7. 2 Сознание. Трансвербальность

Образное видение: трансвербальность

   Воображение (образное видение) и фантазия (первичный процесс) – что это, просто невротическое сновидение наяву или же это сверхинтуитивная  форма познания, раскрывающая высшие уровни реальности? Фантазия бывает низшая, она склонна удерживать сознание в короткозамкнутой петле вокруг телесной самости, и высшая, направленная не назад к инстинктам, а вверх, к высшим формам бытия и осознания. Индивид в состояние кентавра завершил  формирование языка и концептуального (система взглядов) мышления; трансформировал инфантильные (детские) желания тифона в более социально согласованные формы.
 
   Чем отличаются низшая и высшая фантазии. И низшая, и высшая фантазия возникают в результате представлений. Но основа этих представлений у них разная, в зависимости от уровня достигнутого сознания. В высшем уровне символы связаны со словами, в низшем с телом. Процесс фантазирования служит переходом (и символом трансформации) от экзистенциональной области к трансперсональной.
 
   Мирча Элиаде пишет: «Символическое мышление не является исключительно привилегией ребёнка, поэта или неуравновешенного ума: оно единосущно с человеческим существованием и приходит раньше языка и дискурсивного (основанного на логическом рассуждении) рассудка. Символ раскрывает определённые аспекты реальности – её глубочайшие аспекты,  которые не поддаются другим средствам познания. Образы, символы и мифы не являются безответственными порождения психики; они  отвечают определенной потребности и выполняют свою функцию – проявлять самые сокровенные формы бытия».
   
   Возможен ли возврат на животную эволюцию человека (стадию телесной самости) или нисхождение к глубочайшим источникам органической жизни (уроборически-репетильным)? Часто при помощи образов и символов, которые вступают в игру, человек заново вступает в райскую стадию первозданной человечности … в утраченный рай. Этот потерянный рай первичен не по времени, а по глубине. Мирчей Элиаде и другие считают образное видение, высокую фантазию  и интенциональность не низкой, а высшей формой познания, выходящей за пределы как инфантильного первичного процесса, так и вторичного процесса вербального рассуждения. Творчество – один из высочайших у людей и наиболее ценных процессов – является синтезом первичного  и вторичного  процессов, а потому выходит за пределы ограничений того и другого. Из этого следует, что существует довербальное (первичный процесс) и вербальное (вторичный процесс), а выше них и за их пределами  существует магический синтез, трансвербальное: интенциональность (центральное свойство человеческого сознания), высокая фантазия и образное видение».

Источник информации книга «Проект Атман» Кена Уилбера.


Рецензии