Утиная охота театра С улицы Роз

9 февраля на сцене филармонии в рамках Розовского фестиваля состоялся показ постановки Государственного молодёжного драматического театра «С улицы Роз» из Кишинёва. «Молдаване» представили спектакль по самой знаменитой драме Александра Вампилова «Утиная охота» в постановке Вячеслава Мадана. Пьеса родилась на излёте 60-х гг, когда окончательно сало ясно, - гуманистические идеалы, заявленные в конце 50-х, остались только на уровне лозунгов. Мечты зачахли вместе с идеями о светлом будущем. И герой пьесы Зилов – герой этого времени. Точнее, антигерой - каково время, таков и центральный персонаж: утративший цель и смысл жизни, пытающийся разрушить то немногое, что есть. Его любовь – не любовь, а ловля эмоций, которые могут ему сказать, что он живой, однако они оказываются сиюминутными и непонятыми самим Зиловым. Он как охотник, который не может сфокусировать внимание ни на одной из целей. Даже полученная им с женой квартира так и не становится домом – символом уюта, защиты, тепла. Онегин конца 60-х чуть менее разрушителен, чем пушкинский герой, он – его своеобразное снижение. Он сам себя разрушает. И, тем не менее, в этой пьесе Зилов, возможно, единственный, кто задумывается над реальностью, хотя результат, вероятно, нулевой и финал этого человека будет плачевен – если пытаться представить себе развитие событий дальше авторской точки. Достаточно загадочен другой персонаж – официант Дима, одноклассник и товарищ Зилова на охоте. Он практически безупречен, но в этой безупречности он выглядит почти демонически, если бы автор не охарактеризовал его так: «…уверен в себе и держится с преувеличенным достоинством, что, когда он  занят  своей работой, выглядит несколько смешным». Структура спектакля своеобразна, т.е. структура времени – основное действие происходит в воспоминаниях Зилова.
Первое, что обращает внимание на сцене – настоящий ливень за окном, которое расположено посередине закамуфлированного военной защитной сеткой задника (сценография Феликса Бессонова). Потоки воды лупят в стекло яростно, потоками – просто настоящий дождь (интересно, что там за система установлена, не навредило ли двум дорогущим роялям, которые стоят за задником). Зилов в исполнении заслуженного артиста Республики Молдова Василия Павленко энергичный, типичный паяц и хам. Он меняет настроение с полуоборота, грубит и тут же обнимает, признаётся в любви жене и мгновенно переключается на другую женщину, лишь на секунду задумавшись, нужно ли менять стиль поведения. По большому счёту, он держит весь спектакль, а большинство героев – лишь тени его воспоминаний, как он их видит. В работе артиста выверены паузы, не затянутые, не патетические, но именно эти небольшие паузы помогают добавить герою определённую глубину. Хорошо простроены отношения Зилова и жены Галины (Ольга Софрикова, заслуженная артистка РМ). Вероятно, последние годы Галина жила с мужем по инерции, не замечая или не обращая внимания на изменения в отношениях. В представленный момент она уже понимает, кто он и чего стоят его слова, очевидна печальная ирония по отношению к нему. В первой части могла смущать Вера, бывшая интрижка Зилова в исполнении Аэлиты Хлопотовой. Она была достаточно искусственна, вызывающа. Но героиня здесь и правда, в ложной ситуации – женщина мечтает о муже, но никто не относится к ней серьёзно. Героиня меняется, когда появляется человек и видит не её маску, а её мечту. Официант Дима в исполнении заслуженного артиста Республики Молдова Александра Петрова – герой-антагонист, полная противоположность разболтанного взъерошенного Зилова-Павленко. В белой рубашке и с набриолиненными волосами, он странен в профессии официанта – в критической ситуации он главный, он структурирует сцену и самого Зилова. Это булгаковский директор ресторана Арчибальд Арчибальдович, флибустьер и загадочная личность, но, пожалуй, в постановке театра «С улицы Роз» - благородная. Здесь это определённо положительный персонаж.
Острый, оточенный сюжет Вампилова – один из залогов успеха постановки. Но, вероятно, выбор пьесы ориентирован на исполнителей ключевых ролей – Василия Павленко и Александра Петрова. Их игра доставляет удовольствие, создаёт ритм, нерв спектакля. Другое важное достоинство постановки – современность, близость темы зрителю. Карьера или отсутствие таковой, измены, алкоголизм, неустойчивость, депрессия и увлечённость, поиск себя – здесь всё представлено сложно, запутанно как в жизни, с простором для осмысления и темами для обсуждения.
Опубликовано: СМИ44 от 13 февраля 2018 года


Рецензии