Кривоведение

                СЛОВО И КРАЕВЕДЕНИЕ

                Как и у других участников краеведческих чтений, время общения с вами у меня тоже строго ограничено. В связи с этим я заранее приглашаю всех вас на мою страницу Вконтакте. В течение уже многих лет я веду здесь рубрику «Кривоведение».Слово это я придумал сам, и оно является антонимом к слову «краеведение».Таким образом, я намеренно ухожу от первого – научного уровня. чтобы иметь возможность непредвзято высказывать свою точку зрения и версии на историю древнего Пудожского края.
               Краевед прежде всего должен быть буквоведом и даже буквоедом. Попробую пояснить это на моей конкретной языковой практике, тем более, что тема моего выступления «Слово и краеведение».
               Начать хотелось бы с героя моей первой повести «Доверие», который Карелию называет Акварелией. Тем самым он подчёркивает водный характер нашей северной территории. И действительно, Республика Карелия очень богата озёрами, реками и болотами. Водная поверхность занимает немалую часть лесной нашей территории. Не случайно Олонецкая губерния входила в состав так называемого Озёрного края.
                Герой повести «Доверие», о котором я упомянул, всю свою сознательную и профессиональную жизнь поклоняется воде. Она для него является божеством. Богом. Он только что на неё не молится.
                Вода – удивительное вещество и творение природы.
                Естественным было бы от воды непосредственно перейти к реке Водле, на возвышенном берегу которой и находится город Пудож. Именно с этой  русской рекой и связано его название. Оно происходит от вепсского слова pudas, а по-карельски звучит «пувас».В переводе на русский язык означает «рукав реки». «протока», «залив».
                Это подтверждает и моё «кривоведение» на примере другой реки, которая вытекает из реки Водлы и впадает в неё. Называется она Журавка. Предыдущий оратор краевед  В.Н.Смирнов обратил наше внимание на разное правописание названия этой реки. Когда-то оно писалось так: Ж/а/равка. Если и дальше продолжить буквоизменения в названии реки, что в моём «кривоведении» называется комбинаторикой, то мы получим следующее:Куравка-Рукавка-Рукав. Что и требовалось доказать. А если есть рукав, то естественно предположить, что должна быть и рука. И такая рука как бы всевышнего имеется на гербе города Пудожа. Она простирается из небесного облака/тучи/ и держит щит. Это повторяется верхняя часть олонецкого герба. Нижняя часть герба города Пудожа непосредственно относится к самому этому городу. На ней помещены три пучка льна, которым так славился в былые времена Пудожский край. И даже занимал призовые места на мировых выставках. Если рука, щит и облако олицетворяют собой небеса, небесное пространство, то символом земли и земледелия пудожского «земледельческого народа», в частности льнопроизводства, являются именно три пучка льна.
                Хотелось бы дальше продолжить тему взаимодействия неба и земли, связанную с гербом города Пудожа. Моё «кривоведение» невольно обратило внимание на тот любопытный географический факт, что большинство населённых пунктов, расположенных вдоль реки Водлы, в своём названии имеют буквосочетание на «во». Для примера назову п.Бочелово, д.Семёново, д.Харлово, д.Уржаково, д. Гурьево, д.Колово,п.Колово. На последних двух названиях остановлю своё особое внимание. И связано это с одним очень важным для славян символом – коловрат или коловорот.Другим словом, колово + рот, коло+ворот,коло+водо+рот, коло+водо+ворот. Иначе говоря, славянский знак коловрат означает не что иное как круговорот воды в природе, то есть вечное и живое движение. Вода с поверхности рек, озёр и болот испаряется на небо/воздух/, а потом обратно возвращается  на землю в виде различных атмосферных осадков. Имеются в виду прежде всего дожди, которые, согласно  моего «кривоведения», как бы напрямую связаны с названием города Пудожа. Вот как это выглядит: Пу+дож + ди /дь/, дож+ди. Если при этом учесть название города Пудожа от реки Водлы, то есть от воды, то данная точка «кривоведения» вполне обоснована и не является такой уж мистической и фантастичной.При этом нельзя забывать,что вода испарилась из той же реки Водлы,и возвращается по кругу славянского коловрата с неба/облака,тучи/ на Пудож,но уже в качестве другой природной формы - дождя,другими словами, в виде атмосферных осадков, то есть - ливней.
                Не случайным является и широко известное рыбье прозвище пудожанина - налим.
                У города Пудожа есть ещё одно название - Пудога.На мой взгляд,оно является сложным словом и состоит из слов:путь-дорога,Пудожская дорога.Понятно, о какой именно  дороге в переносном смысле данного слова идёт речь,если напомнить о гербе Пудожа,славянском знаке коловрате и круговороте,кругообороте,круго-водо-вороте воды в природе,о чём я говорил выше.
                Через Пудож также проходил торговый водный путь-дорога из Новгорода на Белое море,то есть в Европу.Параллельно данному маршруту идут герои романа Е.С.Рысс "Шестеро вышли в путь".               
                Русские слова Вода, река Водла и город Пудож имеют один и тот же корень – «о», который напрямую связан с кислородом и химической формулой воды – H2O.
                Из школы нам хорошо известно, что тело человека на 70 процентов состоит из воды. Это подтверждают и такие фамилии, как Воднев, Водянов, Вассерман, Водяной, то есть люди воды или «люди дождя».Кстати, есть и такое мифическое болотное существо, как водяной.
                Можно сослаться и на такие очень опасные человеческие заболевания людей, как водянка, обезвоживание.
                После воздуха/кислорода/ вода стоит на втором месте для человека в качестве постоянного и необходимого естественного продукта питания, которым он,по своей наивности и невежеству, не придает особого значения.               
                Корень «О» находится и в таком слове, как woman.

                /Выступление местного пудожского писателя В.А.Насонова на Краеведческих чтениях «Земля древняя-земля Пудожская», которые организовала 15 февраля 2018 года Пудожская центральная районная библиотека/.


Рецензии