Для чего нужна социобиология

                Головной мозг некоторых  приматов чрезвычайно увеличился в течение относительно короткого промежутка эволюционного времени.   Три миллиона лет назад объем черепа взрослого австралопитека составлял 400–500 куб. см.   Два миллиона лет спустя его предполагаемый потомок Homo erectus имел мозг с объемом уже около 1000 куб. см. В течение следующего миллиона лет произошло его увеличение до 900–2000 куб. см.  у современного Homo sapiens. Но  головной  мозг  это  ещё  не  разум. Это  скорее  среда,  в  которой  разум  способен  возникнуть   при  благоприятных  условиях  развития.

Под  разумом  я  буду  понимать:
 
           СПОСОБНОСТЬ  СТРОИТЬ  В  МОЗГУ ТАКИЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО  МИРА,  КОТОРЫЕ   ПОЗВОЛЯЮТ  ПРЕДСКАЗЫВАТЬ  НЕКОТОРЫЕ  РЕАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ,  НЕ  СОВЕРШАЯ  САМОГО  ЭКСПЕРИМЕНТА.

                Разум  создаёт виртуальную  реальность  (модели  в  мозгу),  изучает её  и  выводы  проецирует  на  реальные  события.   Таким  образом,  достигается  экономия  сил  при  решении  возникающих  проблем.  Постепенно  разум  выходит  за  эти  рамки утилитарных  потребностей  и  начинает  вокруг  себя  создавать  культурную  среду.               
                Важнейшими  факторами,  сделавшими  возможной  начало  культурной  эволюции  являются  появление в  ходе  эволюции достаточного  разума  и развитых  языков  общения.

                Мозг   можно  рассматривать  как средство  адаптации человека  к  среде,  такое  же   как  гены.  Это мощный  фактор  эволюционного  развития  человека   в  плане  культуры.     Если  адаптации,  запоминаемые в  генах, созданные  отбором, такие   как  быстрые  ноги  и острые  клыки,   относятся  к  морфологии,  то  мозг  создаёт  адаптации  относящиеся  к  поведению  и  способам  мышления.  Поведение  человека  современной  эпохи  определяется  в  значительной  мере  этими  культурными  адаптациями.
                После  открытия  Ч.Дарвиным  естественного  отбора  в  природных  популяциях  в  качестве  основной  движущей  эволюционной  силы,  многие  пробовали  применить  этот  же  принцип  для  объяснения  эволюции  в  человеческих  сообществах. Но  ведь  в  человеческих  сообществах  развитие  происходит  не  за  счет  морфологических  изменений  людей,  а  за  счет  культурных (ментальных)  изменений,  меняется  поведение  и  образ  мышления   человека  в  обществе.
             Гены  в  человеческом  обществе  уже  не  определяют  поведение,  их  воздействие  на  поведение  надо  рассматривать  в  качестве  фактора  среды.  Гены  создавая  морфологию  всего  организма  и  мозга  в  том  числе,  этим  влияют  на  поведение, но  не  более.               
               Поведение  определяется  сложными  структурами  мозга,  а  влияние  генетики  заключается  в  том,  что  архитектура  мозга  создаётся  генами. Но  архитектура  мозга  только  частично  влияет  на  поведение.
               Архитектура  компьютера  только  ограничивает  типы  задач,  которые  могут  быть  на  нем  решены.  Но  сами  задачи  выбираются  оператором.  Поэтому  роль  генетики, её  влияние  на  выбор  поведения  особью   мне  кажется  неоправдано  преувеличенной. 
             Это не  было  почему  то  замечено, и привело в  результате    к  созданию  Социодарвинизма,  к  которому, однако, Ч. Дарвин  никакого  отношения  не  имеет.   Его   возникновение  связывают  с  именами  Геккеля  и Спенсера.
              Самым ярким выразителем идей социал-дарвинизма стал Герберт Спенсер, автор выражения  «выживание сильнейшего».  Адольф Гитлер часто отказывался вмешиваться в продвижение по службе своих подчинённых, предпочитая вместо этого сделать так, чтобы они боролись друг с другом, чтобы вынудить «более сильного» человека побеждать слабого — «сила» должна применяться без всяких моральных ограничений. Однако  Гитлера  нельзя  назвать  последовательным  сторонником  этого  учения  ибо  он  сам  своими  решениями,  обрекая  целые  рассы  на  уничтожение,  считал  себя  чем  то  вроде  садовника  в  этом  мире  и был  далёк  от  понимания  роли  эволюции.
                Социодарвинизм  это  неадекватное  учение - успело  наделать  много  зла  в  этом  мире.  В  настоящее  время  понять  это  не  трудно.   Дарвиновский  естественный  отбор  приводит  к  возникновению  адаптаций.  Полезные  адаптации передаются  в  следующую  генерацию,  постепенно  изменяется частота  некоторых  аллелей  генов,  изменятся  генетический  состав  популяции.  В  результате  в  последующих  поколениях  распространяется  некоторое  полезное  морфологическое  свойство,  помогающее   выживать  и  размножаться.
                Это  свойство  состоит  в  изменении  строения  какого  то  органа  или  в  изменении  его  функционирования. Борьба  же  в  человеческих  обществах  не  приводит  к  изменению  морфологии,   а  только  к  изменению  ментальностей.  Эти  изменения  не  могу  передаваться  за  счет  генетики.  Это  процессы  культурной  эволюции,  имеющие  другие  репликаторы  и  поэтому  относятся  к  социобиологии,  а  не   к  дарвинизму,   что  является  синонимом  биологии,  с  указанием  на  автора.  Выходит,  что  термин  социодарвинизм,  обозначает  попытку  применить  биологические  законы  к  процессам  культурной  эволюции,  которые  имеют  другие  репликаторы  и  поэтому  развиваются  по  другому. 

