Церковь Марии Магдалины

    Утро туманное, утро седое. Нет, никакое оно не седое, просто это я песню мурлыкаю, собираясь в очередное путешествие. Утро яркое, утро красивое.

    Я с женой, две мои двоюродные сестры, одна из которых, моя тёзка Женя, приехала к нам в Израиль погостить из Беларуси, находимся на территории кибуцца, в котором мы сняли два циммера. Циммер - обозначает "ночлег для путника". В Израиле это обычно гостевой домик, оборудованный для приема туристов на короткий срок.
 
    Здесь необыкновенно красиво, зелено, огромные старые деревья, в тени которых и притаились наши спальные домики. Комнаты с кондиционерами, маленькой кухонькой, с душевой. На террасе столики и кресла. Рядом цветники с экзотическими растениями, между деревьев натянуты "двуспальные гамаки". В кибуце есть ресторанчик, библиотека.

    Отдыхай - не хочу! Но мы не отдыхать приехали, хотя и отдыхать тоже. Обычно, когда к нам приезжают гости из Украины или России, мы везем их по христианским местам. Вот и сейчас, мы раненько позавтракали и собираемся совершить экскурсию вокруг Гефсиманского, или Тивериадского моря, которое упоминается в Евангелии, а нынче называют озером Кинерет. Существует версия, берущая свое начало из Талмуда (1), что название Кинерет появилось от слова "кинор", на иврите "арфа", форму которого и имеет это озеро. Но исторически, название произошло от древнего, еще доеврейского названия города Генисарет, когда-то процветающего в Ханаанском царстве на берегу этого озера. Ведь эллинизированное произношение "Генисарет" - "Кинерет".    

    Побережье озера является одним из самых низких участков суши на Земле — в среднем, на 213 м ниже уровня моря.

    У нас в планах посетить места, где Иисус делил рыбы и хлеб (Табха), читал проповедь в древней, сохранившейся до сих пор синагоге (Капернаум), ходил по воде (Церковь Петра и Павла с розовыми куполами), посетить Ортодоксальную, очень красивую восьмигранную церковь и розовые сады (там есть черные розы) рядом с резиденцией, где останавливался Папа Римский.

    У нас две машины, мой Ситроэн C4 и Мазда сестры Аллы. Но зачем гонять две машины? - Едем на нашей француженке. Куда едем? Нет ничего проще, просто выезжаем из кибуца, у банановой рощи сворачиваем направо, на трассу 90, и жми педаль газа, а там - куда дорога выведет.

    Потихоньку перед нами разворачивается Кинерет. Он похож на зеркало, в котором отражаются горы. Вперед-вперед.

    Ну вот и Тверия (Тиберий). Тверия входит в число четырёх святых для евреев городов (Иерусалим, Хеврон, Тверия и Цфат). По словам Иосифа Флавия, Тивериада основана в 17 году н.э. Иродом Антипой, сыном царя Ирода Великого и одной из его жен, самаритянки Малтаки, в честь императора Тиберия, в самой лучшей и красивейшей части Галилеи.
 
    Все это я вкратце излагаю своим женщинам, не отрываясь от руля и зорко следя за дорогой. Но видимо на каком-то из поворотов я "зевнул" и вместо того, чтобы проехав Тверию выехать снова к Кинерету, мы вдруг стали подниматься куда-то в верхнюю часть города.

    Немного поплутав в Тверии, я все-таки снова нашёл 90-й квиш (шоссе - ивр.) и мы наконец-то выбрались из древнего города.

    О! Стоп, стоп стоп. Чуть не проехали. Ведь где-то на выезде из Тверии должна быть церковь Марии-Магдалины. Из всех христианских мест, где мы побывали с женой и гостями, я больше всего люблю церковь Марии Магдалины. Она находится ниже уровня дороги (которая идёт вокруг Кинерета) и её с дороги не видно. Церковь довольно молодая. В 2012 году ей исполнится всего 50 лет.

    Уже после путешествия я поискал в интернете информацию об этой церкви. И почти ничего не нашел. То ли она слишком маленькая, чтобы ей уделили внимание. То ли ее затмевает иерусалимская, (гефсиманская) церковь Марии Магдалины.

    Мы здесь не раз уже бывали, но ведь для Жени, да и для Аллы, это впервые. Я останавливаюсь у обочины. Возникает маленький спор. Аня утверждает, что сегодня, в предверии Пасхи, нас не впустят, и что вообще для того, чтобы к ним попасть, нужно записываться по телефону заранее. Но я упрям, а потому топаю к церкви и давлю кнопку звонка у ворот. Тишина. Снова звоню и снова тишина. Читаю объявление на табличке у ворот. Да, действительно, сюда надо записываться по телефону. Я уже готов сдаться и уйти, но тут в тяжелой железной калитке открывается окошко и выглядывает послушница.

