В сетях партполитпросвета
Так или иначе, сетью партполитпросвета он был охвачен. И это было единственное обстоятельство, которое отвращало отца от любимой работы — необходимость, как члена партии и как руководителя серьёзной службы - заниматься в этой сети. Суть занятий - ежегодное изучение «Краткого курса истории ВКП(б)», причем каждый год одно и то же: с начала и до конца. (Много лет спустя с подобной системой я встретился в Израиле, где Тора религиозными людьми в синагогах и в специальных школах - иешивах изучается каждый год с первой главы до последней, и каждый новый год этот цикл повторяется).
Кружком политпросвещения на заводе много лет подряд руководил Лев Осипович Ерусалимский - коллега и друг отца. Они дружили семьями, вместе отмечали все советские и семейные праздники, вместе отдыхали. Лев Осипович — маленького роста, абсолютно лысый — образованный, начитанный человек. К своему партийному поручению - ведению этого кружка относился очень ответственно. Отец же от всякой политической абстракции был далек. Своим сугубо практичным умом не мог понять, зачем, например, ему знать, какая разница между большевиками и меньшевиками. На вопрос Ерусалимского об этих различаях отвечал просто и ясно: «Меньшевики — сволочи!», а троцкисты-бухаринцы —«враги, их уже давно перестреляли, зачем ещё вспоминать, всё и так правильно сделали партия и великий Вождь». Если руководитель кружка задавал еще какие-то мудрёные вопросы, отец просил уточнить, разъяснить и, чтобы его не заподозрили в малообразованности или, в непонимании «бесспорных истин», проникновенно спрашивал всё знающего «учителя»:
— Лева, я что-то неправильно сказал?
И — в таком духе на любые неясные вопросы.
Дома, перед занятиями в этом кружке я его тренировал, как отвечать: кто плохой, а кто хороший. Да, в принципе, он и сам кое в чем разбирался, ориентировался и линию партии понимал: как надо, без всяких сомнений. Но сидеть на занятиях без дела, как он считал, ему было муторошно, тем более, не в роли начальника, а в роли туго соображающего ученика!
Но настоящие трудности для него наступали, когда в этой учебе приступали к особо трудным разделам «Краткого курса» —«Диалектическому и историческому материализму». Это была уже серьезная философия, в которую не только мой слабо подкованный папа, но и большинство слушателей не могли врубиться и понять что есть что - по определению! Тут уже просто не поговоришь, типа «сволочи», «враги народа», «кулаки», «хорошо", «плохо», тут нужно писать конспекты и по ним читать: о социалистах – утопистах, о Фурье и Сен-"Симоне, о ревизионистах, о стадиях развития общественно политических формаций, вершиной которых будет, конечно же, построение коммунизма. Нужно называть имена не только классиков марксизма-ленинизма, но и «глубоко во всем заблуждающихся» экономистов, типа Рикардо, Адама Смита и т.п.
И в этот тяжелый период жизни мой отец обращался за помощью ко мне, своему старшему сыну, тогда уже студенту 1-го курса юридического института:
- Вот ты, грамотей, все ночи напролет читаешь, умничаешь, всех критикуешь, а вот (заглядывает в свой злополучный «Краткий курс») что такое диалектический и исторический материализм, знаешь?
У нас в институте с первых дней учебы мы не просто изучали «Историю КПСС» этот «Краткий курс» нам буквально вдалбливали в головы. Кроме того, мы изучали политическую экономию капитализма и социализма. А я так был увлечен этой наукой, что, один из немногих на курсе, изучал этот предмет не по популярным брошюрам на эту тему, как большинство студентов (хороших учебников тогда было мало), и даже не только по хорошо законспектированным лекциям наших прекрасных преподавателей, а очень серьезно, по первоисточникам. Например, первый том «Капитала» К. Маркса я законспектировал весь! Кстати, до сих пор уверен, что это — потрясающе талантливый труд! В нём Маркс ссылался на труды философов, экономистов, литераторов, которых, по его мнению, должен был знать любой образованный человек того времени. Поэтому когда писал о вещах, с его точки зрения само собою разумеющихся, называл известные имена, зачастую даже не объяснял, о чём и о ком идет речь. Но я-то этого не знал. Да почти и никто этого не знал в моем окружении. Изучая Маркса тогда, я понял, насколько мало образован. По существу этот пробел во многом так и остался не восполненным, так как труды этих гениев в то время у нас не издавались вообще. Даже труды Маркса и Энгельса издавались очень выборочно. Только произведения Ленина и Сталина печатались миллионными тиражами. (О том, что и в этих произведениях были купюры, если речь шла о нежелательных для широкого круга «тонкостях», мы узнали много позже).
Ну, а уж отцу-то я, конечно, мог помочь… но (наглец, конечно!) за свой
труд попросил оплату. Вначале он страшно возмутился, но на мои условия вынужден был согласиться и требуемую сумму — 10 рублей — заплатил. На занятиях отчитался, был очень доволен, тем более, что на итоговом занятии присутствовал представитель парткома завода, и отец оказался на высоте.