           Одним из известных критиков социал-дарвинизма был Пётр Кропоткин. В своей работе «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902) он приводит доводы, что в живой природе и в человеческом обществе кооперация и взаимопомощь являются более естественным явлением, чем конкуренция в борьбе за выживание. Возражение,  конечно,  не  состоятельное.  Прав  Дарвин,  а  в  человеческих  сообществах  действительно  возникают  элементы  альтруизма,  но  по  другой  причине.
Социал-дарвинизм пользовался  популярностью с конца XIX века до окончания Второй мировой войны.               
             Человека  уже  нельзя  считать  просто одним  из биологических  видов,  это  вид,  наделённый  значительным  разумом,   развивается как  на  траектории  биологической  эволюции,  так  и  на  траектории  культурной  эволюции,  гораздо  более  быстрой, и  для  человека  более  значимой,   чем  проявление  некоторых  его  морфологических  изменений.   Все  значимые  изменения   происходят  на  траектории  культурной  эволюции.  Поэтому сегодня нет  оснований   использовать  социодарвинизм    для  рассмотрения  изменений  в  человеческих  сообществах,  что  было  обнаружено  практическим  путем.
             Для  этих  целей  следует  применять  подходы,  разработанные  в  рамках  социобиологии,  которые  учитывают,  что  человеческие  сообщества  развиваются  на  траектории  культурной  эволюции.

                ИНСТРУМЕНТЫ  СОЦИОБИОЛОГИИ.

                МЭМы   саморазвертывающиеся  подпрограммы  мозга.  Они  обладают  свойством  реплицироваться. Их  2  типа.
       1.Врождённые  МЭМы,  созданные  генами  и  проявляющиеся  как  инстинкты.
       2.Культурные  МЭМы,  приобретаемые  человекам  за  время  жизни,  в  виде  собственного  опыта  в  человеческом  обществе.

