Любимая подруга

               


         Такси опаздывало. Анна уже стояла в дубленке и шапке, но «долгожданного «звонка» не было.

-Да что же это такое?- возмутилась она.- И так задержалась...все уже там, а я...
 И она  позвонила диспетчеру.  Оказалось, что там перепутали время, извинились, и через пару минут обещали прислать машину.

     И Анна так и стояла с телефоном в руке, с накинутой на плечи дубленкой, и всё боялась в спешке забыть пакет с… книгами.

      Сегодня она ехала в ресторан не просто на «встречу с одноклассниками», многих из которых не видела давно. Сегодня она везла им в подарок свою книгу! Про  детство и про их отрочество, ну, и про свои радости-горести того времени.

       …Идея написать книгу о детстве, и об одноклассниках, и о районе, где они жили , была у неё давно, но она все никак не могла подобрать нужную форму. Хотелось, конечно, «цветисто и задушевно, и с кучей синонимов», но выходило на «бумаге» всё как-то глупо и нечестно.

    А потом она прочла книгу своего знакомого журналиста, и поняла - вот оно!

    Простое изложение, без затей и красивостей. Так, как будто рассказываешь разные истории своему другу. И «процесс» пошел!

     …Вспоминать прошлое оказалось труднее, чем она думала, но через полгода была написана первая часть - «Детство».

     ... Вся «литературная кухня» оказалась делом сложным и дорогим. Бесплатно «начинающих» издавать никто, понятно, не спешил, но муж сказал: «А ничего, в конце концов, издадим за свой счет». И Анна нашла издательство, которое издавало книги в электронном виде, но всё как положено- с договором, с номер идентификации и прочими «премудростями» и не очень дорого.

   Первый тираж был всего 20 экземпляров . Книги эти она отнесла в самый большой книжный магазин. И их взяли! И разошелся тираж мгновенно! И магазин запросил еще, и тогда впервые в жизни Анна получила хоть небольшой, но «гонорар»! И второй тираж тоже «разошелся».
 
    И на это можно было поставить точку, но одноклассник, с которым они стали общаться в Скайпе, сказал: «Слушай, здОрово! Напиши продолжение!».

     …И Анна стала писать продолжение, и еще несколько месяцев воспоминания тех лет кружились, как стая надоедливых мух у неё в голове. И был момент, когда ей уже хотелось завершить книгу скорее, потому как говориться в народе - «голова начала пухнуть».

    Понятно, что написать книгу- это полдела! А потом - редактура, корректура, надо было подобрать нужные фото для иллюстрации и как-то выкрутиться с обложкой…

     Одна приятельница предложила издать обе части под той же обложкой, что и первую. Идея была хорошая. И « в свет» вышла вполне приличная книга, да еще и в твердом переплете, который (кто не знает) стоит раза в два с половиной дороже «мягкого».

    На  издание ушел весь «гонорар», кое-что еще пришлось и добавить. Но тираж был небольшим  - всего 20 экземпляров. Нести их вновь в магазин, а потом «выцарапывать» свои деньги не хотелось, и Анна решили…подарить их одноклассникам, когда предоставится такая возможность.

     И вот, наконец, «он настал - этот светлый день…».

     …Машина пришла, и Анна через двадцать минут оказалась в китайском ресторане, где друзья уже весело "гудели".

      Все "ели-пили-веселились". Каждый по очереди рассказывал о том, как живет, чем занимается, о детях-внуках. Дошел черед и до Анны, она тоже рассказала кратко о своем житье-бытье, а потом сказала, что в прошлом году выпустила обе части книги под одной обложкой  и с удовольствием подарит её всем желающим!

     Одноклассник Лешка, который знал, что она привезет книги, достал большой лист бумаги, на котором был отпечатан стих его собственного сочинения. Стих этот заканчивался словами:  «крикнем - Ура». И все крикнули, и, конечно, это было приятно!

      «Народ» вышел, наконец, из-за стола, кто-то пошел покурить, а Анна стала подписывать книги.

      Ее школьные, да что там школьные(!)- её подруги на протяжении всей жизни- Лариса и Ирина сидели слева.

      ...В последнее время, отношения между ними  были не очень тесными - у каждого своя жизнь. С Ларисой они еще разговаривали иной раз по телефону, а Ирина, в основном, писала «смс»- на Новый Год, на день рождения, иной раз на 8 Марта.Но Анна считала, что не смотря на это- это её верные и лучшие подруги (сколько вместе пережито).

      Никаких ссор и обид друг на друга вроде никто не держал!
      Помимо своей книги, Ирине Анна привезла  в подарок книгу о хоккее, которым та увлекалась с детства. Нашла в старинной библиотеке этакий 1972 года издания «раритет», сразу вспомнила про неё.

