2. 8 Негенетическое наследование

              «Культура не наследуется через гены, она приобретается через обучение от других людей … В некотором смысле, человеческие гены уступили первенство в человеческой эволюции абсолютно новому, небиологическому или надорганическому средству - культуре. Однако не должно забывать, что это средство полностью зависит от человеческого генотипа». Добржанский  1963.

                Феодосий Григорьевич Добржанский - американский  биолог. (Родился 12.01, 1900, Немиров, Подольская губерния. Умер — 18.12 1975, Калифорния, США) — советский и американский генетик русского происхождения, энтомолог, один из основателей синтетической теории эволюции, дальний правнук русского писателя Ф. М. Достоевского.

                Эти  слова  написаны  около  50  лет  назад,  но  до  сего  дня  сохранили  свою  актуальность.  Однако  нуждаются  в  некоторой  корректировке.  Человеческая  эволюция  до  сих  пор  пока  еще  происходит  с  помощью  биологического,  органического  фактора,  человеческого  разума,  локализованного  в  мозгу.               

                Небиологические  средства  эволюции  в  виде  машинного  разума  пока  ещё  не  вышли  на  первое  место  в  эволюционном  процессе  и  являются  всё  же  только  вспомогательными  её  факторами.

                В  человеческой  эволюции  (социальной  или  культурной  эволюции)  поменялись  некоторые  атрибуты,  изменились  репликаторы,  что  привело  к  изменению  самой  траектории  эволюции  человека.

                Человек  адаптируется  к  окружающим  условиям  не  за  счёт  изменения  своей  морфологии,  как  это  происходит  с  другими  видами  в  биологической  эволюции,  а  за  счет  разума,  позволившего  использовать  инновационные  подходы,  для  создания  адаптаций.
                Так  как  эта  культурная  эволюция  происходит  на  три  порядка  быстрее   биологической,  то  генетический  фактор  можно  рассматривать  в  качестве  средового  воздействия  на  формирование  фенотипа.

             Переход   человеческой  эволюции  на  новую  траекторию  можно  рассматривать  как  фазовый  переход  в  биологической  эволюции,   превративший  её  в  культурную  эволюцию  человека.            

                Для   многоклеточных  организмов еще  одним   инструментом  запоминания  адаптаций кроме  генов    оказались структуры  мозга  МЭМы.  Они  позволяют  фиксировать  в  памяти  полученный  опыт,  т.е  свежую  информацию.  Запоминать,  не  перестраивая  свою  структуру,  а  изменяя  функции соответствующих  программ  мозга,  т.е.  запоминать  путем  функциональных  изменений.
                Такое  запоминание  имеет  2  особенности.  С  одной  стороны запоминается  свежая информация,  относящаяся  к  текущему  моменту.  С  другой,    при  функциональном  запоминании  оказывается  невозможным   передавать  свой  полученный  в  жизни  опыт  следующему  поколению,  невозможна  вертикальная  передача  информации,  вертикальная   репликация,  потому  что  со  смертью  особи  теряется  вся   накопленная  ей     информация,  не  передавшись  в  следующее  поколение.
                Гены  же будучи  репликаторами  бессмертны.  Умирают  организмы,  а  гены  переходят  существовать  в своих  копиях   в  следующее  поколение.  Естественный  отбор  отбирает  самые  удачные   организмы  и,  значит  гены  в  них,   которые  получают  жизнь  в  новом  поколении.  Они  управляют  развитием  организма  в  процессе  онтогенеза,    выполняя  одновременно  2  функции  -  и  отбираются,  и  участвуют в     развитии  организмов  в  новой  генерации.  В  генах  эти  две  функции  неразрывно  связаны  и  гены   можно  назвать  полноценными   репликаторами.
                Не  так  всё  у  МЭМов.  МЭМы   подвержены социальному  отбору,  но  вот  наследоваться,   передавать  свою  информацию  в  следующее  поколение  они  не  могут,  потому,  что  в  отличие  от  генов  они  умирают  вместе  с  организмом. 
                Оплодотворенная  клетка (зигота)  содержит  в  своём  составе  набор  из  генов  родителей,  который  образуется  в  процессе  мейоза (процесс  образования  половых  клеток).   В  половом  процессе  размножения  гены  легко  из  одного  поколения  переходят  в  другое.

