Интервью, которое я сохранил

Мне нравится нижеопубликованное интервью, которое я сохранил в газетном оригинале до настоящего времени, потому что мне нравится поступок героя этого интервью, открыто и критически описавшего деятельность градоначальника города Омска, в котором автор сам жил и работал. Описал поперек богатого славословия, какое градоначальник привычно получал. Я горд тем, что в нашей стране еще есть такие люди, которые, как тот ребенок из сказки, в которой все окружение восхваляло не существующее платье голого короля, воскликнул: «А король-то голый!», поэтому и решил опубликовать материал, более семи лет назад размещенный на страницах омской газеты «Ваш Ореол».

Досье

     Леонид Александрович МУТОВКИН родился в 1952 году в Омске, карьеру журналиста начал во время срочной службы в армии в окружных газетах Дальневосточного военного округа. Окончил истфак пединститута, с 1979 года корреспондент Омского телерадиокомитета, в 1991-2001 гг. - собственный корреспондент ВГТРК по Омской области. С 2000 года возглавляет омский «МедиаСоюз», в настоящее время преподаёт журналистику. Удостоен звания «Золотое перо России».

Угол зрения с Леонидом Мутовкиным

КНИГА ОБ ОМСКОМ ПАПЕ
      Жанр публицистического исследования «Трещины на пьедестале» его автор омский журналист Леонид Мутовкин определяет как политический памфлет.
      -Леонид, за двадцать лет правления о твоём тёзке Леониде Полежаеве написано около десятка книг. Большая часть - как «Путь к себе» и «Вперёд на медленных тормозах» - от лица губернатора, в жанре размышлений «отца региона», другие - в жанре панегирика. Что подвигло тебя исследовать 20 лет пребывания Полежаева у власти с критической стороны?
      - Главная причина: несправедливо, если этот человек после отставки покинет Омскую область на белом катере под звуки марша «Триумф победителей». Хотя я убежден, что он заслужил вместо марша улюлюканье и свист. Я понял, что, если книгу не напишу я, этого не сделает никто. Одни из-за отсутствия информации, другие - из боязни физической расправы.
      -А что стало конкретным поводом сесть за компьютер и взяться за тему омского Папы?
- Поводом послужил слух о его кончине. О покойниках, как известно, либо хорошо, либо никак. Писать я начал в тот день, когда стало ясно, что губернатор жив. Завершил работу через полтора месяца. А ещё через полтора месяца книжка вышла из печати.
      - В книжке не указаны выходные данные...
- Это сознательно сделано чисто из конспирации. Иначе был большой риск, что книжку не дадут напечатать. Или у типографии начнутся неприятности после её выхода.
      - А ты сам не боишься репрессий?
      - Во-первых, книга уже вышла. Во-вторых, если бы боялся - не писал. Очень может быть, что на губернских каналах на меня выплеснут ушаты лжи и грязи. Возможен иск в суд, который я, конечно же, проиграю. Но если и так, взять с меня нечего.

Who is mr. Полежаев?

      Так озаглавлена одна из 17 глав книги. Но так могла быть названа и вся книжка. Нет смысла пересказывать 150-страничное повествование Леонида Мутовкина, лично знакомого с Леонидом Полежаевым практически с первых его шагов в региональной власти и наблюдавшего путь губернатора на протяжении всех 20 лет у руля области. В книге много эмоциональных определений, сравнений, эпитетов, личных оценок и наблюдений автора. Что ж, он имеет на них право - как очевидец, как участник многих событий, о которых рассказывает.
      Но главная ценность «Трещин на пьедестале» в том, что в них через воспоминания, основанные на опыте личного участия в событиях, из всем известных, но дотоле разрозненных фактов, как мозаика, собран системный портрет человека, который войдет в историю как омский Папа. Охарактеризован весь ближний круг губернатора и его роль в карьере каждого.
      Дана хронология ухода из региона крупных налогоплательщиков, перечислены многочисленные, когда-то громко гремевшие, ныне забытые несостоявшиеся проекты. Названы проекты и структуры, в которых участвовали и участвуют, часто на правах владельцев, акционеров, родственники и приближённые губернатора. На фактах и эпизодах исследована методика виртуозной обработки общественного мнения.
      Автор вспоминает историю изгнания из Омска Валерия Рощупкина и серию предательств, совершённых тогда людьми, ныне пребывающими у власти. История любимой забавы Полежаева - «омских ястребов», примеры поломанных за годы его владычества судеб известных предпринимателей и просто людей, чуждых раболепия, отношения Папы с журналистами - всё это есть в книге Леонида Мутовкина.

      - Какими источниками ты пользовался, работая над книгой?
- Источники - мои собственные воспоминания, воспоминания моих коллег, которым я очень благодарен, о чем говорится в конце книги. И информация сайтов Интернета, все они перечислены в книжке.
      - На какие средства были изданы «Трещины...»?
- На деньги от продажи гаража и старенькой машины.
      -Есть ли уже резонанс от «Трещин на пьедестале»?
-Такого резонанса я не ожидал. Ощущение, что многие ждали такой книжки. Никакой рекламы, кроме аннотаций на сайтах Интернета, не было. У меня не смолкает телефон, ко мне приходили воины- афганцы, депутаты горсовета, коллеги-журналисты. Из Челябинска, Новосибирска, Томска, Барнаула просят выслать электронную версию. В Интернете идёт живое обсуждение. Многие интересуются, где можно купить книжку.
      - И где её можно найти?
- Пока она продаётся, так сказать, из-под полы, но в ближайшее время появится в книжных магазинах. Книга через распространителей уже отправилась в районы области, где информация об омском Курбаши подаётся исключительно в розовом свете.
      -Леонид, наверняка многие журналисты хотели бы рассказать правду о Леониде Полежаеве, как они её видят и что им известно, возможно, они теперь завидуют тебе. Ты сам доволен результатом?
      -Деятельность Леонида Полежаева в регионе ещё не завершена, но пришло время подводить итоги. Я и подвёл. Со своей колокольни, конечно. Кто-то не согласится с моей точкой зрения, ну и ради Бога. От чужого мнения я не зависел никогда. Главное - я написал о том, о чём хотел написать последние годы. И если бы не «утка» о папиной смерти, то и дальше откладывал бы «на потом».

Беседовала Елена Донская

Опубликовано в газете «Ваш Ореол» 15 декабря 2010 года, № 50


Рецензии