Рыбалка под степными просторами

В начале весны 1980 года меня неожиданно «отправили» в незапланированный отпуск с уведомлением о том, что к его окончанию решится вопрос о моем переводе по службе в Москву или ближайшее Подмосковье. Так как у жены через два месяца заканчивался декретный отпуск, решили выехать на отдых к ее родителям в Алма-Ату, учитывая, что мой тесть Сан Саныч (Александр Александрович) обещал организовать прекрасную рыбалку на Капчагайском водохранилище. Кроме того,  предстояло  наяву поздравить с недавно сыгранной свадьбой брата моей жены, а также познакомиться  с  его женой и ее родственниками.
- Только снасти с собой не бери. – предупредил меня по телефону Сан Саныч. – Мой второй сват Иван Афанасьевич является заядлым рыболовом и обладателем различных рыболовных снастей, а поэтому поделится ими.
Уже в день нашего прилета в первую столицу Казахстана он же  сообщил о предстоящей на Капчагайском водохранилище двухдневной рыбалке, запланированной на ближайшие выходные дни. 
- Будем ловить крупных сомов, сазанов и судаков. – обрадовал  тесть, так как ранее такую рыбу мне ловить не приходилось.

И вот, наконец, наступила долгожданная суббота! К 6 часам утра за тестем и мною на собственной автомашине «Волга» заехал Виктор, приятель Сан Саныча, пожелавший порыбачить с нами.
Вскоре втроем мы подъехали к дому Ивана Афанасьевича. В  это время он со своим сыном Николаем начали варить полное ведро зерен кукурузы, которые служили бы не только прикормкой для сазана, но и насадкой на крючки закидушек, называемых среди местных рыболовов «Иванами».

От Сан Саныча узнал, что ловить рыбу на поплавочные удочки не договаривались. Поэтому по моей просьбе Иван Афанасьевич наряду со спинингами и «Иванами» положил в свою автомашину «Волга» пару бамбуковых поплавочных удочек. Пока варилась кукуруза я успел накопать в огороде немного червей и запарить около одного килограмма перловки.

На берегу Капчагайского водохранилища мы оказались где-то через  час после отъезда из Алма-Аты. Но увы! Сильный пронизывающий холодный ветер, дующий со стороны гор, создавал огромные волны . Рыбалка была на грани срыва! Но, посовещавшись, алмаатинцы сообщили мне, что рыбачить будем в тихом месте среди гор на быстро текущей реке.

Развернувшись, обе автомашины направились в … степь, отдаляясь от гор! Посчитав, что горы появятся впереди, уточнять место рыбалки не стал. Лишь любовался красотой весенней степи и ее цветущим разнотравьем.

Где-то через два часа в отдалении заметили большое стадо диких копытных животных. Стали гадать, кто это – джейраны, сайгаки или куланы (дикие азиатские ослы)?

- Могу констатировать, что это не куланы. В данное время в Казахстане они находятся только на острове Барсакельмес в Аральском море, куда были завезены еще в начале 50-ых годов этого столетия. – заверил нас Сан Саныч и рассказал следующее.

Несколько лет назад на этом острове было завершено строительство медицинского учреждения закрытого типа, являющегося объектом республиканского значения. И перед самой его сдачей  в эксплуатацию в Правительство Казахстана поступило сообщение о том, что какие-то вандалы, проникшие на Барсакельмес, испортили часть установленного оборудования и нанесли иные многочисленные разрушения. Будучи куратором этого строительства, Сан Саныч срочно вылетел  к месту происшествия, чтобы определить причиненный ущерб и объем необходимых работ для ускоренного устранения повреждений.