                ГЕНЫ  ДЕЛЕГИРУЮТ  ПОЛНОМОЧИЯ  МЭМАМ.

                Индивидуальное развитие организма (онтогенез), от оплодотворённой клетки  до конца жизни  делится на два периода:
1.Эмбриональный — от образования зиготы    до рождения;
2.Постэмбриональный — от  рождения до смерти организма.
                Гены  активно  участвуют    в  процессе  эмбрионального  развития,  где  у  них  есть  все  рычаги  влияния,  почти   полностью  определяющие  этот  процесс. Сами  гены,   расположенные  на  хромосомах   внутри  ядра  клетки  не  участвуют  в  строительстве  клетки  непосредственно,   участвуют некоторые их  копии.
                Сначала  ДНК хромосом    копируется  на   похожую  по  свойствам  молекулу  РНК в  процессе  транскрипции,  затем  РНК  через  поры  ядерной  мембраны  перемещается  из  ядра  в  область  метаболизма  клетки,  где  из  этой  РНК  вырезаются  лишние  части,  которые  не  требуются  для  строительства  белков (интроны),    оставшиеся  части  сшиваются  (сплайсинг),  и  в  клетке  начинается  строительство  белковых  молекул (Трансляция) с  помощью    выделенной  группы  генов.  Выделение  группы (экспрессия  генов)  для   того  или  иного  процесса  это  функция  особых   управляющих      генов.               
                После  рождения,  когда  организм  продолжает  рост  и  развитие, гены  также  активно  управляют    этими  процессами. 
Запись  адаптаций  в  геном  происходит  в  результате  эволюции  популяции.      Это  процесс  длительный.   Поэтому  информация  в  генах  относится   к  далёкому прошлому,  это  долговременная  память.   Она  подходит только  для  записи  морфологических  адаптаций.  Для участия  в  оперативном  управлении  организмом  она  не  годится.
                Но  генетика  смогла  создать  быстрые  и  эффективные  инструменты  оперативного  управления  в  виде  структур  мозга (МЭМов).    Эти  инструменты  начинают  действовать  независимо  от  создателя,  сообразуясь  с  внешней  обстановкой,  получаемой  через  органы  чувств.
                Нетрудно  увидеть  логику  в  том,  что  в  результате  эволюции  при  возникновении  все  более  сложноорганизованных  особей   появился  такой    инструмент  как  нервные  клетки,  клетки  мозга.   Они  не  задуманы  высшим  существом,  они  востребованы  процессом  развития,  эволюцией.  Объяснять  оперативное поведение  сложных живых  существ  с  помощью  одной  генетики  невозможно,  потому  что  за  него  отвечают  МЭМы.   На  этапе  оперативного  управления многоклеточным  организмом  гены  как  бы  делегировали  свои  полномочия  МЭМам.               
                Сами  гены,  например,  не  могут  содержать  в  своём  коде  такие  сложные  паттерны (шаблоны)  поведения,  как    построение  плотин  и  всего  образа  жизни  бобров,  потому,  что  бобры  строят   плотины  из  подходящего  окружающего  материала,  который  неживой  и  никакие  адаптации  естественного  отбора  к  нему  невозможны.               
                Пауки  строят    паутину  в  обстоятельствах,  которые  не  прописаны  в  генах.   Если  бы  у  пауков   не  было  органов  чувств,  то  сделать  это  не  удалось  бы.  Значит,  в  этом  процессе  используются  рецепторы  и  обратные  связи,  востребованные  только  при  наличии  мозга.   Поэтому  попытки  объяснять  оперативное  поведение  особи  генетикой,  даже  и  с  привлечением  понятия  о  «Длинной  руке  гена»   кажутся  неуместными.   Генетика  формирует  только  инструменты,   использование  же  их  неподвластно  генетике.
                Предположим,  строители  передали  здание  парламенту,   оснастив  его  всем  необходимым  для  работы.  Вряд  ли, недостатки  законов,  утверждаемых  парламентом  можно  объяснить  недоработкой  строителей. 
Впрочем,  в  России  всё  может  случиться.  Это  особая  страна.
                МЭМы  оперативно  управляют  поведением  человека  вместе  с  его   сознанием.  Не  сознание  самостоятельно  управляет  поведением,   как  иногда  плагают,  оно только участвует  в  управлении  поведением  совместно  с  МЭМами,  локализованными  в  подсознании  и  бессознательном.  Это  же  можно  сказать  и  про  наших  «меньших  братьев».