Прошло какое-то время, я конспект предусмотрительно припрятал. А когда через год в заводском кружке опять возник «диамат» и «истмат», отец, считая, что этот конспект он где-то потерял, снова возопил о помощи. Я опять оказал ее, но уже за 15 рублей! При этом подсунул, конечно, старый конспект! То же самое повторилось и в третий раз,
и тут я снова повысил ставку — запросил 20 рублей. Но отец заподозрил что-то неладное: быстро перелистал конспект и разоблачил меня. Оказывается, он давал переписывать его кому-то из своих сотрудников, таких же кружковцев, а тот на одной из страниц нечаянно поставил жирную кляксу и очень за это извинялся перед папой.
Обнаружив мой обман, отец потребовал возвратить деньги, но тщетно! Тем
более, что меня поддержала мама. Отцу она сказала:
— Каким ты был необразованным, местечковым из Лядов, таким и остался. А сыночек грамотный и деньги заработал правильно. И, кроме того, ты - неряха: ни одну вещь на место не положишь, ходи за тобой, убирай. Вот и тетрадку бросил куда попало, а Вова- аккуратист, подобрал за тобой и сохранил, а то я бы его давно в мусорку выкинула.. Так что, скажи ему спасибо!
Отец в семье был очень миролюбивым человеком, махнул на всё рукой. Надо еще иметь в виду, что мама, несмотря на солидное положение отца и его успехи по службе, считала его деревенщиной, а себя городской: ведь она родилась и выросла в городе(!) Рогачеве, а в Харькове училась в «фабзауче» (что-то, вроде ремесленного училища). Правда, так его и не окончила…
Смешных эпизодов с марксистско-ленинским обучением моего папы было немало, хотя не пойму, зачем над ним так трудилась партия? Он и без того был лоялен к ней, считал, что советская власть дала и ему, и другим Гугелям возможность вырваться из захолустного еврейского местечка и без всякого образования, благодаря только природной хватке и способностям достичь немалых высот. То, что с этими способностями в других условиях, в другой стране, с другим социально-экономическим строем он наверняка мог бы достичь чего-то гораздо большего (и уж наверняка безвинно не попал бы в тюрьму!), он себе просто не представлял.
Сравнивать себя с кем-то он просто не мог - по незнанию, разве что, только с положением евреев в царской России…
Еще один комический эпизод из папиной партийной учебы.
Изучают они «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса:
…. «Бродит призрак по Европе, призрак коммунизма!» — вещают классики. Неинтересно это слушать отцу, не лезет это ему в голову. Этот «призрак» хорошо его зацепил
в тюрьме НКВД как «японского шпиона». Просто повезло, что в 1940 году суд зачёл ему семимесячный срок отсидки на предварительном следствии и приговорил к лишению свободы как раз на этот срок. Чтобы отчитаться, что сидел человек не зря. Выпустили потому, что перестрелять, кого надо и кого не надо, уже успели, а лагеря и так были
забиты «доходягами». К тому времени очевидно было, что «в воздухе пахло
войной». Поэтому и отцу, и всем вокруг все время мерещились другие «призраки»,
бродящие и не по Европе, а поближе - на заводе и в других местах!...
И вот, в конце учебного года в сети политпросвещения идет заключительное занятие. Лев Осипович обращается к слушателям:
— Все ли понятно? Какие есть вопросы?
Все молчат, скорее бы домой… И тут возникает мой папа и на полном серьезе задаёт вопрос, который его, видать, давно мучил:
— Левочка, я так все хорошо понял, но мне непонятно одно: что такое мастера и кто такие подмастерья?
Класс грохнул смехом, а отец не может понять, чего они смеются? Ведь вожди мирового пролетариата неоднократно употребляли в этом своем труде эти слова - «мастера и подмастерья».
О том, что на заводе в цехах есть мастера, есть и старшие мастера, а вот подмастерья - такого он не слышал и не видел.
Лев Осипович, не ожидавший такого «теоретически» сложного вопроса, стал путано объяснять что-то, а отец, увидев его неуверенность, начал наскакивать и требовать уточнения, почему у Карла Маркса и Фридриха Энгельса были подмастерья, а у нас на заводе, и вообще в СССР, их нет? Ввел мой батя опытного просветителя в нешуточное смущение. И был счастлив: наконец-то и Ерусалимский чего-то не знает!
Это стало одной из легенд на заводе о Гугеле.
С тех пор бывало, когда решали какие-то сложные производственные вопросы и что-то было не ясно, для разрядки, особенно, чтобы унять наиболее упорного спорщика, говорили:
- Ты лучше расскажи, что такое мастера и кто такие подмастерья?
Это всех примиряло, и можно было переходить к более спокойному обсуждению менее сложных вопросов…
Свидетельство о публикации №218021500111
Прочитал с большим интересом. Действительно, это очень походит на изучение Священного писания. Для того, чтобы быть знатоком, надо этим заниматься профессионально.
Ещё вспомнил, у нас в школе учительница истории, которая прежде была пионервожатой, иногда путала социализм с капитализмом.
Григорий Рейнгольд 28.06.2024 15:00 Заявить о нарушении