В день свадьбы Театр Комедианты

Во второй день фестиваля питерский театр «Комедианты» представил спектакль также по пьесе Розова – «В день свадьбы» в постановке молодого актёра и режиссёра Захара Черезова, который сам и исполнил главную роль. Программка сообщает, что спектакль создавался как студенческая работа в Санкт-Петербургской академии Театрального искусства.
 «В день свадьбы» приятно просто почитать как рассказ или повесть. Светлый, ясный язык, народный, но при этом без грубости и жаргона. Очень тонкий и приятный момент – в пьесе легко, полупрозрачно, как в акварели, отражается описываемое время, когда совсем недавно Гагарин совершил первый в мире полёт в космос, а ветераны войны ещё достаточно молоды – им 40-50 лет. Да и главные герои - молодые люди, которые детьми пережили блокаду Ленинграда и были спасены по Дороге жизни, но их семья – детский дом. Нашли своё место здесь и костромские реалии, топонимы Заволжья. Идёт речь и о постройке моста через Волгу. Мы сейчас страдаем из-за его ремонта и мечтаем о втором мосте, а там герои переправляются через реку на лодочке и рассуждают о том, что прогресс может Волгу заасфальтировать, об обыденных для нас сегодня вещах – различных видах коммуникаций – говорят как о фантастике, которая может быть воплощена в жизнь. Но кое-что из этих разговоров ещё не вошло в массовый обиход, но скоро, совсем скоро пророчества сбудутся. Интересно и живо такое сравнение эпох. Но, насколько удалось понять, многое из перечисленного исчезло из представленной постановки. Основной конфликт пьесы – жених, Михаил Заболотный, накануне свадьбы встречает женщину, которую много лет любит, но не видел три года и перед ним, честным и порядочным, дилемма: быть верным слову ни в чём не повинной Нюре – своей невесте, милой и хорошей девушке, или идти за своим чувством. Выбирать в итоге приходится Нюре – отпустить или держать при себе назло врагам, но в итоге она понимает, что не сможет жить с человеком, который думает о другой. Отец поддерживает её, тогда как остальные удивляются решению девушки. Пьеса о честности, искренности в отношениях, о невозможности построить счастье на чужом несчастье. Такой конфликт для современной драмы утратил значительную долю своей остроты.
Питерская постановка так же, как и спектакль «Театра на Покровке», пытается поймать время автора. Нарядные яркие платьица барышень представляют моду начала 60-х. Притом художник по костюмам Антон Батанов выразительно подчёркивает разницу между провинцией и большим городом: девушки, которые всю жизнь живут в костромском Заволжье, ещё не ставшем на тот момент частью города, носят яркие цветастые платья с пышными юбками – универсальное среднее между модными тенденциями и народным сарафаном. Туфли на высоком каблуке здесь явление из сказки – вероятно, Нюра впервые примеряет такие перед свадьбой. Барышни, учившиеся в Ленинграде, носят безупречно-модное платье-футляр, тёмные очки, говорят медленно, на грани с манерностью. В яркой сцене гуляний и танцев, очень понравившейся зрителям, также сохраняется разница в поведении и реакциях на ситуации. Таким способом показываются два разных мира. Декорации, с одной стороны, воспроизводят авторское описание – деревянный стол, сушится бельё. Только простыни, перекрывающие задник, слишком серые и мятые для свежепостиранных, доски и эти мятые тряпки не воссоздают ощущения двора.
Однако ничего особенного про саму игру сказать нельзя. Наиболее яркий, характерный герой здесь – балагур Вася Заболотный в исполнении Андрея Горбачёва. Представленный им типаж – существующий в любой временной эпохе заводила и весельчак, влюбчивый и обаятельный, который благодаря последним двум качествам зарабатывает на свою голову немало проблем. На фоне остальных активность Горбачёва-Васи иногда выглядит комикованием, но особенности героя оправдывают это решение образа полностью. Не менее колоритно, хотя иногда гротескно и плакатно, выглядит его партнёрша – скандалистка с привилегиями Майя Мухина (В. Зиновьева), которую, немного поматросив, герой бросил. На их фоне главные герои несколько блекнут, а некоторые выглядят даже искусственно. Остаётся ощущение, что артисты не очень понимают, кого и что они играют, им тесно в этих уже не очень понятных межличностных проблемах ушедшего времени и, вероятно, не очень продуманных внутренних конфликтах. Любовные отношения здесь доверия или сочувствия не вызывают. По непонятной причине, когда Нюра отпускает Михаила, у отца Нюры внезапно случается инфаркт, а под шумок Майя Мухина хватает Васю и занимает с ним место жениха и невесты. Фарсовый финал, который уводит от темы честности и счастья в отношениях. И от розовской определённости в понимании добра и зла тоже. При этом режиссёрский замысел не проясняется.
Важным является то, что существует в театре только одно время – время, в котором живёт зритель, и остры те проблемы, которые бередят душу зрителя и артиста, а эстетические задачи здесь целью быть вряд ли могут. Важен человек, человеческие отношения и проблемы, но не вчера, а сегодня, и некоторые постановки, представленные в рамках Розовского фестиваля, прекрасно проиллюстрировали, как можно не осовременивая текст 60-х годов сделать его живым, острым и очень актуальным и для взрослых, и даже для современных подростков. Но об этом – в наших следующих публикациях.

Опубликовано: СМИ44 от 13 февраля 2018


Рецензии