У  человека    функции   управления   организмом  в  постэмбриональном  онтогенезе  гены   делегируют  МЭМам,   которые  становятся при  некоторых  условиях  репликаторами  культурной  эволюции.  МЭМы  несут  негенетические,   функциональные     адаптации,   созданные  отбором  в  социальной  среде. Культура  это  вся  информация,  освоенная  человеком,  передаваемая  из  поколения  в  поколение  негенетическим  путём.
                Здесь  надо  уточнить,  что  естественная  репликация  МЭМов  носит  горизонтальный  характер,  а  для  наследования(передачи  в  новую  популяцию)  нужно,  чтобы  она  имела  вертикальный  характер. Это  собственно  и  есть   упомянутое  условие.
                В  этом  случае  все  атрибуты  эволюции  культуры  окажутся  в  наличии  и  она  непременно  должна  начаться.   Пока  же    культурная  эволюция   среди  млекопитающих,  кроме  человека,  не  наблюдается.  Вот  когда  обезьяна  начнет  что-то  записывать,  можно  будет  сказать,  что  процесс  пошёл.

                СОЗДАНИЕ  ЧЕЛОВЕКОМ  ИНСТРУМЕНТОВ  КУЛЬТУРНОГО  НАСЛЕДОВАНИЯ.

                Напомню,  что  неживая  природа  просто  реагирует  на  изменения  среды  и  в   этом  заключается  её  способ  эволюционирования.  Живая  природа  реагирует  на  изменения  среды,    вырабатывая    адаптации  в  процессе  отбора,  чтобы  сохранить    гомеостаз,  т.е.  условия  своего  существования  в  определённых  рамках,  а   значит,  сохранить  и  жизнь.      Создание  адаптаций   и   наследование  их это  непременный  атрибут  эволюции  любой  жизни,  один  из  трёх  обязательных  атрибутов  эволюции. 
                Естественный  отбор  считается  единственным  процессом,  создающим  адаптации,  а  гены   единственным   инструментом  запоминания и  репликации  адаптаций.  Другие  способы  эволюционирования (поток и  дрейф генов,  мутации  и  др. )  не  создают  сами  по  себе  адаптаций.  Если  же  созданные  в  результате  генной  перестройки  изменения  генома  будут  одобрены  отбором,  то  они  закрепляются  в  геноме  как  адаптации.  Естественный  отбор  даёт  путевку  в  жизнь  всем  генным  перестройкам.      
                Запоминая  адаптации,  гены  создают  определённый  способ  наследования,  передачи  благоприятных  признаков особей  в  последующие  поколения  популяции.  Выяснением  правил  наследования  занимается  генетика. 
                Человек   единственный  вид,  создавший     инструменты наследования    культуры.     Речь  идет  о  наследовании  благоприобретённых  признаков,  опыта,  добытых  знаний,  усвоенных  норм  поведения  в  социальном  обществе.      Всякий  человек  знакомый  с  основами  генетики  сразу  скажет,  что  гены  не  могут  организовать  подобное  наследование.  Догмой  генетики  является  невозможность  наследования  приобретённых  признаков.   
                МЭМы  эту  задачу частично  решают.  У  млекопитающих,  благодаря  МЭМам,  становится  возможным    обучение  и  накопление  определённого  опыта.  МЭМы  являются  репликаторами  при  передаче  информации  внутри  одной  популяции,  т.е.  при  горизонтальной  передаче  информации.
                МЭМы  содержат  функциональные  адаптации,   а  они  генетически  не  могут  быть  переданы  в  следующее  поколение.  Когда  особь  умирает,  то  и  все  функциональные  адаптации  исчезают  вместе  с  ней.   Вертикальная  передача  информации  от  МЭМов (передача  от  поколения  к  поколению) впрямую  невозможна.
Для  МЭМов  не  существует  полового  процесса размножения,   сложного  процесса  мейоза,  который  собственно  и  обеспечивает  передачу генами  наследственной  информации   по  вертикали.   
                Аналогия.   Когда  компьютер  обесточен,  то  все  программы  в  оперативной  памяти  стираются.  Для  передачи  программ  в  следующие  сеансы  в  компьютере  служит  жесткий  диск, не  нуждающийся  в  питании  для  сохранения  информации.
                Человек  создал  развитый  язык  общения,   который  позволяет  изустно  передавать  информацию,  полученную  из  опыта,  в  виде   мифов,  преданий,  легенд,   верований  в  последующие  поколения.  Собственно  религия  и  представляет  набор  из  этих  ингредиентов.  Для  поддержания  этого  набора  на  плову  созданы  социальные  институты,   которые    с  помощью  изустно  передаваемых в  последующие  поколения сведений,  мифов  и  легенд  осуществляют  функцию  вертикального  реплицирования.

