Путь к торжеству примитивизма. 2013 г

Безопасность, а значит, и жизнеспособность государства, перспективы его развития в условиях быстро меняющегося мира непосредственно зависят от уровня и качества образования. Один из провозвестников новой эпохи – это Болонская система образования, о которой в Синеокой заговорили на полном серьезе.
Болонский процесс, мол, для нас не сама цель, заявляет министр образования С.Маскевич. Но если не сама цель, зачем тогда начинать работу по присоединению к нему? Если господин министр считает, что Болонская система образования имеет массу подводных камней, и, более того, осознает некую ее пагубность, то зачем же тогда пытается убедить народно избранных депутатов в обратном? Такое впечатление, что Маскевич не совсем определился со своими ощущениями относительно Болонского процесса. Да и не мудрено, лоббисты «болони» переиграли сердобольного министра, убедив Главу государства в необходимости реформирования образования в Синеокой путем перевода его на рельсы Болонской системы. Понятное дело, министру только и остается теперь исполнять указание по присоединению к этому процессу.
Давайте разберемся, в чем суть Болонской системы. Прежде всего, реализация ее положений приводит к тому, что в вузах преподавание нормальных дисциплин заменяется на преподавание специальностей, не имеющих отношения к фундаментальным знаниям и к высшему образованию вообще, но востребованных на рынке. Главной задачей высшей школы становится рентабельность, то есть умение продать себя на рынке услуг, предлагать тот товар, который востребован сегодня. Грубо говоря, это подготовка образовательных импотентов. При такой системе студенты не получают широкопрофильного образования, а получают минимум необходимого для рынка знания по лоскуткам, крупицам. То есть Болонская система не учит студентов учится, а готовит их лишь для выполнения определенной функции, которая, как лейба, прикрепляется к определенной структуре. Если необходимость в той или иной структуре со временем отпадает, то и отпадает функция. Вот в свое время наплодили юристов и экономистов, а сегодня говорят, что столько их не нужно, и, согласно правилам, которые определяет «болонь», давайте, мол, юристы с экономистами, идите переучивайтесь, как говорится, на потребу дня и, соответственно, платите денежку.
Болонская система низводит систему образования, превращая его в предоставление услуг по типу обслуживания в ресторане. Я, конечно, утрирую, но это так.
То же самое сегодня пытаются сделать и с нашей медициной, превращая медицинское обслуживание в услуги. Одним словом, мне неинтересно, чтобы человек выздоровел, мне интересно его постоянно лечить, так как он за это платит.
Подобное предполагает и болонская система. Нет заинтересованности в том, чтобы человек чему-то научился, а есть заинтересованность в том, чтобы он все время учился. Как говорил классик: «Любой каприз за ваши деньги».
Нам говорят, что Болонская система позволяет студентам свободно перемещаться по всему миру. Здорово! Но социологи уже доказали, что ничтожные доли процентов студентов ездят по миру в целях учиться, причем их поездки совпадают с туристическими маршрутами.
Кто же заинтересован в Болонской системе? К бабушке можете не ходить – рынок и власть. Болонская система уничтожает университет как феномен нового времени, превращает преподавателя из служащего в наемного работника. Скажем, если к тебе, товарищ преподаватель, студенты не записываются на полный курс твоих лекций, – значит, ты будешь читать свой курс не на ставку, а на полставки или на четверть. В перспективе вообще можешь пойти гулять. Болонский процесс (я уже об этом как-то говорил в одном из предыдущих своих постов) предполагает увеличение чиновников от образования, т.е. специалистов по функционированию этой системы, которым, чтобы оценить общий уровень студента, нужна масса писанины. От этого, скажу я вам, выиграют самый серый студент и самый серый преподаватель. А самое страшное в жизни – это борьба серости за место под солнцем. Таким образом, болонское образование выгодно рынку и власти.  В обществе создается площадка, на которой одним будет дана возможность получить образование в престижных университетах, а другим – нет, а только лишь в таких «кулинарных техникумах», которые по уровню своему сродни «хабзайням» (ПТУ).
Болонская система не только бомба замедленного действия, но это еще и бумеранг, который в первую очередь будет ударять по элите общества, т.е. по детям тех, кто сегодня у власти. Поясню более понятным способом. Если проанализировать тенденцию формирования нескольких поколений западной политической элиты, то можно прийти к выводу, что с годами она деградирует, с каждым разом образовательный, интеллектуальный уровень того или иного западного политика становится все хуже и хуже. Например, на смену харизматичному и образованному Ж.Шираку во Франции пришел совершенно пустой Н.Саркози. На смену Кенеди в США пришли Буш, Обама. Последний вообще без суфлера изъясняться не может: как только суфлер сбивается – Обама впадает в растерянность и несет всякую чушь. А все оттого, что марионетки типа Буша, Саркози, Обамы устраивают тех, кто стоит за внедрением в мире «болони», тех, кто узурпировал не только власть и ресурсы, но и покушается на настоящее знание.
Не хочу выглядеть пророком, но мне кажется, что Болонский процесс будет иметь значительные пагубные последствия, поскольку он может произвести революцию наоборот: не из царства тьмы – в царство света, а прямиком от знаний – к невежеству, от господства разума – к торжеству примитивизма. Нельзя ограничиваться тем, чтобы только наблюдать за этим процессом.
Здесь мало одного желания и, видимо, мало одной обеспокоенности общества. Нужна еще государственная воля.


Рецензии