Лиза. Часть 23

Она вошла в комнату, застенчиво улыбаясь, придерживая пышную юбку нарядного светло-голубого платья, в которое успела переодеться после нашей прогулки. Увидев сидящего на стуле отца, Лиза ничуть не удивилась и не смутилась, словно знала о его присутствии, лишь быстро глянула на меня, пытаясь понять, о чём мы только что беседовали, и вновь обратила взгляд к отцу, поправив кончиками пальцев прежние бирюзовые бусы, надетые поверх кружевного воротничка.

-- Прошу простить, папенька. Мама Вас по срочному делу спрашивает и Лука Тимофеевич с донесением важным дожидается.

Её милый, очаровательный голос заставил позабыть о серьёзных мужских разговорах и улыбнуться в ответ так же мило и очаровательно. Мы неожиданно переглянулись с Яковом Ивановичем и я вдруг со всей ясностью понял, что он хотел сказать мне этим мимолётным взглядом.

Нет, не существует в мире препятствий, которые мы не в состоянии преодолеть, и не придуманы ещё законы, которые нельзя обойти ради одной лишь счастливой улыбки нашей Лизоньки, которую мы оба любим всем сердцем и ради этой любви готовы на всё, не взирая ни на какие препятствия. Ведь даже самый строгий закон, предписывающий кому сколько жить и когда умирать, оказался бессильным против настоящей любви.

Едва Яков Иванович, бросив на дочь добродушно лукавый взгляд, вышел из комнаты, Лиза подошла ко мне и, прижавшись к груди нежными ладошками, торопливо поцеловала.

-- Истосковалась. Сил моих более нет...

Мои ладони уже скользили по матовой, шелковистой ткани, туго обтягивающей тонкую талию.

-- Лизёнок, милый мой! Как же ты прекрасна в этом платье и как я соскучился по тебе.

Нутро изнывало от жгучего желания обнять её всю и крепко прижать к себе, но в последнюю секунду Лиза отстранилась, кинув красноречивый взгляд на оставшуюся распахнутой дверь.

-- Не надо, прошу Вас... Не дай Бог, папенька вздумает воротиться...

Я улыбнулся, не став противиться её опасениям.

-- Яков Иванович всё уже знает о нас. Я рассказал ему только что. Он обещался помочь мне и ни в чём не перечить.

От этих слов Лиза засияла ярче полуденного солнышка.

-- Господи! Георгий Яковлевич! -- она вновь прижалась разволновавшимися губами к моим губам и отошла в радостном смятении, -- Позвольте я пойду. В обед свидимся. Не долго уж...

Она выходила за дверь, когда мой взгляд упал на коробку с бритвой, и я почему-то решил обратиться с этой маленькой, житейской просьбой именно к ней.

-- Лиз, мне надо побриться. Попроси кого-нибудь принести горячей воды.

Она обернулась и словно взлетела под небеса счастливым голубым облачком.

-- Непременно, миленький мой! Сию же минуту! Пришлю к Вам свою Агафью!

Не в силах совладать с бурлящими внутри чувствами, я подошёл к окну. Хотелось распахнуть его настежь, раскинуть руки, вдохнуть полную грудь прозрачного, морозного воздуха и закричать, чтобы слышали все, вся округа и весь Божий мир до самых небес, как я люблю её!!!

Агафья осторожно внесла довольно большой керамический горшок, парящий кипятком и обёрнутый сложенным в несколько слоёв рушником. Поставив его на туалетный столик, она быстро прошмыгнула с опущенной головой к выходу, но вдруг остановилась напротив меня, тут же, не говоря ни слова, упала на колени и, схватив мою руку сильно нагретыми о горшок ладонями, исступлённо прижала к замершим в поцелуе губам. Я опешил от неожиданности и ещё сильнее от странности её поступка.

-- Агаш! Ты что?

Она отпустила руку, но с коленей не встала, лишь согнулась ещё сильнее, склонив темноволосую голову до самого пола, и затараторила без остановки.

-- Не прогневайтесь, барин, то от сердца, по веленью души, за барышню мою, Лисавету...

Я не знал, что сказать и как повести себя в столь неожиданной и неловкой ситуации?