Религии  до  сих  пор  играют  важную  роль  в  современном  социальном  обществе,  хотя  физических  предпосылок  к  этому  не  видно.  Религия  как  фантомная  боль  в  пятке  давно  отрезанной  хирургом  ноги. 
                Архаичные  социальные  институты  создают  возможность  вертикального  реплицирования,  впрочем  давно  существовавших  взглядов.    Это в  основном  не  передача  свежего  социального  опыта,  нужного  для  построения  цивилизации,  но    зато  это   первые  инструменты  созданные  самим  человеком,  а  не  генами,  для  целей  наследования  культуры.
                Другой дополнительный  путь  освоения  возможностей  для  вертикального  реплицирования  культуры,  связан  с  появлением  письменности   в  том  или  ином  виде.  Её   можно  рассматривать  как  внешнюю  память,  аналог  жесткого  диска  компьютера.  Сначала  это   стены  пещер,  где  можно  было  выполнять  и сохранять  рисунки (наскальная  живопись).  Но    важнейшим    инструментом  следует  считать  появление  вслед  за  развитой  речью    письменности.   Попутно  возникают  и  материальные  носители  письма.  Дошедшие  до  нас  глиняные  пластины  и  берестяные  грамоты  стали  первым  подходящим  материалом.  Изобретение  бумаги  значительно  упростило  процесс,  сделало  его  более  удобным.  Древних  летописцев  надо  признать  носителями  первоначальной  системы  наследования.
                Бумага  и  книгопечатание   поставили  процесс  наследования  на  индустриальную  основу.   Появилась  возможность  управлять  городами  и  государствами  на  основе  издаваемых  указов  и  законов.  Происходит  эволюционирование  самих  правил  управления  большими  массами  людей,  что  равнозначно  установлению обновлённых  правил  искусственного   социального отбора.
Конечно,  люди  при  этом  становятся  менее  свободными,  заложниками  ими  же  созданных  правил  поведения.  Но  это  и  есть  прогресс.  Ведь  наиболее  свободным  был  Робинзон,  но  с  появлением  Пятницы  и  у  него  появилась  необходимость  о  нём  заботиться.
                Появление  телеграфа,  телефона,  почтовой  связи,  железных  дорог,   морского  транспорта, и,   наконец,  радио   позволили  охватить  средствами  коммуникации  весь  Земной  шар,  что  колоссально  расширило  возможности   культурного  наследования,   значительно  сблизило  удаленные  друг  от  друга  точки  земного  шара  и  каждого  государства.    Телевидение,  компьютеры  и  Интернет  завершили  процесс,  сделав  процесс  культурного  наследования  глобальным,   а  культурную  эволюцию  проникающей  во  все  уголки  Земного  шара.  Процесс  создания  цивилизации  принимает  глобальный  характер.  Ни  уйти,  ни  спрятаться  от  него  невозможно.
                Таким  образом,   созданная  человеком   система  наследования  основана  на сохранении  информации    на  внешних  носителях.   Тем  самым  МЭМы  получили  возможность  вертикального  наследования,  стали  полноценными  репликаторами  культуры.
 Реально  структуры  мозга  содержат в  себе  только  информацию,  которая  нужна  человеку  для  оперативного  управления  своим  поведением  в  социуме,  для   обмена  информацией  с  окружающими, процесса,  который  я  называю  горизонтальным  наследованием.

                ВЫВОДЫ.
 