    - Здравствуйте. Не могли бы вы нам позволить посетить эту замечательную церковь? Понимаете, здесь гостья из Белорусии, и я очень хотел бы показать ей церковь. - говорю я на иврите.

    - Вы можете говорить по-русски! Хорошо. Я оставлю калитку открытой. - Слышен щелчок засова и монахиня уходит.

    Я возвращаюсь к машине.
   
    - Дамы, нас впустят. Повяжите ваши курточки вокруг пояса, чтобы выглядело будто юбка. Не забудьте покрыть голову платками.

    Мы входим. От ворот вниз ведёт лестница. Полная тишина нарушается иногда лишь трещанием крылышек стрекоз. Почему-то мы, обычно громкоголосые, начинаем разговаривать вполголоса. Спускаясь по лестнице из желтого иерусалимского камня, я тихонько рассказываю все, что помню о Марии Магдалине. Эта женщина родилась и выросла в местечке Магдала на побережье Тивериадского озера именно в этом месте. Отсюда и происходит её то ли фамилия, то ли прозвище - Магдалина. Само же местечко получило своё название от ивритского слова "мигдаль" - башня. По-видимому, в нём когда-то находилась башня с маяком.

    В пасхальное воскресенье — в день самого главного праздника всех христиан — в некоторых проповедях Марию Магдалину снова назовут проституткой, блудницей. Однако, есть исторические сведения, что Мария Магдалина блудницей никогда не была. Неверные трактовки Евангелий превратили ее в блудницу, побиваемую камнями и обливаемую грязью. Эта дочь довольно богатого отца, и она просто не могла быть проституткой, которые занимались этой профессией для того, чтобы выжить, поскольку иного дохода у них не было. Но как же возникла связь с Иисусом? Она была больна, скорее всего у неё случались приступы эпилепсии, которые в те времена считали признаком вселившихся бесов, и Иисус излечил её от этого недуга.

    Став верной ученицей Иисуса, она никогда не покидала Его. Она, единственная, не оставила Его, когда Он был взят под стражу. Страх, побудивший к отречению апостола Петра и заставивший бежать всех других Его учеников, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с матерью Иисуса, переживая его страдания и разделяя великую скорбь его мамы. Когда воин острым копьём уколол Иисуса в сердце, мучительная боль одновременно пронзила и сердце Марии. Я думаю, никакого чуда в этом нет. Ну какая бы влюблённая женщина не пережила бы такую же боль, присутстуя на казни любимого?

    Мария просто обожала Иисуса. Есть предположения, что она стала его женой. Дэн Браун в своем нашумевшем бестселлере "Код Да Винчи" развивает версию, что Мария была не только женой Иисуса, но и родила ему ребенка. Есть множество свидетельств и соображений, подтверждающих эту версию. Но, к сожалению, нет ни одного доказательства. В любом случае, именно Мария Магдалина первой объявила о воскресении Христа. И именно она, подарив римскому жестокому императору Тиверию красное яйцо, с возгласом "Христос воскресе", положила начало празднованию Пасхи и Святого воскресения, а также обычаю дарить яйца на Пасху.

    Когда по лестнице  спускаешься к подворью, на уровень Кинерета, тебя охватывает какое-то ощущение, будто ты отсоединился от мира. Кругом цветы, огромные деревья. Благодать и тишина. Прямо-таки мистическая. И я, верящий в Творца, но не исповедующий ни одной религии, чувствую святость этого места.

    А вот и послушницы. И, кажется, батюшка. Церковь принадлежит Горненскому женскому монастырю, находящемуся в Эйн Кареме рядом с Иерусалимом. И послушницы, обслуживающие церковь и прекрасный парк, присланы оттуда. Поскольку Горненский монастырь принадлежит Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Московского Патриархата, то все монахини здесь русского или украинского происхождения, и, естественно, русскоговорящие.

    Здесь работают и мужчины. Мы видели монаха, в светлой холщовой рясе, подпоясанной веревкой, который с бензопилой в руках распиливал лежащий огромный ствол дерева, толщиной почти в человеческий рост. Интересно, сколько месяцев или даже лет у него уйдет чтобы распилить этого гиганта?

