Самогоноварение при Советах

По прошествии сорока лет,история эта кажется смешной и нелепой но тогда,в стране под названием СССР она была актуальна. Еще жива была память о колхозном рабстве,еще заикались люди при встрече с милиционером,как выразился гениальный Танич. Старшее поколение,хорошо помнило времена,когда за рассказанный анекдот про Сталина можно было уехать лет на пять валить тайгу,или копать какой нибудь канал.За отказ выйти на работу,загреметь под фанфары по статье саботаж,остаться без имущества и самой жизни. Описываемые события характеризуют советских людей,их смекалку и находчивость,способность выживать в эпоху запретов и повсеместного дефицита.
 В конце 70х годов прошлого столетия,при зарплате в 120 рублей,водкой,по 5.20 особо было не напиться,поэтому все гнали самогон. Сорока литровые,алюминиевые фляги для бражки и самогонные аппараты были почти в каждой деревенской семье. Самогон был второй валютой. За пол литра можно было вспахать под картошку огород,договорившись с трактористом,привезти дрова на зиму,выменять в колхозе косилку и накосить сена коровам. Самогон был ключом ко всем закрытым дверям и вообще средством выживания для жителей многих сел и деревень. И все бы хорошо да статья в Уголовном кодексе,принуждала изворачиваться и хитрить.Голь на выдумки хитра как говорится и процесс выгонки представлял собой следующее.

 Воскресный зимний день обещал быть морозным.С раннего утра,солнце сияло в небесах и прыгали по сугробам его лучи. В подвешенных кормушках было тесно всем желающим подкрепиться. Снегири с синицами не могли поделить хлебные крошки,рассыпанные по фанерному столу. Воробьи веселыми ватагами,атаковав с разных сторон,успевали схватив кусочек увернуться от разноцветных хозяев вкуснятины.
 Подкрепившись с утра чем бог послал,я уже собирался свинтить по быстрому из дома.Схватив санки бежать на гору,кататься по замерзшему склону обгоняя ветер,грызть вкусные сосульки и валяться в снегу. Не успевал я смазать лыжи как слышал голос отца. Значит сегодня у меня дела,важные и неотложные.Батя придумал хитрый план действий,как выгнать две фляги поспевшей бражки,при этом не вызвав подозрений у участкового и его стукачей. В этой схеме я играл важную роль и в свои 10 лет чувствовал себя взрослым,посвященным в великую тайну,в душе гордясь что мне доверяют,считают своим. Пионерская звездочка имени Павлика Морозова,входящая в каждый пионерский отряд,школьной,опять же пионерской дружины, конечно не оценила бы моего энтузиазма,но мне было плевать. Уже давно бабушка посвятила меня в "подвиги" этого борца с кулачеством.
 Задача моя была в следующем. Пока отец настраивал хитроумный агрегат,ставил на огонь,заливал брагу,подсоединял разные трубки я,выйдя во двор,запирал дверь на висячий замок и делал вид что в доме никого нет. Маленькой лопаткой чистил снег,надергивал из копны сена для коров железным крюком и конечно отвечал на вопросы соседей. Подойдет к калитке любопытный дядька,спросит где отец,я в ответ говорю что уехал к бабушке в соседнюю деревню,вместе с мамой. А болтать мне некогда,дел у меня полно,поэтому и гулять не иду. На вопрос почему дом заперли звучал такой ответ. Прошлый раз оставили они дом открытый,привел я друзей целую толпу и устроили мы свинарник,да все варенье поели. Теперь нет мне доверия и ключа конечно тоже.
 Стукнет батя в заднее окошко,значит надо открывать,перед этим выглянуть на улицу,не идет ли кто. Подаст мне ведра с горячей,отработанной водой отец,надо вылить в огород да набрать снега поплотней,для охлаждения змеевика,вернуть их обратно. Запереть опять дом и дальше стоять на шухере. Прибегут пацаны,начнут звать с собой гулять,да некогда мне опять же,дел много родители задали. Посочувствуют друзья и пойдут по улице крутить дальше собачьи хвосты. Кольнет меня иголочкой мысль,хорошо бы с ними сбежать,да понимаю нельзя,нужен я отцу,важному делу участник и станет опять легко на сердце,успею еще нагуляться вечером.
 Заканчивается под вечер производство. Переезжают трехлитровые банки с самогоном в подпол,разбирается аппарат и прячется на чердак. Фляги заряжаются по новой сахаром да дрожжами и встают за печкой до следующего раза. Улыбнется отец,погладит по голове и выдаст полтинник на конфеты. Про конфеты конечно я и не думал. Полтинник это богатство,это пятьдесят коробок спичек,это запас серы для поджигов,пугачей и бомбочек, жгут для рогаток,тросик для заячих петель и множество еще полезных и нужных в лесу вещей. Главное же,это ощущение своей причастности к тайне,отношения к себе как к взрослому,доверие. Этот эпизод моего детства всплывает в моей памяти теплом. Мысленно передаю я слова благодарности своему отцу,уже покинувшему этот мир,за привитое чувство семьи.Где нет места предательству и доносительству,которому учили нас на пионерских собраниях,рассказывая о кровопийцах кулаках и светлом будущем коммунизма.

 Прививаю по мере сил,детям своим те же ценности,конечно уже не посредством самогона. Кланяюсь низко за воспитание,почившим уже,бабушке и отцу.С молитвой заупокойной,посвящаю им этот рассказ.


Рецензии