О книге Валерия Медведева До свадьбы заживёт

ЛЮБОВЬ ДО КРИМИНАЛА ДОВЕДЁТ

Нынешние ребята очень любят читать весёлые книжки, чтоб было смешно и занимательно, да чтоб была возможность поразглядывать нарядные картинки. А если есть спрос, то есть и предложение. На свет появляется великое множество весёлых рассказов и повестей о школе, о современной детворе. Беда только в том, что многие книги хоть и веселы, но пусты: кроме хохмы там ни мысли, ни чувства, ни авторской идеи.

А вот старые добрые советские книги даже и развлекая, учат детей быть настоящими людьми – добрыми, умными, чуткими, неэгоистичными.

Такова и книжка Валерия Медведева «До свадьбы заживёт. Повесть о самой первой любви» (раньше она называлась«Непохожие близнецы»). Автор широко известен своим произведением «Баранкин, будь человеком». Но и рекомендуемая книга очень остроумна и занимательна, от неё просто невозможно оторваться. Полёт авторской фантазии, умение придумать закрученные, неординарные ситуации вызывает восхищение. При этом характеры героев, их взаимоотношения, чувства, мысли, авторский взгляд на события – всё это выписано рельефно и неравнодушно. Оттого и читатель хохочет, переживает, волнуется, беспокоится за главного героя, думает и фантазирует вместе с ним.

В дачном посёлке живут два брата-близнеца – Лёшка и Саша Завитайкины. Внешне они абсолютно похожи, но совершенно разные по характеру и поведению. Даже мама различает братьев только по их делам. Саша – прямо-таки идеальный ребёнок. Он хорошо учится в школе, помогает маме по хозяйству, всегда вежлив и ведёт себя примерно и чинно. Словом, про такого мальчика читать не очень интересно: с ним никогда ничего не случается. Но о нём в повести – два слова. А вот его братец Лёшка достал всех своими проделками: его в посёлке называют шелопутом и шкодником, иногда он попадает в милицию или получает доской по голове, но всё равно не унимается. Ему открыто говорят: «С тобой все мучаются: и родители, и школа, и весь дачный посёлок». А Лёшке хоть бы что. Брат Саша даже хочет сделать себе пластическую операцию лица, чтобы на Лёшку не походить…

Вот только все Лёшины выкрутасы идут не от злости, наглости и тупости, а от безудержной фантазии и удивительных выдумок, которые не дают мальчишке спать спокойно. Любую свою фантастическую задумку он желает воплотить в жизнь. Именно поэтому он интересен и симпатичен читателям.

А уж если случилось так, что он влюбился в соседскую девочку Таню Кузовлёву, а она не обращает на него никакого внимания – тут уж творческая энергия Лёшки начинает бить ключом – только бы Танечка его заметила и оценила. И рождается грандиозный план: похитить у родителей себя самого, а потом попросить выкуп, написав письмо левой рукой от имени неведомых злоумышленников. И всё ради того, чтобы прославиться. В посёлок понаедет милиция с овчарками, корреспонденты из газет и телевидения, все соседи высыплют на улицу, в газетах появятся портреты похищенного, а затем найденного мальчика. Чтобы Таня наконец поняла, какой он необыкновенный парень. А о чувствах родителей, получивших такое письмо, он как-то не задумывается, поглощённый мыслями о своей первой любви. Не думает парень и о возможной уголовной ответственности, а зря…

Для воплощения в жизнь этого хитроумного плана нужно искать сообщников. И Лёша встречается с разными ребятами посёлка. Вот тут-то и выясняется, что многие из них интересны, талантливы, необычны и достигли успехов не какими-то дурацкими проделками, а упорными занятиями любимым делом. Например, Антон Дерябин – отличный пианист и большой эрудит, а Серёжа Мешков в совершенстве знает английский язык. Они-то как раз и думают, что славы можно добиться своими личными достижениями – сделать что-то выдающееся, добиться спортивных рекордов, писть стихи, мастерски играть на музыкальных инструментах… И, ясное дело, в сообщники Лёшке эти ребята не годятся. Мешков даже говорит ему назидательно: « Ай лав ю (то есть «я люблю тебя» - Е. Ш.) должно вдохновлять человека на благородные дела и поступки, а не на воровство!..»