    Если бы кто-то доставил меня сюда с завязанными глазами и не сообщил где я, то открыв глаза я подумал бы, что нахожусь в ботаническом саду. Пройдя через сад к западной стороне подворья мы увидели наконец и саму церковь. Мы настолько ниже уровня дороги, что верхушка её колокольни с двумя колоколами, все равно ниже уровня дороги. Но она огибает подворье и выныривает с задней стороны, слева окаймлённая живописными скалами, а справа - не менее живописным озером и голубыми горами за ним. Мой Фот Евгеньич начинает восторженно щелкать.

    Вход в церковь с задней стороны. Мы подходим к двери и дружно огорчённо выдыхаем - дверь заперта. Вот же невезение! Но тут появляется монахиня:
 
   - Не огорчайтесь! Я сейчас должна кое-что сделать, а потом вернусь и отопру церковь. А вы пока погуляйте по подворью. Сейчас к вам подойдут провожатые.

    И мы вновь окунаемся в ботаническое буйство красок церковного подворья.
    К нам подходят две молоденькие девушки-послушницы. Они ведут нас к источникам. Их три. Два в виде широких колодцев, в которые ведут каменные ступени. А третий - бассейн, в котором можно совершить омовение.

    Сначала проводят нас к источнику Марии Магдалины и предлагают смочить те места, которые нужно вылечить. Источник лечебный, кроме того, вода здесь с содержанием радона. Он довольно глубоко. К нему надо спуститься по выложенной необработанными камнями лестнице, причем никаких перил здесь нет. Сестры поочередно, так как спуск узкий, спускаются к воде. Я по-джентльменски пропускаю их вперёд. После них спускаюсь и сам.

   Пока я поднимался обратно, послушницы увели моих женщин ко второму источнику. Там спуск гораздо шире и удобней.

   Затем по боковой тропинке проходим к бассейну. Он довольно широкий и достаточно глубокий. В него спускается каменная лестница с перилами.  Фот Евгеньевич выцеливает шикарную корягу в воде. Будто ладонь, набирающая воду. На берегу раздевальня. Можно переодеться и совершить омовение целиком. Что наши дамы и делают. Потом мы рассаживаемся на ступеньках, спускающихся прямо в воду и опускаем на нижние ступени босые ноги. Немедленно налетают тучи рыбок, и щекочут, обкусывая ороговевшую кожу на подошвах, пальцах. Однажды в Праге, я видел, как в косметическом кабинете женщины за немалую плату проделывают ту же процедуру в аквариумах с такими же рыбками. А тут все совершенно бесплатно.

    А перед нами расстилается в обрамлении древних гор Галилейское море.

    Ну вот, мы полечили всё что надо, и от нечего делать вновь поднимаемся к воротам, где расположен магазинчик, торгующий церковной атрибутикой. Для женщин начинается шопинг, хотя и не совсем обычный, но меня это нисколько не прельщает, да и ноги уже устали и болят. Продавщицей в этом магазинчике та самая монахиня, которая обещала нам открыть церковь. Следовательно, пока мои дамы не покинут магазин она тоже не освободится. Поэтому я периодически шиплю на ухо Анечке "пошли уже!"

    Уф! Наконец-то они выбрали иконки нужных святых, крестики, святую воду и еще что-то. Расплатились и магазинчик за нами закрылся.

    Монахиня вставляет большущий ключ в двери церкви и они гостеприимно распахиваются. Я ожидал, что внутри будет темно, но оказалось, что это самая светлая из церквей в которых я побывал. Я сажусь поболтать с монахиней. Оказывается, она с Украины, зовут её Мария.

    Стены церкви украшены яркими фресками. Их немного, около десятка, но ведь и церковь очень маленькая. Неожиданно я замечаю то, чего в предыдущие посещения не замечал. На одной из фресок сюжет, где Иисус Христос успокаивает бурю, разбушевавшуюся на Тивериадском море и спасает находящихся в лодке. Так вот, на фреске изображены два(!!!) Иисуса. Мария объяснила мне смысл этого. Иисус здесь представлен в двух ипостасях - как человек сидящий в одной лодке с перепуганными людьми, и как сын Б-жий, спасающий их от бури.

    Спрашиваю разрешения снимать в церкви. Уррра! Нам с Фотом Евгеньичем разрешили.
    Свод купола, алтарь, красивейшие люстры, и самое главное - фрески.

    Какие-то умиротворённые, притихшие, мы покидаем церковь. Мария прощается с нами и мы самостоятельно обследуем все уголки подворья.