-- Встань немедля!

Девушка покорно встала, но взгляд от пола не подняла, продолжая говорить всё также торопливо.

-- Дай Бог вам счастья да век на двоих долгий. Евдоха сказывала, Вы в самую бурю шли снадобье принесть, коней с повозкой потеряли, поклажу всю, да сами-то чудом не сгинули...

Я вспомнил, как улыбался Агафье Яков Иванович, и сам невольно улыбнулся простодушной искренности её слов, сказанных от чистого, преданно любящего сердца

-- Любишь барышню?
-- Люблю, дай Бог ей доброго здравия... И Вам...

Она перекрестилась и, словно дикая черноглазая кошка, стремительно проскользнула в дверь, мягко застучав по коридору срывающимися на бег шагами.

***

Большая зеленоватая бутылка оказалось удивительно похожей на хорошо знакомые бутылки импортного шампанского. Не хватало лишь красочных этикеток и непременной серебристой фольги вокруг горлышка. Яков Иванович, стоя у стола,  долго счищал с круглой пробки сероватый воск и аккуратно разматывал плотную верёвочную обвязку. Сердце вздрогнуло от привычного хлопка, словно давнее, невероятно далёкое прошлое решило вдруг напомнить о себе прежними новогодними застольями и холостяцкими похождениями. Я тряхнул головой, отгоняя ненужные здесь и сейчас воспоминания.

Хозяин наполнил весело шипящим вином пять высоких бокалов, щедро пролив драгоценный напиток на круглый серебряный поднос. Подняв ближний к себе бокал, он подождал пока  все затихнут и торжественно повернулся ко мне.

-- Здоровье нашего дорогого гостя, волей  Божьей посланного к нам и свершившего великое чудо! -- он почтительно склонил передо мной седую голову, протягивая бокал, -- Ваше здоровье, Георгий Яковлевич!

Екатерина Дмитриевна и Софья почти одновременно повторили за ним "Ваше здровье!". Лиза, как вторая и не менее главная виновница этого семейного торжества, чуть задержалась и, не отрывая от меня счастливых глаз, протянула запотевший, искрящийся весёлыми пузырьками бокал.

-- Ваше здоровье, Георгий Яковлевич...

Я улыбнулся, благодарно кивнув в ответ.

-- Ваше здоровье, Елизавета Яковлевна...

Прохладное, поистине роскошное шампанское разливалось по телу приятной волной, кружа наслаждением голову и наполняя душу весёлым, искрящимся счастьем. Лиза сидела напротив меня, смущённо трогала раскрасневшиеся щёчки и радостно улыбалась, окидывая всех таким же счастливым взглядом.

Разговор начался со здоровья Лизы, с того, что все утренние волнения оказались к великому счастью напрасными, что Лизонька нынче весела и прекрасно выглядит. Но, едва унесли поднос с пустыми бокалами и на белоснежный фарфор тарелок легли сочные, истекающие горячим, ароматным жиром котлеты, все тут же заговорили о главном, чем были заняты весь день после внезапного приезда гонца.

Яков Иванович повторил не столько для меня, сколько для Лизы, кому из родственников и соседей разосланы приглашения. Лиза спросила о неназванных Пестовых и Екатерина Дмитриевна с некоторым сожалением разъяснила, что приглашение её сестре и остальным Пестовым отсылать не стали, поскольку до Милино далеко и вряд ли важная генеральша Варвара Дмитриевна сможет быстро собраться, чтобы поспеть к сроку, даже если наказать посыльному гнать коней без единой остановки.