Но есть в посёлке и мальчишки, которые особых симпатий не вызывают и вполне могут ввязаться в эту авантюрную историю. Например, недалёкий и глуповатый любитель детективов и криминальных сериалов Николай Тулькин, которому лишь бы личную выгоду словить да покрасоваться своими знаниями заправского сыщика – соглашается поучаствовать в Лёшкином «похищении века». И Николай Сутулов – неотёсанный и жестокий юноша - не отказался бы от такой забавы, да вот беда – числится главным Лёшкиным врагом: регулярно даёт ему подзатыльники, угрожает приёмами самбо да ещё сам надеется завоевать сердце Танечки Кузовлёвой с помощью накладной бороды.

Вот на фоне этих двух неприглядных персонажей и становится ясно, что Лёшка Завитайкин – личность всё-таки привлекательная и неординарная. Оказывается, он регулярно читает научно-познавательные журналы, типа «Техника – молодёжи», откуда во многом и черпает свои невероятные идеи. Он неравнодушен к творчеству Пушкина и непрочь записать из него цитатку-другую. Пишет он, кстати, без ошибок. Вот только мало думает до поры до времени о других людях: каково терпеть его проделки приятелям и соседям, комфортно ли брату жить рядом с ним. И главное - что будут ЧУВСТВОВАТЬ мама и папа, когда узнают о «похищении» сына, какую боль они испытают. Кстати, я считаю, что автор недостаточно внимания уделил этому последнему вопросу – Лёшка так и не задумался о родителях до самого конца повествования. Впрочем, «детектив» Тулькин не замедлил пошантажировать Лёшку такими словами: «Сфотографируем тебя утром и подпись сделаем: «бессердечный парень, который украл себя за деньги у своих родителей!»

Когда же в полную силу начинает раскручиваться история с похищением, сюжет развивается стремительно, непредсказуемо и очень остроумно. Читатель ни за что не догадается заранее, чем же дело кончится. Его ожидает сюрприз за сюрпризом и все – смешные. Но в это же самое время Лёшкина душа просыпается, наконец, для добрых мыслей и добрых чувств. Когда он узнаёт, что Сашу могут побить из-за его, Лёшкиных, выходок, он решает вступиться за брата и помочь ему. А также благородно собирается не допустить, чтобы Саша делал пластическую операцию на лице. Лёшка сам готов на это, раз уж брат не хочет на него, безобразника, походить. То есть братские чувства вдруг включаются в полную силу. Саша рад и удивлён, но при этом мудро замечает, что проще будет изменить свой характер, чем лицо.

И самое главное, что Лёшка делает для Саши: видя, что любимая девочка Таня Кузовлёва испытывает симпатию вовсе не к нему, а к брату, - он решает оставить борьбу за свою любовь (ради которой вся каша и заваривалась) и предоставить Саше встречаться с Таней. Он решает это с горечью, но без злости и обиды, без желания мстить, задавив в себе чувство ревности. Как в старой песне: «А если случится, что он влюблён, а я на его пути, уйду с дороги, таков закон: третий должен уйти». Вот это и есть настоящее благородство: пусть будет хорошо близким людям. Кстати, Таня это оценила, сказав про Лёшку: «Это просто замечательно, что на свете есть такие мальчишки… иначе можно было бы просто умереть со скуки». Но при этом в кино она пошла с Сашей – парнем спокойным, умным и положительным во всех отношениях. Таких вот и любят девчонки…

Конец этой весёлой повести, как ни странно, очень грустный. Уходят Таня и Саша, а Лёшка вдруг понимает, что он любит их обоих «как сорок тысяч братьев», но у него при этом «болит». Что болит? Душа, наверное. Она плачет о несбывшейся любви… И, может, будет болеть всю оставшуюся жизнь. А, может, до свадьбы заживёт…


Рецензии