От буквы Т. Северный Плутарх
... я написал уже от А до Т... пишу дальше и дальше буду выставлять на проза.ру.
Х Х Х
Тарабаев Владимир Трифонович (1930-...) — йог, аферист и мошенник, мастер тюремного перформанса. Впрочем, был ли он реальным йогом — большой вопрос, но чудеса выживаемости и имитации смерти творил реальные.
Лагеря ГУЛАГа знали много талантливейших людей — настолько талантливых, что их можно было бы отнести вообще к волшебникам и магам. Были ли за ними чудеса Божии или творилось все бесами — не нам уж теперь решать. Одно можно сказать — часто невероятное и фантастическое приумножало веру человека в помощь как со стороны невидимых сил, так и в свои силы.
Именно Тарабаеву приписывают несколько «умираний», когда констатировалась смерть даже врачами и длилась более суток. А потом труп вставал и начинал сразу же и осознано дразнить перепуганных медсестер, конвой и самих зэка.
Говорят, что Тарабаева в одном из случаев реально распяли зэки из враждебной «семьи» прямо на лесоповале. Он умер и на следующее утро воскрес. Говорят, что он на глазах перепуганного конвоя (была ситуация на грани побега, когда зэки захватили автомат, и он оказался в руках Тарабаева) откусил ствол автомата, который был в его руках, выщелкал из магазина пригоршню патронов и... съел все это вместе.
В 2016 году по телевидению России прокатилась шумиха вокруг художника -перфекциониста Павленского. Тот прибил мошонку к брусчатке на Красной площади Москвы, поджигал двери здания ФСБ на Лубянке, потом его выслали во Францию, где он тоже пытался оригинальничать, и его упекли в тюремную психушку. Всё это фигня по сравнению с тем, что вытворяли зэка, а уж Тарабаеву вся эта «мелочевка» и вовсе, кажется, была не интересна.
Мать у Владимира была татарка, а отец — каракалпак. В середине 70-х, когда в жизни Владимира случились действительно фантастические события — он, отсидев 26 лет, женился, и у него родился сын, к нему приехал 90-летний старик-отец... А потом уехали они все вместе - со стариком-каракалпаком, чудным человечком, похожим на старика Хоттабыча, на которого оглядывались, люди, собаки и воробьи.Ещё бы - он ведь ходил по центральной улице Дзержинского в живописном халате и с тюрбаном на голове. При минус 30 все это немного странновато... Но три дня эти восточные чудеса народ, живущий в телогрейках и валенках наблюдал почти восторженно.
Всегда хочется верить и всегда хочется поспорить. Ну откуда столько фантастических слухов о человеке? Предположим не съел он автомат и патроны не сгрыз, а только укусил и погнул, а патроны проглотил...Предположим. Про смерти же как? И , в конце концов, был случай уже в самом Княжпогосте, который милиция объяснить не могла. Тарабаев был задержан за какую-то ерунду. Говорят, ругался сильно в отделении (ещё старое здание было), говорил, что он «завязал и что честный человек». Его заломали и закрыли в карцерного типа каменный мешок. Но Тарабаев вышел с другой стороны на глазах изумленных прохожих (стена осталась целой при этом), отряхнул снег со штанов, потому что на улице за карцером было неровно, и он сразу провалился в заснеженную канаву. Ругнулся и ушел... Он и уехал из Коми края , говорят, так же — ругнулся и уехал....Наверное, к отцу. На свой загадочный Восток со стариками хоттабычами, волхвами, магами и йогами. Судьба этого человека далее не известна...
Трошев Тит Алексеевич (187...? - 1936) — зимогор, углежег, охотник за зэка. Чтобы выяснить, где родился этот человек, надо разобраться с тем , где он умер, и как он умер. Нашли его в бараке в поселке Северном , поселка автобазы НКВД, который был построен напротив села Княжпогост. В личном ящичке (вместо комодов и сундуков у человека был только ящик) было шесть документов. Три грамоты и одно благодарственное письмо было от Управления Севжелдорлага (точнее — от подразделения СВО — стрелков внутренней охраны), метрика и справка об увольнении с работы с правом на пенсию. И ещё было четыре мутных фотографии 3*4 с изображением человека с белыми бесцветными глазами.
В начале ХХ века он жил в деревне Половники, что и не удивительно по его профессии — собственно, название деревни от «половинчатости налогообложения» — частью как с крестьян брали налог, частью, как с зимогоров и ремесленников. В то время жители Половников лишь наполовину были крестьянами, а половиною — работниками Солеваренного завода или углежогами, которые рыли ямы и настраивали гурты костров в прибрежной зоне, чтобы жечь древесный уголь. Товар это был ходкий, покупался и купцами на пароходы, покупался и сользаводом, закупал древесный уголь и Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь, он вполне себе уходил и на ярмарках в том же Серегово.
Не известна судьба Тита в годы Гражданской войны и революции. Впервые засветился он в исторических документах в качестве проводника в 1930 году на Верхней Весляне (говорят, что экспедицию геолога Чернова и будущего академика Сенюкова — тот тогда, правда, был ещё совсем молод и тоже был проводником - сопровождал получается вместе с Титом). Таким образом углежог и будущий охотник на зэков соприкоснулся и с двумя ключевыми людьми, сыгравшими заметную роль в развитии Коми края и Российской индустрии угля, нефти и газа.
