Прозрачный квадрат
Не успел Кокушкин проснуться, как услышал голос жены: «Васенька, завтрак готов, вставай, а то оладушки остынут». «Какая она внимательная и заботливая, – подумал он, – надо же». Позавтракав и поцеловавшись с женой, Василий отправился на работу. Там начальник отдела сразу же пригласил его к себе.
– Ну как дела, Кокушкин? Нормально? Ну и ладненько. Ты молодец. Недавно у нас работаешь, а уже проявил себя с хорошей стороны. Будем реагировать – зарплатку подымем, да вот место завсектором у нас свободно. Так что иди и дерзай дальше.
Когда он выходил от начальника , секретарша Инга шла навстречу и, вроде бы, случайно его задела.
«Таким бедром трудно не задеть», – подумал Василий.
– Ах, извините, Инга Анатольевна.
– Ничего страшного Базилио, как дела?
– Спасибо, вот начальник похвалил.
– Очень рада за вас, – сказала она и неожиданно положила ему на плечо свою красивую белую мягкую руку.
– Какой же ты Базиль, всё-таки, скромный и нерешительный.
– Вот те на, а как же жена? – подумал Василий. И тут он услышал голос жены: « вставай, хватит валяться» и проснулся во второй раз уже на самом деле.
– Сколько можно копаться? Чем ты там занимаешься?
– Так на работу же собираюсь.
– У тебя, что крыша поехала? Какая работа, сегодня же суббота. Ты что, окончательно сбрендил?
– А верно, суббота. Хорошо, тогда вот порисую что-нибудь. А что ты все так ругаешься?
– А потому, что толку от тебя никакого. Что ты там порисуешь? Кому это надо? Вот лучше бы сыном занялся. Наконец, поинтересовался бы…
– Так я же интересуюсь, я же все время…
– Как же, интересуешься ты. Бедный мальчик совсем один. Никто им не занимается. Никто его не воспитывает.
– Так я, пожалуйста…
– Вот и сходи с ним куда-нибудь, например, в Русский музей. Пусть мальчик посмотрит настоящую живопись, а на твои картинки и смотреть-то тошно.
– Ну ладно, в Русский, так в Русский.
2
Пока Василий с Игорьком добирался до Русского музея, в голове у него вертелись слова: «Лариса – крыса, Лариса – крыса».
Он совершенно не хотел этого, не считал жену крысой, хорошо относился к ней и вообще-то любил. Но вот прилипли, втемяшились эти слова, возможно, из какой-то детской сказки, никак их было не отогнать. Он и к другим Ларисам никаких претензий не имел, ведь известно, что среди Ларис много красивых и добрых женщин. Наверное, это с ним происходит потому, что она всё время ругается.
«А почему она ругается? Может, прав был этот жулик Фройд, и всё дело в…, в этом? И это у нас не очень-то».
«Лариса–крыса, Лариса–крыса…. Тьфу ты, чёрт»
«А как может быть иначе, если всё время слушать эту ругань?»
«Ага, вот и музей»
– Пришли, Игорёк. Это Михайловский дворец, Русский музей.
3
– А это кто?
– Это, Игорёк, Пушкин – великий русский поэт.
– А знаю, знаю. «У лукоморья дуб зелёный…», – мы в школе проходили.
– Правильно, Игорёк, молодец.
– А почему у него на голове сидит голубь, да ещё и накакал ему прямо на нос?
– А потому сынок, что этот голубь – нахал и неуч, ничего не понимает в поэзии.
– Так надо его согнать, найти камешек и…
– Не надо, а то ещё попадёшь Пушкину в голову, лучше пойдем в музей.
Василий решил, что Игорю тяжело будет смотреть всё сразу. Это и взрослому-то трудно пройти по всем залам. Пусть посмотрит хотя бы XlX-й век: Репина, Сурикова, Левитана, ну Шишкина. И, конечно, Айвазовского.
Игорю понравилось все, но больше всего Айвазовский. Он даже не хотел спускаться со второго этажа и даже нисколько не устал.
«А раз так, раз он не устал, перейдём-ка мы в корпус Бенуа, и посмотрим-ка ещё XX- век», – решил Василий.
Вообще-то, если честно, то он захотел туда идти из-за Врубеля и Малевича, и, решил, обязательно, посмотреть «Чёрный квадрат на белом фоне».
4
Около «Чёрного квадрата», как всегда, толпилось много народу. И тётя, довольно-таки одухотворённого вида, вдалбливала экскурсантам про Малевича, супрематизм и «Чёрный квадрат».
– Полный разрыв с предметностью, конец предметного мышления, величайший скачок к чистому творчеству.
И всё в таком духе, всё для умных людей, да кто же будет считать себя дураком?
– "Чёрный квадрат на белом фоне" – ноль, потому что он означает начало беспредметности, а также ноль, потому что является нулевым выражением цвета. "Чёрный квадрат на белом фоне" – пустыня небытия.
Василию стало жалко Игорька. Тяжело, наверное, мальчишке слушать такие мудрености. И они пошли домой.
Тем не менее, Игорь даже проявил интерес к чёрному квадрату.
– Папа, а почему тётя сказала, что квадрат – ноль. Ведь ноль, значит, что его нет, а мы его видим.
Вот это да! Вот это вопрос. Василий даже опешил от такого вопроса. Парень что-то там по-своему мыслит. Это, конечно, хорошо, но что ему ответить?
– Ты знаешь, Игорёк, это очень сложный вопрос. Тут все зависит от художника. Вот художник Малевич считал, что чёрный квадрат – самая простая форма и что поэтому он – ноль.
– Но ведь мы его видим? – не отставал Игорь.