 Культурная  эволюция  человека  стала  возможной,  привела  к  развитию  цивилизации  потому,  что  он  сам  создал недостающие Homo sapiens инструменты вертикального  наследования  культуры.  Таким  образом,  для  осуществления  культурной  эволюции у  человека оказались   полностью  все  три  составляющие  любой  эволюции  живого -  изменчивость (изменчивость  ментальности  в популяции),     МЭМы, как  фиксирующие  элементы  приобретённой  особью  информации  и  способные  к  отбору  и,  наконец,  инструменты  вертикального  наследования,  которых  нет  у  других  приматов,  но  которые вместе  с  социальным  отбором   сделали   культурную  эволюцию  реальностью. Этими  инструментами  стали  социальные  институты   и   создание  письменности.

                ОТВЕТ   Э.О.УИЛСОНУ
               
В  книге  «Социобиология: новый синтез»  Э.О. Уилсон,(ФОТО  ПЕРЕД  СТАТЬЁЙ)  который  считается  отцом  социобиологии, (Эдвард Осборн Уилсон родился 10 июня 1929 года в г. Бирмингем) задаётся    вопросом,   на  который  мы  попытались  здесь  ответить:
                «Какие особенности окружающей обстановки побудили гоминид адаптироваться иначе, чем других приматов, и начать их уникальный путь эволюции?».
                Адаптации    мозга,  как  в  морфологическом  так  и  в  функциональном  плане   выявили   для  гоминид  эффективность  развития  в  этом  направлении. Homo sapiens    являясь  по  своей  морфологии  недоразвитой  обезьяной,  в  силу  этой  причины  вынужден  был  развиваться  в  сторону   увеличения  разума,  создавая  предметы  для  охоты  и  выживания,  разрабатывая  тактику  охоты  и т.д.  так  как  это  обеспечивало
успешное  существование     Homo sapiens,    не  обладавшего  ни  большой  силой,  ни  быстрыми  ногами.    Эта  недоразвитость  вероятно  и  стала  побудительным  мотивом     для  включения  в  работу  мозгов,  что   позволило    осознать  преимущества  жизни  небольшими  племенами (социализироваться),  и  выработать продвинутый  язык  общения  для  обмена  информацией  между  собой.
                В  дальнейшем процессе  эволюционирования  разум  и  социализация  достигли  некоторого  критического  уровня,  позволившего  значительно   усовершенствовать  язык  общения,  а  затем  изобрести  и  письменность.  Причем  подобные  процессы  происходили  в  разных  изолированных  человеческих  популяциях,  что  доказывает  их  востребованность.  Далее  процесс  культурной  эволюции  принял   автокаталитический  характер.
                Была   постепенно  освоена    система  фиксации  приобретённой  информации  на  внешних  носителях,  которая  создала  для  культуры  возможность  наследования.  В  виду   наличия  двух  других  атрибутов  эволюции (изменчивости  и  горизонтальных  репликаторов  -  МЭМов)  культурная  эволюция  Homo  sapiens   стала  неизбежной  под  давлением  естественного  отбора.
                У  приматов  есть  2,5  атрибута  для  культурной  эволюции,  а  системы  вертикального наследования культуры  на  внешних  носителях  нет.  За  Половину  атрибута  я  считаю  МЭМы,  которые  могут  реплицироваться  горизонтально,  но  вертикальной  поддержки  не  имеют.   Поэтому  приматы  остановились  в своём культурном  развитии  на  некотором  уровне,  обеспечивающем  им  сносное  существование.

                Инструменты,  для  организации  вертикального  наследования,  человек  создал  сам  в  ходе  эволюционного  развития.  Не  труд  или  прямохождение,   как  писал  Ф. Энгельс,  превратили  обезьяну  в  человека,  а  созданные  человеком  инструменты  наследования  культуры, прежде  всего  развитая  речь  и  письменность,   которые  сделали  культурную  эволюцию  неизбежной.
                Если  сейчас  мысленно  отнять  у  человека  все  средства  коммуникации,  то  он,  вероятно,  быстро  впадет  в  первобытное  состояние,  ведь  все  человеческие  адаптации  закреплены  в  культуре,  которая  без  обмена  информацией  немыслима.

               


Рецензии