    В стороне замечаем пещеру, над которой высится крест. Это пещера пророка Элиягу, или Ильи-пророка. Если спросить большинство русскоговорящих христиан об Илье-пророке, то скорее всего они тут же вспомнят весьма неприличную поговорку "Илья-пророк нассал в ставок". Другие скажут, что после Ильина дня купаться уже холодно. На самом деле эти представления имеют очень малое касательство к пророку Элиягу. Дело в том, что этот пророк жил при царе Ахаве в 9-м веке до н.э. То-есть за 900 лет до Иисуса Христа, и за 1200 лет до основания христианства. Его можно скорее назвать первым социалистом, поскольку этот святой боролся за чистоту веры и социальную справедливость.

    Но как же он связан с христианством? В христианской традиции Элияhу (Илия) отождествлен с одним из «свидетелей», упоминаемых в Откровении Иоанна Богослова (глава 11). Согласно евангелиям, некоторые принимали за Элияhу Иоанна Крестителя или даже Иисуса (Матф. 11:14; Лука 9:9; Иоан. 1:21). В преданиях о преображении Иисуса, Элияhу вместе с Моисеем является апостолам и беседует с Иисусом (Марк 9:4; Матф. 17:3–13; Лука 9:30).

    Мы заходим в пещеру Элиягу (Ильи Пророка) и чувствуем будто присутствие кого-то. Она настолько мала, что там с трудом можно стоя разместиться максимум двум человекам. У дальней (громко сказано) стенки ниша с каменным возвышением, на котором можно наверное спать свернувшись клубочком.
   
    Звонит колокол. Двенадцать часов. Пора продолжать наш путь.

    Фот Евгеньевич не может удержаться, чтобы не щелкнуть красивейшие фонари внутри пещеры на прощанье. Женя тоже фотографирует безостановочно. Будь ее воля - увезла бы в Белоруссию фото каждой травинки и каждой былинки.

1. Талмуд - (ивр. «обучение») — многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма.

Если у Вас есть желание посмотреть больше фотографий Фота Евгеньича с этого места - смотрите здесь: http://evgenybe.livejournal.com/145332.html

    Продолжение путешествий по христианским местам:
    "Назарет" - http://www.proza.ru/2017/12/21/1639
    "Знамение" - http://www.proza.ru/2016/03/29/1841
    "Иорданит" - http://www.proza.ru/2016/03/26/1066
   


Рецензии
Мне кажется, разрывают эту Мариую Магдалину как дочь и жену.
Я больше думаю, что педофилия, прости Господи, рождение церкви, ибо не могут найти разницу между отцом и сыном.
Наверное, человек видит то, что он хочет видеть или этот модный закон, о том, что не узнал - был слеп, и пропускал
свои аффирмации. Ведь если Бог внутри, а я в этом уверена и как любая уверенность - это и есть моя проблема,
не гласите вперед, знаю. То правое и левое полушарие, есть мужское и женское, и скачешь от одного
к другому, доводя себя до эпилептического приступа, а как тяжело, так сразу Отче Наш. И где этот Бог отец, не может
же так просто - к полушарию? Так может в памяти, вон в той, что генетическая, не наша, общая. И кванту помолиться
что ли.. А критические лобные доли? Что там отключаешь с помощью вина, ну или водки.. Устав от эмоциональности.
Так может Бог в нейронах? Целый мозг и есть ответ. Это имели ввиду, переписывавшие Евангелие, и Ра изобревшие,
отдавшие право решать Земле? И нет ничего. И где тогда находится тот Отче Наш? Куда молится?
А интересно Код да Винчи переписать, имея в качестве Марию как дочь Христа. Ведь все же совпадает.
Может и был у них ребенок, но урод. И закидали их камнями, изгоняя, как порченного и оставляющего
изуродованный след. Кровосмесительство ведь плохо, это как камень в Рай. А что такое камень? Грудная жаба,
не иначе. Шрамы на сердце. Чем больше шрамов - тем святей. Но шрамы поколений и есть кровосмесительство.
Как жаль, что у меня так мало времени, читать Библию. Вот хорошооо Вам, имея внуков 5 и сыновей, писать и
говорить с Голгофы, покачивая белый мех да лакированой туфлей.. А я по расписанию очки снимаю, одеваю.
В чем косяк? В отсутствии ли Отче Наш или просто мужского, не женское занятие работать на еду, не женское, да
я уже в Аду. И что важней - читать или да Винчи переписывать? Я не хочу жить в мире где Рош Ходеш отплясывают по психушкам.
Ведь что то же должно быть и извне? Не только - Бог во мне, но и общий Отец. Но где он? И кто такая женщина
в мире религии? Никто. Я даже не могу открыть на Украине синагогу, мне придется искать подставное лицо

Лиза Ложкина   16.06.2019 19:55     Заявить о нарушении
Это же целый философский трактат. Заслуживает отдельной публикации.

Евгений Боуден   17.06.2019 13:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.