– Да, конечно, видим.
- Значит, он не ноль – вынес Игорь свой окончательный вердикт.
«А ведь он, кажется, прав», – подумал Василий. И думал об этом до самого дома.
5
Дома он продолжал думать о словах Игоря. Как во сне выгрузил в мусоропровод недельный запас мусора и выслушал ценные замечания жены о том, что почему-то она должна обо всем напоминать, и что было бы в доме, если бы не она.
После этого он позвонил своему знакомому, хозяину небольшой картинной галереи на Невском.
– Привет старина, это я, Кокушкин.
– А это ты, старый мазила, привет, привет. Как дела?
– Да так, малюю помаленьку.
– Это хорошо, а чего звонишь-то?
– Так хочу повесить у тебя картину.
– Ишь ты. А что хоть за картина?
–Картина – шик. Называется «Прозрачный квадрат». Новое направление в искусстве.
– Ты что, хочешь затмить Малевича? Ну, ты даёшь!
– Затмить, не затмить, а именно «Прозрачный квадрат» является нулём формы, то есть, концом предметного мышления. Это беспроигрышный вариант. Вот увидишь.
– Ну ладно, черт с тобой, привози картину, посмотрим.
Василий наскоро вставил загрунтованный холст в раму и повёз картину на Невский проспект.
Увидев картину, хозяин галереи спросил:
– Ты что, хочешь здесь её писать?
– Ничего писать не надо, картина готова.
– Как готова? Где же твой квадрат?
– Так он же прозрачный, его не видно, он «ноль».
– Ты чего? Ты не много ли пил в последнее время? Что же это за картина, если ничего не видно?
– Послушай, я тебе объясню. Все вокруг нас состоит из всяких там материальных частиц. Физики знают, из каких, но не в этом дело. А дело в том, что там, в глубине материи расстояние между частицами намного больше самих частиц и если мы будем смотреть на этот квадрат именно там, то мы его не увидим. Он будет прозрачным, и именно поэтому, действительно, может считаться «нулевым выражением цвета».
- А в этом что-то есть, – сказал стоящий недалеко от них любитель живописи с очень лохматой, рыжей головой и каким-то жгучим пронизывающим собеседника взглядом. Как позже выяснилось, это был бывший преподаватель физики. Бывший, потому что очень уж любил рисовать студенток. В общем, пострадал из-за любви к искусству.
- Мы ведь живем в четырёхмерном мире, хотя многие этого не знают. А художники это знать должны, – он говорил, по очереди впиваясь взглядом то в Василия, то в хозяина галереи.
– Так вот. Четвёртое измерение, размерное, идёт вглубь материи, как бы само в себя, и отражает изменение расстояний. Там, в глубине материи есть такая зона, где частиц уже нет, или почти нет, и поэтому расстояния начинают увеличиваться. А раз частиц нет или почти нет, и они очень малы то квадрат будет прозрачным. И когда частиц не будет совсем, будет полная беспредметность, ноль. То есть, прозрачный квадрат – это, действительно, «ноль», и действительная граница полной беспредметности. И эта картина новый значительный шаг в искусстве.
- Ладно, повесим картину, посмотрим, что будет, – сказал хозяин галереи, очумевший от всего услышанного.
6
Алексею Усмановичу, известному миллиардеру и меценату принесли телефон прямо в бассейн.
– Кто ещё там?
– Это я, Гоша, насчет картин.
– Ну чего тебе?
– Тут аукцион, выставили картину Кокушкина. Новое направление – суперминимализм. Большой ажиотаж, говорят, что эта картина будущего.
– А как называется?
– «Прозрачный квадрат».
- Опять квадрат? Что-то я уже слышал про эти квадраты. Ну ладно, раз ажиотаж, смотри не упусти. Бери обязательно. За любые миллионы.
Вроде бы эта картина висит теперь или в Константиновском дворце, или в одном из музеев Лондона.
7
Жизнь Василия, конечно, резко изменилось. Переехал из южного скучного и мрачного района на Крестовский остров. Купил студию в хорошем месте. Развивает свое новое направление «суперминимализм». Жена стала лучше к нему относиться – почти не ругается. Игорьку подарил самый шикарный айфон.
На работу почти не ходит, а зачем.
Правда, появилась у него мысль немного отойти от строгого суперминимализма. Пригласить секретаршу Ингу в качестве натурщицы, изобразить её в соответствующем виде, а на животе пусть будет «прозрачный квадрат».
От автора.
Ну вот. Закончил я писать этот рассказ о прозрачном квадрате и суперминимализме и чувствую, что очень устал. И теперь я в доме отдыха. Отдыхаю, отдыхаю, отдыхаю.
И здесь делают специальные процедуры и дают какие-то лекарства, как говорят, для успокоения психики. Здесь мне разрешают писать.
Только вот много каких-то странных отдыхающих, которые ничего не понимают. Я им объясняю, а они не понимают. А иногда ещё и злятся – в общем, психи.Я, конечно им сочувствую, я ведь тоже злюсь. Злюсь на Василия, на физика – любителя живописи и на тех, которые купили картину. Они – дураки! Чёрт бы их побрал! Ведь прозрачным должен быть не только квадрат, но и холст и рама! Вот насчёт веревки, на которой картина висит, не знаю. Думаю.
И ещё. Физик не сказал главного. Там, в глубине, пространство закручивается вокруг одной оси, как лента Мёбиуса, и снова выходит в макромир и дальше к звёздам. Вселенная замыкается. Замыкается!!!
Свидетельство о публикации №218021600060
Кузнецов Вадим 08.12.2019 15:51 Заявить о нарушении