Последний сезон

     1. ОШИБСЯ, НО ПОДАРОК ПОЛУЧИЛ

   Мы сплавлялись по реке Муна, левому притоку р. Лена ниже пос. Жиганск…
   Нам сначала «не давали» этот участок для работ — Битерман, зам. гл. геолога экспедиции, даже «пошутил» на приемке плана предстоящих работ: — Нечего им делать в таком заповеднике!
   Но Вера Селиванова, начальник отряда, отстояла: участок перспективный, входит в территорию наших работ, и сама она отрабатывает участок, южнее нашего.
   Мой отряд был небольшим — моя помощница техник-геолог Нина Головлева и двое рабочих.
   Для сплава — четыре резиновые 500-тки. Река Муна — речка с протяженными глубокими плесами и спокойными перекатами. Течение очень слабое, так что мы счалили лодки квадратом, жестко скрепив их длинными продольными и поперечными жердями. На продольные жерди протянули поперек веревки, опустив их до пола «гамаком», а на них постелили брезенты и сверху надувные матрасы. На них грузили сначала палатки, затем что потяжелее и не боится сырости — ящики с консервами и печки-буржуйки из толстого железа, муку в брезентовом бауле, а затем сверху на них брезентовые пробные мешки с крупой и сахаром, затем раскладушки (вровень с бортами), а на них спальные мешки, рацию, оцинкованный ящичек со спетчастью и личные вещи… На случай дождя накрывали тентами. Груз частично ложился и на борта, так что осадка «катамарана» была небольшой, а на случай слишком уж мелкого переката, можно было быстро разъединить стягивающие поперечины и провести лодки по самому глубокому узкому месту на перекате.
   Чтобы наши с Ниной точки опробования легко находились на карте фактического материала, мы договорились, что я буду отрабатывать притоки по левому борту реки, а она по правому. Количество притоков было равным.
   Из-за слабого течения мы потихонечку сплавлялись, гребя веслами. Работу делали по ходу сплава и останавливались только на ночевку. Поставить лагерь было делом быстрым и отработанным — жерди для палаток не рубили, а, приготовив в первый день высадки на место, возили с собой. Колья для крепежа палаток к земле — металлические «пальцы» от вездеходов (47,71 или ГТТ). Оставалось только расставить раскладушки, а печки поставить только если было сыро. Для отдыха останавливались на 3—4 дня. Тогда же устраивали и банный день.
   Как-то мы остановились на длительную стоянку, совместив протяженный маршрут у Нины с банно-прачечным днем. По ее совету замочили рабочие спецовки и рубашки в трех тазиках и поставили их с вечера в речке, притопив крупными валунчиками. Утром разошлись по маршрутам, наметив места отбора укрупненных шлиховых проб на картах-сотках. Для отбора их всегда выходили за границы распространения аллювия I и II надпойменных террас. На этот раз долина реки заметно расширялась по правому борту реки и эта граница была в 3—4 км от устья крупного правого притока. Еще через 3—4 км в ручей начинали впадать его крупные притоки.
   Протяженность маршрутов я намечал так, чтобы они не превышали 15 км в обе стороны и к 7-ми вечера все возвращались в лагерь. Мало ли что могло задержать маршрутную пару… И изменение погоды, и крупный охотничий трофей, и перспективный неожиданный шлих… Единственно, что меня смутило, это то, что, намечая Нинин маршрут, я сначала наметил его протяженность в 7—8 км, а выдав ей карту и проверив расстояние, я продлил его подальше. Правда, я посоветовал, если что, не напрягаться… Но проходимость по ручью, судя по аэрофотоснимкам, была хорошей.
   И вот утром мы разошлись. Я отработал два левых притока и к семи часам вернулся в лагерь. Нины еще не было, как не было и наших тазиков… Видимо, в верховьях прошел дождь, вода поднялась и их унесло…
   В 8-мь часов Нины не было…
   В 9-ть часов Нины все еще не было…
   В 10-ть они все еще не пришли…
   Я уже беспокоился не на шутку… Хотя понимал, что заблудиться там негде, медвежьих следов мы не видели, а отбор проб не мог занять столько времени… Что же могло случиться?
   В 11-ть часов (если не в 12) … они, наконец-то, пришли! Я был в палатке, когда услышал их голоса. Вышел и первым делом, спросил, что же случилось?
   — Ты нам 200-тку дал, а не сотку! Я уже в дороге это заметила. Чувствую, расстояние не совпадает с предполагаемым…
   — Так и не ходила бы так далеко, бог с ними, этими притоками!
   — Да хотелось все-таки хоть половину ручья отработать… А проходимость оказалась «не ахти»…
   Короче — они отмахали километров тридцать за день. Устали, конечно очень.
   Ужин был приготовлен, мы его только подогрели.
   А еще Нина поздравила меня с Днем рождения — женщины все знают о нас и когда у нас чего… даже если им не говорить…
   — А это подарок тебе! — сказала она и достала припрятанный в кустах мой тазик с бельем… — На косу вынесло у устья ручья. Только его. А мои тазики, видно, дальше унесло, — добавила она.
   — Спасибо, — поблагодарил я. — Идите, отдыхайте! Завтра банный день устроим!
   Так закончился очередной день, мой очередной День рожденья...

