Осень

Вот и стали они пятиклассниками. Не одна теперь учительница у ребят, а на каждый предмет
 - новый учитель. Учительница немецкого языка научила их буквам, рассказала как читать
две или три немецкие буквы разом. Удивительно это у немцев. Целых четыре буквы надо на-
писать, чтобы получилось одна наша "ч". Чемпионская буква. Познакомила детей с нарисован-
ным веселым персонажем Шрайбикусом, который поможет изучать немецкий. Потом начались
дожди, все стало серым и скучным, наверное городская учительница испугалась, что будет
 всегда так грустно и уехала. Не знала она, что это только сентябрь и октябрь, а
потом грязь замерзнет и нанесет много снега, под самые крыши, все будет красиво в селе
и с крыш сараев так здорово прыгать в сугробы. Так, это уж лишнее - Лиду занесло в мечтах.
Не стала бы учительница с сарайки прыгать. Даже может быть испугалась бы таких сугробов.
Так или нет, а только Шрайбикус со страниц учебника смотрит не весело теперь, а ехидно:
как-то вы теперь выучите немецкий? Пришлось учебник положить на полку. Когда теперь но-
вая учительница приедет? Может на следующий год, а может никогда.

Других иностранных языков в школе не преподавали и еще поэтому было жалко, что молодень-
кая, только после пединститута, светловолосая учительница с печальными глазами уехала.
До этого никогда не уезжали учителя. В центре села была построена не большая улица с
красивыми одинаковыми домами - Учительская. Не далеко от школы - двухэтажный Дом культуры,
там кино каждый день, танцы по вечерам, драмкружок, хор, не большой оркестр. На всяких
инструментах учил детей играть учитель пения. Библиотека для взрослых, а для начальной
школы библиотека в другом здании. Приезжали артисты с концертами. Скучно никогда в селе
не было.

У пятиклассников еще уроки труда стали новыми. Больше не надо вышивать на пяльцах сте-
бельчатым и тамбурным швом всякие грибочки. Теперь ребята работают в мастерской. Идти от
 школы по улице надо минут десять, как раз всю переменку. Особенно мальчики рады. Не
любили они вышивать, говорили, что девчачье дело. Учительница напоминала про армию
 - солдат должен все уметь. В мастерской станок, на котором не понравилось Лиде работать.
 Слишком шумный и быстрый, не уследишь. Если резец поставишь не так или саму заготовку,
 так испортишь дерево зря. Пилить ножовкой тоже не интересно, просто механический труд.
А вот рубанок! Как-то сразу лег он Лиде в руки, как старый друг, работать им приятно и
легко. Он слушается Лиду, никогда не зарывается в дерево, как у других девчонок - наде-
лает ям, потом они сгладить не могут. У Лиды ровненько получается. Кудрявая стружка выс-
какивает из рубанка аккуратненькая, запах дерева волшебный, приятный. А вот шлифовать
потом изделие наждачной бумагой - отвратительно. Такой у нее шебуршащий, противный звук.
 Когда добьешься мягкого звука, бумага станет как тряпочка, гладь да гладь дощечку, но
мастер замечает и дает новую шуршащую бумагу. Дети не просто пилят и стругают - это за-
готовки для табуретов. Просто пятиклассникам пока только это доверяют.
Дальше все делают шестые и седьмые классы. А восьмиклассники уже считаются взрослыми.
Они изучают трактор, как его ремонтировать и водить. У кого хорошо получается, тому
разрешают в страду работать на поле самостоятельно. Всем хочется работать и зарабатывать,
все стараются.

Дожди идут и идут. Совсем испортилась погода. Редко когда подует сильный ветер, подсу-
шит поля. Зерновые убрали в колхозе, а вот с картошкой вышла заминка из-за погоды.
Выстроили ребят на школьную линейку. Пришли из правления колхоза люди и попросили ребят
помочь картошку убрать. Не справляется колхоз без них. Когда люди просят - как не помочь?
Салютовали ведь пионеры "всегда готов!". Вот теперь надо делом это подтвердить.
Почувствовали себя ребята нужными, важными, они в поле поедут и геройски будут
сражаться за урожай, прямо завтра всю картошку соберут, не поленятся. В школе остаются
только ребята с первого по четвертый класс. Остальным завтра на уборку картофеля.

Утром в поле дождя не было, но сыпался на голову какой-то сеянец сырости. Сразу влажным
и тяжелым стало демисезонное пальто и берет у Лиды. Резиновые сапоги вязли в грязи. Надо
 было идти за картофелекопалкой и собирать выброшенную ею картошку. Картошка большею
частью была в земле, а не на поверхности, надо было ковырять холодную липкую землю
пальцами, чтобы достать картофелину.Не поленишься и не пропустишь - старшеклассники
стоят, наблюдают, держат пустые мешки на готове. Соберут ребята полное ведро - несут
старшеклассникам, ссыпают в мешки. Если полный мешок, то старшеклассник несет его на
грузовую машину. Собрала Лида полное ведро, понесла к старшим ребятам. Ведро тяжеленное,
 стучит нижним краем по самой косточке щиколотки. Ужасно больно. Через резиновый сапог
не потрешь косточку, а внутрь сапога с такими грязными ручищами как полезешь? Да и не
достать. Не разуваться же на поле? Приходится терпеть. Подул ветер и выдул из Лиды весь
 героизм, оставил только думку - когда же их отпустят домой? В "Пионерской правде"
писали, что школьники в Средней Азии помогают убирать хлопок. Вот повезло же людям! В
тепле, собирают чистенькие мягкие ватки с кустов - даже наклоняться не надо. Одно
удовольствие, а не работа. Почему ученые не придумают никак картофелесобиралку? Ведь
придумали же картофелекопалку? Какие бы думы не лезли в голову, а работа идет своим
чередом. Много уже ведер собрали ребята, да и по мешкам видно - почти полный кузов вто-
рой полуторки загрузили старшеклассники.

Застряла на поле картофелекопалка - слишком грязно, увязла. Все собрали ребята, что она
накопала на сегодняшний день. Посадили ребят в машину и увезли в село. Кончилась их
маета на сегодня, а поле картофельное еще очень большое. Целую неделю придется убирать
его.


Рецензии