СОВОКУПНОСТЬ  ЭТИХ  2  ТИПОВ  МЭМОВ  НАЗОВЁМ  МЭМНОМОМ,  ЧТОБЫ  НАМЕКАЛ  НА  ГЕНЕТИЧЕСКИЙ  ТЕРМИН "ГЕНОМ".
                Надо  понимать,  что  МЭМы  это  модели,  которые  позволяют  описывать  некоторые  стороны  поведения  социальных  сообществ,   используя  инструменты  разработанные  в  биологии.

                КУЛЬТУРНЫЕ МЭМы  это  ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ  АДАПТАЦИИ  мозга, которые   могут  подвергаться изменению  с  помощью  манипуляций.  Т.е.  они  не  навсегда  с  человеком,  как  генетические  адаптации.
                МЭМном  проявляется  как  ментальность  конкретного  человека,  понимаемая  в  широком  смысле  слова.   Иными  словами,  пользуясь  биологическими  определениями,   ментальность  есть  фенотипическое  проявление  МЭМнома. 
               Термин  «ментальность»  происходит  от  латинского «ум, мышление, образ  мыслей,  душевный  склад»,  означая  общую  душевную  настроенность,  относительно  целостную  совокупность  мыслей,  верований,  навыков  духа,  создающую  картину  мира.   Ментальность  представляет  собой    как характеристику   типа  мышления(сознания),  так  и  подсознательной  деятельности  мозга.
                Фенотип — совокупность внешних и внутренних признаков организма, приобретённых в результате онтогенеза (индивидуального развития).  Фенотипическая  изменчивость  это  результат  воздействия  среды  в  процессе  развития.
                Ментальность  существенным образом   обуславливает   поведение   человека.  Она  отличается  достаточно  устойчивым  характером,   включает  в  себя  ценностные  ориентации.   Ментальность  выражает  жизненные  и  практические  установки  людей,   устойчивые  представления  о  приоритетах,  нормы  и  модели  поведения  в  разных  ситуациях.  Причем,  большую  часть  ментальности  определяют  процессы  бессознательного  и  подсознания,  которые  одновременно  действуют  и  на  сознание,  соответствующим  образом  деформируя  его.  Характер  человека -  это  часть   ментальности,   выработанной  под  действием  социального  опыты  и  врожденных  свойств.

                В  культурной  эволюции  термин  «отбор»  применяется  не  в  пространстве  морфологических  изменений,  а  по  отношению  к  изменению  ментальности,  как  ментальный  отбор. 
                Такая  модель  культурной  эволюции  позволяет  применять  по  отношению  к  ней  некоторые  законы  генетики,  например  теорему Харди-Вайнберга,  делает  возможным  изучать  социальные  системы  с  единых  научных  позиций  в  отличие  от  гуманитарных  подходов,  которые  всегда  зависят  от  точки  зрения  исследователя.
                Примеры  такого  подхода  приведены  в  приложениях,  где  с  этих  позиций  рассматриваются  причины  распада  СССР,  причины  невозможности  модернизации  российской  экономики,  без  изменения  состава  элит,  а  не  одного  даже  самого  высокого  должностного  лица.
                Террористы  разных  эпох,  включая  русских  народовольцев,  не  осознавали  этого,  стремясь  к  справедливому  устройству  общества,  пытались  физически  уничтожить  тирана считая  его  воплощением  наблюдаемого  зла,  но  это  действие  почти  никогда  не  давало  желаемого  эффекта.
                Тиран  на  самом  деле  оказывался  только  видимым  носителем  определённых  представлений  всей  окружавшей  его  элиты.  Это как  изображение  на  экране.  Сколько  не  стреляй  по  экрану,  сюжет  демонстрируемого  фильма  не  поменяется.   Ведь  известно,  что  свита  играет  короля,  что  раковые  клетки  не  просто  разрастаются  на  одном  месте,  а  начинают  распространяться (метастазировать)  по  всему  организму  и  удалить  их поэтому хирургическим  путем почти невозможно.


Рецензии