Два полотенца ручной работы

Уже много лет в моём доме, в глубине платяного шкафа, хранятся два полотенца. Их подарила мне мама после моей свадьбы. В тот день она встречала нас хлебом-солью, и на блюде было одно из этих старинных полотенец. Какое из двух? Пожалуй, то, что новее и по размерам больше. Помню, что полотенце было очень большое.
Мамы уже второй год нет с нами. Но несколько лет назад я кратко, с её слов, успела записать их историю. Теперь понимаю, что нужно было расспросить подробнее, но…

***

Записано со слов Александры Леонидовны Мешковой в 2014 году.
«Полотенце – свадебный подарок старшей дочери, переходит из поколения в поколение.
Эти полотенца - из приданого мамы (Анны Петровны Мешковой (урожд. Шевелёвой) – В.Т.).
Холст ткала, возможно, бабушка Екатерина Никитична Шевелёва. Она же и вышила одно из полотенец. Я так думаю, потому что мамина свекровь (Агафья Васильевна Мешкова (урожд. Карташова) – В.Т.) вышивать не умела.
Другое вышивала мама. Подзоры вязала крючком тоже она в 1920-30-х гг.
Когда я выходила замуж, мама передала эти полотенца мне, как старшей дочери. Теперь они у тебя должны быть».
 
***

Анна Петровна, моя бабушка, была младшей дочерью Петра Егоровича и Екатерины Никитичны Шевелёвых. Оба родителя умерли от тифа в 1919 году. Анна Петровна вышла замуж уже после их смерти (сохранилось свидетельство о браке от 21 января 1921 года - В.Т.).
Возможно, её приданое к тому времени было готово и лежало в сундуке.

Их старшая дочь Вера была замужем, и мать, конечно же, дарила полотенце ей на свадьбу. Вера умерла через несколько лет после родителей. Можно даже предположить, что свадебное полотенце вместе с другими вещами Веры (маловероятно, но…) вернул Анне Петровне муж (вдовец) Веры.  Их дочь умерла в младенчестве, передавать было некому.
Вполне вероятно, что мать готовила такие полотенца обеим дочерям, а не только старшей. Но для младшей вышить не успела, умерла, когда  Анне, моей бабушке, было 16 лет.
 
Это я сейчас пытаюсь ответить на вопрос, почему два полотенца, а не одно, моя бабушка передала моей маме. Ведь мамина младшая сестра Зоя вышла замуж раньше старшей года на три или четыре. Не сомневаюсь, что их тоже родители встречали по традиции хлебом-солью, но на каком полотенце?

***

Оба полотенца из плотной холстинной ткани (лён?).  На обоих узор вышит красными и чёрными шерстяными нитками, по обоим краям каждого – вязаные из белых хлопчатобумажных ниток подзоры – рисунок разный.
 
На более старом (размеры 195 х 35 см) вышиты розы двойным или болгарским крестом (или так называемым бабушкиным крестиком) – нижние два фото.

На другом полотенце (размеры 220 х 35 см) – геометрический рисунок тоже в виде цветов, но вышит в технике глади (два фото вверху).  Очень похоже, что вышито на швейной машине (у бабушки была швейная машина фирмы "Зингер", наследство от её матери). Рисунок с изнанки повторяет рисунок на лицевой стороне полотенца.

***

Мои предки - женщины из рода Шевелёвых, коренные сибирячки - издавна занимались рукоделием: пряли, ткали, шили, вышивали, вязали. Как умели, украшали свой быт.
Готовили приданое дочерям, и дочери сами принимали в этом активное участие, и наполнялись сундуки красивой одеждой, постельным бельём, шалями-полушалками.

Моя бабушка Анна Петровна Шевелёва после смерти родителей считалась богатой невестой: дом, лошадь, корова, другая мелкая живность. После замужества и рождения старших детей (первая половина 1920-х годов), практически всё было съедено, продано, обменено. В том числе и содержимое того самого сундука с приданым.
А полотенца, как память о своей матери, бабушка сохранила и передала своей старшей дочери, моей маме, которая, в свою очередь, передала их мне.

Почему я сейчас вспомнила о них,  разыскала в шкафу, набитом нужными и ненужными вещами, сфотографировала, набрала на компьютере пояснительный текст, распечатала и снова положила семейную реликвию вглубь полки, но теперь уже вместе с этим текстом? Для кого это? Дочерей у меня нет, передать некому. У моей младшей сестры тоже один сын.

Наверное, художественной ценности эти изделия первой четверти ХХ века не представляют. Когда искала в Интернете похожие вышивки, обнаружила лишь одну картинку, где были похожие цветы.
 
Зато увидела множество других искусно выполненных вышивок мастериц разных национальностей и разных времён. В том числе прекрасные вышивки на полотенцах. Разнообразные узоры вышивок символичны, многие пришли из глубоких времён язычества. Конечно, это часть культуры народов многонациональной нашей Родины.

Как хорошо, что наши современницы продолжают эти народные традиции рукотворчества. Пусть не шедевры, пусть для себя и своей семьи, но с какой любовью они выполнены и с какой гордостью выставляются в социальных сетях.

Всё-таки, наше время даёт прекрасные возможности для разнообразного творчества. И пусть Интернет нам будет в помощь. Но жизнь – больше.


Рецензии
Вера, прочла с удовольствием. У меня тоже сохранились несколько таких вещиц. Внушаю Илье, что это родовая память.

Наталья Еремеева   22.04.2018 06:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа!
Благодарю за со-трудничество в со-хранении родовой памяти.
С любовью,

Вера Третьякова   22.04.2018 19:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.