В 1934 году Тит нанимается на службу. Ему выделили однокомнатную квартиру с полным содержанием дровами, бесплатным электричеством и , говорят, даже выделяли для него по весне работников, которые перекрыли крышу и вскопали ему огород.
Тит знал реки, тропы и избушки. Побегов из лагерей и этапов, с мест выгрузки спецпереселенцев и напрямую из лагерей было много. Штата сотрудников ГУЛАГА и солдат не хватало, как, впрочем, их численность была и бессмысленной в тайге, если они не знали ни троп, ни маршрутов, ни механизмов выживания в условиях низких температур. Тит знал.
Винтовка и несколько пачек патронов делали его царем гигантских пространств от Выми до Мезени, от Синдора до Вишеры.
Сколько он догнал беглых заключенных точно не знает никто. И хорошо — предположим , что догнал, дальше что? Особенно, если это не один, а два-три-четыре. По снегам вести их обратно? Ночевать и не спать? Инструкция разрешала ликвидировать на месте, если беглый был не один или один, но не мог двигаться или представлял собою угрозу. Как доказать, что Тит кого-то догнал и ликвидировал? Отрезать ухо? Нет. Этот «номер» не проходил - без уха можно жить. И все беглые с радостью отдали бы ухо, если бы за это их отпустили. Надо было принести в доказательство большой палец руки с куском ладони. Если даже живому отрубить в тайге, то все равно не выживет. Теперь уже из-за потери крови и слабости.
Премии были почти фантастические по тем временам — полпуда сахара и 2 литра спирта. Награждали и кумачом, и мешками крупы. За каждый палец с куском ладони.
Соседка Тита однажды наварила леденцов из сахара, подаренного Титом. Запах карамели нюхала вся улица. Сосали леденцы дети поселенцев и бесконвойников Половина из них в том 1934 году были китайцы, через два года строившие здание «Севжелдорлага», которое однажды, почти тридцать лет спустя, станет зданием ГПТУ-11. Конструктивизм с элементами китайского барокко. Снесут его к едрене фене в 2014... Просто, чтоб меньше помнили про ГУЛАГ, Тита, отрезанные пальцы и китайцев, сосущих карамельки на заболоченной улице мрачного поселка.
Тыш Ольга Игорьевна (1798 — 1888) — переплетчица книг, газет и журналов. Предполагалось, что она родилась в Усть-Цилемском крае, но скорее всего она там даже никогда и не была. Скорее всего она уроженка вологодчины. Имя её вскрылось в начале 1960-х годов. После интенсивных поездок профессора-археографа В.И. Малышева на Нижнюю Печору, изучение древнерусской книжной культуры возобновилось не только в филологическом и культурологическом смысле, но и в технологическом. Кто, на чем, каким инструментом и как писал? Как переплетал? Чем клеил? Как сохранял?
«Под кожу» книг полезли не только филологи, но и любители сенсаций- любители сделать книгу дорогой за счет «тайного хода и тайного кода».
И вправду — не мало обнаружилось потайных записочек в переплетах, и в обшивках книг, не мало открылось имен и бытовых тайн, в том числе и монастырей (например, записка воткнутая в переплет книги шедшей из Кирилло-Белозерского монастыря в Ульяновский монастырь «... и сусальне золото 2 унции забери. Наместник только о трех с половиною ведает». А поскольку известно, что записка между мастером и дьяконом, то понятно, что жульничали с выписанным на убранство сусальным золотом).
Написаны десятки монографий и статей только по тем материалам, которые были «тайной перепиской» внутри книг. И вот в 1974 году вдруг один из студентов филфака Ленинградского университета обнаруживает на самой внутренней ткани переплета книги начала 19 века вышитые инициалы «ТЫШ.О.И.». Причем вышитые еле заметно и той же некрашеной нитью, что и сама прокладка переплета. Сначала посчитали «ТЫШ» - сокращением фамилии. И так считалось лет 12-15, пока в библиотеке им. Горького в Перми и в одновременно в библиотеке Архангельского краеведческого музея не обнаружили ссылки на мастерскую при архиерейском подворье Вологодского епископа 1856 года (вернее — ссылки на само подворье были найдены раньше, но тут обнаружили списочный состав работников), где фамилия такой и оказалась — Тыш Ольга Игорьевна. Уже ради простого любопытства студентка Вологодского пединститута в своей дипломной работе по антологии вологодских фамилий выписала два варианта происхождения фамилии. Один вариант от исчезнувшего вологодского диалектного «тыш — стена дома или бани без окон и дверей» и второй вариант от мансийского «тыш — немая, немой, тихий». К сожалению, не известны антропологические параметры Ольги — может, в ней действительно что-то тюркское было, и потому она была безсемейная, судя по всему, даже без близких родственников. От того, впрочем, она и оказалась при подворье архиепископа? Если иноязычная была в детстве-отрочестве, то не исключено, что и прозвище прилепилось от манси, которые оставили девочку церковникам после какой-то ярмарки. Манси до вологодских ярмарок доходили вплоть до второй половины 18 века — так что не удивительно. Впрочем, и сами вологжане, купцы и монахи ходили на ярмарки далеко — могли привезти девочку из Яренска, например, или вообще из Перми.
Не ясен главный вопрос — немая она была реально и полностью или была просто плохоговорящая, тихая. Как бы там ни было — голос её услышали через века.
--------------------------------------
Свидетельство о публикации №218021500410