      …Анна подписала уже половину книг, подарила «раритет» Ирине, а потом подписала книгу «Любимой подруге Ларисе…». Лариса книгу взяла, убрала в сумку. А потом подписала: «Любимой подруге Ирине…» и подала книгу ей.

- Я её читать не буду,- услышала вдруг Анна в ответ, и …замерла.
-Почему?- спросила  она недоуменно.- Там ничего Такого! Воспоминания о школе, об одноклассниках…
-Я не читаю такие книги. Мне, кажется, это… эксгибиционизм какой-то…,-сказала Ирина довольно зло.

     Лариса молчала, видимо, она тоже не ожидала такого «поворота событий». Одноклассник Лешка, который сидел довольно далеко, вдруг напрягся, увидев, как переменилось  выражение их лиц и стал прислушиваться к разговору.

-Не хочешь - не читай,- сказала Анна и... забрала свою книгу обратно.

        А что еще оставалось делать? Всё веселое, возбужденное состояние её испарилось, как запеченные в сладкой карамели яблоки на небольшой тарелке.

     Ирина вышла покурить.

-Что это было?- спросила Анна у Ларисы. Та недоуменно пожала плечами.
-Мне кажется, это называется- ЗАВИСТЬ! Кому завидовать? Мне? Вы лучше всех знаете перипетии моей жизни...я, возможно, только потому, что стала писать и вылезла из тяжелой депрессии...как она...как она так может? За что?

     Тут же «подскочил» Лешка, сел рядом и стал говорить, что « не стоит обращать внимания, и вообще- ты молодец, и ну их всех…».

     Что ей были его утешения?

      ...Анне почему-то вспомнилась первая сигаретка, закуренная  с Иркой в подъезде, и как один раз Ирка вся заплаканная пришла к ней, потому что прочитала в газете, что погиб её «любимый Харламов»; и как они долго бродили по улицам…и... как они весело «отплясывали» под  «АББУ», когда родители Ирки уехали, а они с Лариской остались у неё ночевать, и еще какие-то пустяки прошлого…и как они вместе мечтали и делились "сокровенным"...

       Анна кивала Лешке головой, подписывала книги другим, и всё думала-думала: «Что произошло?»

« В конце концов, не хочешь - не читай! Живет она теперь в большом особняке с мужем, и наверняка, там есть полка для книг. Засунь её в дальний угол, а хочешь- в туалет повесь –вместо туалетной бумаги!»

   Было странно, что её сдержанная и воспитанная подруга вдруг повела себя  таким образом: странно …и больно… и обидно…

    …Анна подписала книги всем желающим, поболтала с некоторыми «девчонками», прошлась по залу ресторана, а потом поняла, что она не может…физически не может находиться больше с Ириной в одной помещении и что-то изображать.

    Тогда она заказала такси, поцеловала Лешку на прощание, и ушла…"по-английски».

     ….Она вышла из такси у дома, но не пошла в свой подъезд, а прошлась до магазина цветов, посмотрела на красивые розы, полюбовалась на цветочные композиции, а потом села на лавочку во дворе и…закурила.

  « Вот так бывает, ты думаешь, что делаешь что-то «доброе», а на деле…. Не надо думать, что за тебя все рады, это же глупости! Сдать надо было книги в магазин, и не попала бы тогда в такую «дурацкую» ситуацию… точно: "Ни одно доброе дело не остается безнаказанным"».

    Она долго «копалась» в себе, в том, что сделала «не так», потом поняла, что ничто уже всё равно не сможет перечеркнуть прожитых лет и дружбы, и еще поняла, что и обиды-то на Ирину не держит -  « мало- ли какие мотивы у не были так «выступить!». И что "это даже хорошо, что она «проявила» себя". И вообще, "люди меняются". Увы!

     Как правильно сказал один писатель: « Не в горе проявляется человек- в горе многие тебе норовят помочь, а вот  успех и радость-«разделить» с тобой могут только единицы»

   ...И она сидела на лавочке, пока совсем не замерзла, а потом пришла домой, вытащила книгу, подписанную «любимой подруге», и поставила на видное место.

     Там …в жизни осталась… одноклассница, а «любимая подруга»... осталась только на страницах этой книги.
 
      А Лешка, который казался ей в школе язвительным и "бесшабашным", и особых "теплых" чувств к ней не питал-  сумел оценить её "труд" и порадоваться за неё совершенно искренне". И его незатейливый стих она тоже поставила на полку в "рамочку", чтобы иногда читать его и  напоминать себе, что не всё в этой жизни безнадежно!

    



      


Рецензии