     2. ПОСЛЕДНЯЯ СТОЯНКА

   Могу еще рассказать, как закончился наш маршрут по Муне…
   Весь сплав прошел спокойно, без происшествий, мы доплыли почти до самого устья. Дальше плыть не имело смысла — русло реки начинало прорезать широкую пойму реки Лена. Один раз в низовьях увидели медведицу с медвежатами (я этот случай в рассказе «Зачем?..» описал). Мы немного торопились, так как после отработки Муны, нас вертолетом должны были перебросить севернее, тоже на приток Лены. А, заодно, должны были доставить с базы в Оленьке треть оставленных там весной полученных продуктов. У нас они были уже на исходе.
   Подплывая к месту последней предполагаемой стоянки, проходя последний перекат, я, прямо с лодки, несколько раз кинул спиннингом блесну. И почувствовал сильный рывок… Возле лодки мелькнуло тело крупного тайменя. Мы тут же за перекатом причалили к берегу и я прохлестал и перекат и плес за ним спиннингом, но ни одной поклевки не было.
   Нина предложила встать здесь лагерем, но от нависавшей по правому борту скалы было уже как-то сумрачно. Километром ниже по снимку дешифрировалось более удачное место для лагеря и мы поплыли до него.
   Место оказалось просто идеальным: ровная площадка высокой поймы под палатки, рядом огромный завал нанесенных стволов (для заготовки дров), ниже широкая ровная площадка для вертолета, и вода недалеко. Для сетей — два глубоких плеса: один у переката, другой (уже в пойме Лены) за поворотом реки ниже лагеря.
   Заказав вертолет для переброски, мы несколько дней провели в его ожидании и отдыхая. Я каждый день ходил со спиннингом на перекат и на плесы, но таймень «как в воду канул». И, что меня поразило, рыбы не было вообще. Была середина августа, места для ее наличия отличные… а рыбы не было… Лишь изредка в сети залетал одинокий сижок.
   С вертолетом начались какие-то проблемы — из Оленька стали говорить о том, что ему не хватит горючего, чтобы нас вывезти — далековато мы от них. А я проблемы не видел — можно было залететь в Жиганск, заправиться, а на обратной дороге загрузить нас и вывезти на новый участок.
   Неожиданно, из Батагая пришел приказ по экспедиции о сворачивании всех полевых работ, вывозу всех партий на базы и отправку в Москву — у экспедиции были проблемы с деньгами… Это коснулось и моего отряда. О продолжении работ не могло быть и речи. Нас должны были вывезти в Оленек. Но вертолета все не было. Можно было даже вывезти нас в Жиганск, заказав там катер, а из Жиганска на АН-2 в Оленек.
   В конце-концов, говорил я Истомину, позови на связь Андрея Кореневского, моего приятеля, он летал уже первым пилотом на МИ-8, я, мол, сам с ним поговорю. Но Валера все твердил про какие-то сложности в расстоянии.
   Просидев неделю, нас стала поджимать нехватка продуктов. Все заканчивалось. Я поощрял ребят, если они хотели пройтись с карабином и ружьем по косам вверх по реке, а сам вечером уходил с ружьем на озера. Когда Валера запрашивал, как у нас с продуктами, я отвечал, что заканчиваются, что продержимся еще два-три дня. Когда я говорил, что рыбы нет, мне кажется, что мне не верили. Я сам не мог понять, почему ее нет. Я даже не выбросил четыре тушки ондатры, сохранив их на всякий случай — я читал то ли у Олдриджа, то ли у Лондона, что ее едят… но мне было мерзко об этом даже думать…
Мы протянули еще кое-как неделю, и, помню, Нина натрясла изо всех продуктовых мешков какой-то пыли, перемешала, замесила и испекло немного оладий… До ондатры, слава богу, не дошло, нас все-тати вывезли.
   Пришел МИ-8, загрузил нас и вывез в Оленек. Без всяких-яких…

   Это был мой последний (28-й) полевой сезон!..
                2018 г.

                = = = = = = = = = =

   Виктор Музис - Номинант на "ПРЕМИЮ" "ПИСАТЕЛЬ ГОДА 2018" в сборнике  "МЕМУАРЫ".
   Президиумом РСП награжден медалью "Владимир Маяковский 125".
   Был бы благодарен тем,кто поможет в публикации моих рассказов в худ. журналах!

    Рассказ является девятнадцатым в сборнике "А вот был случай". Сборник публикуется в черно-белом варианте и только автору в цветном. В сборнике 24 рассказа,около 300 фото, 440 стр.


Рецензии