.Белицкиса, философы различных стран непрестанно ищут новых богов (идеалы) в образовании, поскольку понимают, что без идеалов образование существовать не может, а старые идеалы теряют привлекательность (Be;ickis I. Izgl;t;bas alternat;v;s teorijas. –R.: RaKa, 1997. 96 lpp. ,15).
 
   Мы согласны с данным утверждением в том, что поиск идеалов в образовании – непрерывный процесс, но не можем принять вторую часть утверждения: теряют привлекательность не старые идеалы, а временные идеалы, навязанные властью, но чуждые образованию вообще.

   Мы склоняемся к мысли, что независимо от того, какая власть во дворе, и какая партия у власти, в педагогике существуют некие константы, например, «творческий универсум»  учителя и ученика (R.Alijevs. Skola rado;o sp;ju veicin;;anai. –R.: RaKa, 1998. 78 lpp.).

   Однако нетрудно заметить, что, наметив первую же константу, мы выходим за рамки педагогики и обращаемся в большей степени к философии. Доктор педагогии О.Зид, как философ, в своих трудах наметил при этом три основных подхода к вопросу о методологической основе внедрения философии образования в педагогическую среду: личностный, публичный (общественный) и профессиональный (Inne R., Gail;te I., L;se I.,Z;ds O. Skolvad;ba – idejas, versijas, pieredze. –R.: Raka, Lpp.280).

   Если говорить об управлении в современных условиях вообще, одной из новейших и доступных нам разработок научно обоснованного гуманистического подхода к управлению человеком и персоналом в современных условиях являются совместный труд приверженцев гуманитарной технологии управления В.Н.Чернышева и А.П.Двинина (Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. Санкт-Петербург: Энергоатомиздат. Санкт-Петербургское отделение, 1997. С.568.), а также М.В.Удальцовой (Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие.-М.: ИНФРА_М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.-144 с.).

   Психологизацию учебного процесса с целью гармонизации отношений с учениками, повышения их деловой активности немыслимо вести без привлечения психологического знания. Поэтому нам близки идеи Э.Стоунса , отечественных апологетов развивающего обучения Л.С.Выготского (Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.2), А.Н.Леонтьева (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1977.), В.В.Давыдова (29. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. –М.: ИНТОР, 1996. С.544.), Д.Б.Эльконина (Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. С.509.) и др.

   Мысли классиков философии и педагогики, а также русских философов В.В.Розанова (Розанов В.В. Сумерки просвещения/ Сост. В.Н.Щербаков. - М.: Педагогика, 1990. С.624.), П.А.Кропоткина (Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991. С.496.), Е.Троицкого (Троицкий Е. Возрождение русской идеи. Социально-философские очерки. М.: «Исида», С.224.), В.А.Канке (Канке В.А. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Издательская корпорация «Логос», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997. 352 с.) и других ложатся в основу философии школы, но к числу работ, повлиявших на наши взгляды, следует отнести также труды местных авторов: Б.Битинаса, О.Зида, И.Белицкиса, Я.Плинера, Р.Алиева, Д.Кукеле и некоторых других.

 
   Среди работ, отличных от фундаментальных, но которыми мы пользовались, упомянем:
в философии:
- Работы Ф.Ницше и философскую литературу древнего Востока;
- богословские труды и тексты;
в психологии:
- труды З.Фрейда и неофрейдистов;
- педагогические взгляды Ж.Пиаже (Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: 1969.) и др.;
в педагогике:
- педагогические раздумья Н.К.Крупской (Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании школьников: Сб. статей, выступлений и писем. /Сост. О.И.Грекова и др. – 2-е изд. М.: Просвещение. 1987. С.256.) и других авторов о коммунистическом воспитании;
в организации управления и школоведении:
- опыт директора школы Н.С.Яковлева (Яковлев Н.С. Записки директора школы. М.: Педагогика. 1987. С.112.) и П.Т.Фролова (Фролов П.Т. Школа молодого директора: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. –М.: Просвещение. С. 224.).
- требования к знаниям и умениям учеников советского периода (Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ / Под ред. А.А.Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. С.176.).


Рецензии