Клоун Андрей Николаев
Андрей Николаевич Николаев (род. 27 марта 1938) — артист цирка-клоун («Андрюша», «Nico»), режиссёр-постановщик уникальных номеров комического цирка и эстрады (Росгосцирк), Профессор ГИТИСа (учитель А.Пугачевой, А.Буйнова... Алла Пугачева : "Лично я благодарна преподавателю ГИТИСа клоуну Андрею Николаеву, учившему меня жонглировать. Я его специально просила, еще точно не зная, для чего. И вот кое-что уже пригодилось". Пригодилось в фильме "Женщина, которая поет", где певица, исполняя песенку про эстраду, жонглирует шарами, вертит тросточку, кидает шляпу. Быть может, и еще пригодится - если песня того потребует... интервью Михаила Шпагина "Рабочее место - эстрада", журнал "Смена", №16, август 1980 года
-------------------------------------
народный артист России Андрей НИКОЛАЕВ, более известный как клоун Андрюша...
- Кстати, в числе ваших бывших учеников и Алла Пугачева?
- Да, она очень честно училась у меня в ГИТИСе и, кстати, проявляла способности к клоунаде. Но она вообще очень хорошая актриса. Если бы даже у нее не было голоса, она добилась бы успехов в театре. Я вел мастерство актера и режиссуру эстрады. На одном из занятий сказал Пугачевой: "Представь, что рояль - это автомобиль." И она сделала очень хороший, совершенно клоунский этюд. Открыла ключом крышку рояля, но музыки нет - не заводится. Начала голосовать - мимо на огромной тубе пролетел человек, как на мотоцикле, другой - со скрипкой. Кто-то остановился, открыли крышку-капот, починили "машину", даже надули ножки, как шины. Пугачева села за клавиатуру и вместе с роялем, играя "Дорогой длинною", улетела со сцены (мы сделали специальное приспособление). Парадоксальное мышление - очень важное клоунское качество, это особый дар. Но как сказал Эмиль Кроткий, "в искусстве не все боги - на каждого Аполлона приходится четыре лошади".
---
Он - обладатель высшей всемирной клоунской награды "Маска Грока" и бельгийской премии "Оскар", лауреат всесоюзных и международных цирковых конкурсов. А еще Николаев - профессор РАТИ (бывший ГИТИС), у которого в разное время учились режиссуре такие звезды нашей эстрады, как Алла Пугачева, Александр Буйнов, Екатерина Шаврина...
В начале своей цирковой карьеры Николаев "лез" во все номера - от воздуха до джигитовки. У него было восемь сотрясений мозга, переломан позвоночник. А теперь еще и одна нога с лавсановым сухожилием и свинчена шурупами. Поэтому когда он проходит в аэропорту проверку металлоискателем, начинается такой перезвон, что у Николаева ищут оружие...
Кстати, он дважды уходил из цирка. И всегда по причине конфликта с руководством. Первый раз - двадцать два года назад, когда с него потребовали большую взятку. Он хотел поставить спектакль, причем бесплатно, подал сценарий, а с него за постановку начали тянуть деньги. В знак протеста он и ушел тогда из цирка - пошел преподавать в ГИТИС. А второй раз ушел, когда у него был огромный коллектив - 90 человек. И появились партийные и профсоюзные организации, которые стали требовать с Николаева социалистические обязательства. А именно: он должен был вызвать коллектив Игоря Кио на соцсоревнование. А Кио - старинный друг Николаева. И как с ним соревноваться? Если еще и учесть, что Андрей - клоун, а Игорь - фокусник? С заявлением, что "в искусстве наперегонки бегать нельзя", Николаев выступил на собрании. И тогда... Партком цирка написал в райком, что Николаев выступил на собрании против великой ленинской идеи соцсоревнования. "Доброжелатели" припомнили также и "неуместный" смех клоуна Андрюши по поводу образцовой фотовыставки в фойе одного московского цирка, которая называлась... "Советский цирк от съезда к съезду!".
Николаев плюнул и ушел. Он просто устал от глупых требований и запретов. А запретов сколько было! Ему долго не разрешали выступать в красной рубашке, потому что красный - цвет советского флага. Ему запрещали выходить на манеж в берете, говорили, что берет - французский головной убор. И стыдили так: "Вы не русский клоун, вы французский клоун - так получается! Снимите немедленно берет и наденьте кепку!". А однажды увидели в номере, придуманном Николаевым, политбюро во главе с Черненко, и запретили номер. Вот как это было.
Николаев придумал изысканный номер "Бал" на батуте. Перед батутом стоял пьедестал, на котором был установлен трон. Сам батут представлял из себя тронный зал. Начинался бал, выходили придворные в костюмах XVII века. И каждый на батуте демонстрировал свои мощь, характер, возможности - в прыжках. Дальше выяснялось, что король отрекся от престола, и придворные начинали бороться за трон. Последним садился на трон самый старый и дряхлый придворный, в котором представители худсовета и углядели пародию на генерального секретаря ЦК КПСС Черненко...
Сам Николаев к такому непониманию в прошлом относится сейчас очень даже спокойно. Он всегда цитирует великого швейцарского клоуна Грока, который был еще и доктором философии: "Я обожаю, когда меня ежедневно бьют по голове. Потому что когда это прекращается, я испытываю истинное наслаждение". А еще любит повторять слова Чаплина, что "смех - обратная сторона страдания". Самого себя Николаев называет профессиональным дураком, он уверен, что таких, как он, в мире где-то человек пятьсот, любителей же - гораздо больше. А профессиональный дурак - это сочетание наивности ребенка с мудростью философа...
Сегодня Николаев вновь работает в цирке. А вот из РАТИ он ушел. Потому что на кафедре, по его мнению, стали теперь учить не искусству эстрады, а искусству интриги, произошла деградация кафедры, которая отстает от мирового уровня эстрады на много лет. Цирк же для него - путешествие в детство, манеж - отдушина. Когда он надевает грим, то будто надевает на себя розовые очки, через которые можно увидеть и показать публике мир другим - не прозаичным...
Свидетельство о публикации №218021501020