На остров он добрался на катере вместе с  начальником стройки, руководителем медицинского учреждения и участковым инспектором милиции. Первое, что бросилось в глаза, многие окна на первом этаже новостройки были разбиты. Когда зашли во внутрь, то увидели в отдельных помещениях не только поврежденное оборудование, но и разбросанные по полу фекалии животных. И в это время, сбив с ног участкового инспектора милиции, в разбитое ранее окно влетели … кулан самец, а затем, один за другим, все возглавляемое им стадо этих диких животных. При этом их вожак повел себя весьма агрессивно – фыркая, наступал на людей, пытаясь ударить их передними и задними ногами. Хорошо, что дверь в помещение оказалась не запертой и все люди выскочили во двор.
- Оказалось, что куланы заскочили в единственную на острове постройку, спасаясь от … кровососущих слепней! – закончил свой рассказ Сан Саныч.

…Пятый час мы едем по степной дороге, а горы так и не появились.
- Через сколько часов мы окажемся в горах? – спросил я.
- Минут через 10-15. – ответил мне Виктор, сидевший за рулем автомашины. Это сообщение я воспринял как шутку потому, что кругом на десятки километров простиралась степь, ровная как стол.
Вдруг  дорога начала резко спускаться вниз  и я неожиданно оказался … в горной местности!
 
Пока ехали по серпантину, с восторгом любовался незабываемой красотой глубокого каньона, а также наблюдал за поведением многочисленных пестрых с красными клювами кекликов – азиатских горных куропаток.

Вскоре развернули лагерь на пологой площадке берега быстро текущей реки Или. Когда насобирали хвороста для костра, Николай стал «заряжать» кукурузными зернами закидушки, забрасывая их на середину реки. Я же взял удочку, и положив в одноведерный  пакет одну банку с червями и вторую с распаренной перловкой, стал пытаться ловить рыбу с берега. Но увы! Рыба не клевала  –  то ли слишком быстрым было течение реки, то ли вода в реке была очень мутной.

- Брось заниматься пустой тратой времени. Здесь ты на удочку ничего не поймаешь. – услышал утверждение Виктора, который, как я понял, здесь рыбачил ранее неоднократно.
Но решил не сдаваться и пошел вдоль реки в поисках омута. И такой нашелся на расстоянии около половины километра от нашего лагеря.
Сначала закинул в воду жмень перловки в качестве привады. Ее же нанизал на жало крючка. Поплавок плавал кругами не долго и вскоре скрылся под водой. Подсечка … и в руках оказался подлещик весом около 800 грамм. Обычно такого, но завяленного, называют «пивным». Клевал он «как из пулемета». Приваду подбрасывал через каждые 15-20 минут.
 
Примерно через час я пришел в лагерь с полным пакетом мерного подлещика.  Вид и размер пойманной рыбы вызвал всеобщее удивление. Клева на закидушки не было. Поэтому Сан Саныч захотел также ловить подлещика. За полчаса до наступления темноты мы вдвоем наловили полный мешок этой рыбы, который с большим трудом дотащили до лагеря. К этому времени Николай заканчивал варить уху из пойманного сазана весом около восьми килограмм. Ее приятный аромат мы почувствовали за десяток метров до подхода к костру. И по вкусу уха оказалась превосходной!

Встал вопрос – что делать с подлещиком? Так как уезжать собирались в полдень следующего дня, возникла опасность, что до нашего вечернего приезда в Алма-Ату он может протухнуть. К сожалению, мы слишком мало захватили с собой соли.
Выручил Виктор. Он заявил, что немедленно выедет домой, где засолит для дальнейшего вяления эту рыбу. Но обратно возвращаться не станет.
 
Проводив Виктора, я и Николай остались ловить рыбу на закидушки при свете звезд на безоблачном небе, а Сан Саныч и Иван Афанасьевич залегли спать. За ночь было поймано три крупных сазана, и еще два до полудня. Кроме того, я и Сан Саныч успели до отъезда «забить» полный двухведерный садок пойманным с утра подлещиком.

Поделив рыбу, мы благополучно довезли ее в свежем виде домой. Теща сразу стала готовит из сазана кулебяку, прекрасный вкус которой запомнился по сей день. Жалко, что секрет ее приготовления она не передала своей дочери, то есть моей жене. 
                Евгений Малышенко
                14.02.2018


Рецензии