Названная фамилия показалась вдруг очень знакомой и не так давно отложившейся в памяти. Я уже понимал, что Екатерина Дмитриевна была до замужества Пестовой, и пытался вспомнить беспечно расслабленными мозгами, откуда я запомнил эту фамилию? Воспоминание пришло само собой, словно щёлкнувший в голове выключатель осветил некогда знакомые закоулки. Всплыл Тургенев и "Дворянское гнездо", аудиозапись которого около года назад слушал несколько дней подряд во время обеденного перерыва. От странных, удивительных совпадений сердце охватило волнением. Ведь главную Тургеневскую героиню тоже звали Лизой. Я попытался вспомнить фамилию. Лиза... Лиза Калитина... Кажется, Калитина. А мама её звалась в девичестве Мария Дмитриевна Пестова. Это я вспомнил вдруг совершенно точно. Все перипетии сюжета стёрлись в памяти, но главный герой - он был женат и тоже далеко не молод! Я попытался вспомнить как его звали, но вспомнилась одна лишь звучная фамилия - Лаврецкий. Да, хоть совпадения выглядели весьма условными, очень уж расплывчатыми и мало с чем совпадающими, но даже сам факт, что Тургеневу отчего-то пришло на ум написать о девушке по имени Лиза и о её любви к немолодому женатому мужчине заставлял сердце волноваться в поисках каких-либо подтверждений или самых железных опровержений.

Улучшив момент, я спросил Екатерину Дмитриевну, есть ли у неё сестра или родственница по имени Мария Дмитриевна Пестова? Она тут же глянула на меня с удивлением и волнением.

-- Да, была сестра, Мария Дмитриевна, она умерла в двадцать втором году, двадцати семи лет от роду, Царствие ей Небесное, -- Екатерина Дмитриевна, склонив голову, перекрестилась,-- Вы что-то знаете о ней?

Все уже с любопытством смотрели на меня и я, перебарывая неожиданное волнение, не знал, что теперь говорить? Тургенев напишет свою историю лишь через десять лет. Выходит, всё это, действительно, самое обычное совпадение? Слава Богу! Я деликатно извинился, сказав, что по всей видимости ошибся, но Екатерина Дмитриевна уже принялась подробно рассказывать, глядя в мою сторону, что Маша была замужем за князем Горчаковым и оставила ему двух дочек - Сашеньку и Любиньку. А старшая Сашенька родилась аккурат на два месяца раньше нашей Лизы. Теперь уж точно не оставалось никаких сомнений в том, что Тургенев напишет о другой Марии Дмитриевне Пестовой или вовсе выдумает её в своём воображении, как немолодого Лаврецкого и юную Лизу Калитину, и я вздохнул с облегчением, вспоминая, как по-Тургеневски грустно закончится эта история.

Я понимал, что, начав разговор, должен хоть чем-то его закончить, но вести рассказ о будущем не хотелось. Я спросил, знакомы ли им Тургеневы, те, что живут ныне в Спасском-Лутовинове? Яков Иванович и Екатерина Дмитриевна, не сговариваясь, деликатно и весьма многозначительно улыбнулись.

-- Слухов о Варваре Петровне немало пущено. Да слухам людским верить негоже... Пять тысяч душ её у многих бельмом на глазу сидят.. -- Яков Иванович замолчал, давая понять, что не собирается пересказывать их даже для меня.

Я понимающе кивнул, рассказав в двух словах, что сын Варвары Петровны, Иван Сергеевич, напишет роман, где одной из героинь будет некая Мария Дмитриевна Пестова, но теперь уж ясно, что это вовсе не сестра Екатерины Дмитриевны.

-- О чём же роман? -- поинтересовалась вдруг Лиза.

Я лишь лукаво улыбнулся в ответ.

-- Я думаю, мы вскорости сами об этом прочтём...

======================================
Часть 24: http://www.proza.ru/2018/07/06/1013


Рецензии
О, а вот и Дворянское гнездо! Обязательно съезди туда по весне, Элем, сейчас там неуютно, а весной дивно будет. Опечатки ты сам отыщешь, мне парочка на глаза попалась. Хорошо знакомые герою бутылки импортного шампанского повеселили, парень не промах)))
А вообще радуюсь каждой новой части, написанной тобой, и изумляюсь, насколько ты проникаешься атмосферой того времени. Иногда кажется, что герои чересчур экзальтированы, но вспоминаю истерических мужчин Достоевского и понимаю, что твои ещё очень даже сдержанные :-)

Мария Евтягина   15.02.2018 13:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Маш. Может, съезжу туда.
Да, парень точно не промах. Фраза в самую точку)))

Элем Миллер   15.02.2018 14:06   Заявить о нарушении