Последний рейс

               
Последний рейс

Луна на миг осветила золоченые купола церкви и окончательно заблудилась в чёрных свинцовых тучах. Лишь одинокий фонарь у церковных врат, уже запертых, освещал спящую улицу. В конце ее маленький автобус уткнулся носом в табличку с надписью "Зупинка". Водитель автобуса курил, стоя у открытой двери, и поглядывал на костёр из опавших листьев. Ветра не было, и горьковатый дымок от огня подымался вертикально вверх. Поёживаясь от холода, водитель поглядывал на часы. К раскрытой двери автобуса торопливой подпрыгивающей походкой шёл долговязый мужчина лет тридцати пяти, с бледным лицом и коротко стриженными седеющими волосами, одетый в осеннее пальто и с зонтиком подмышкой. Со словами: "Щас, щас" он долго копался в карманах в поисках денег. Заплатив за проезд, спросил водителя дружелюбно:
- Скоро едем?
- Сегодня, - буркнул тот в ответ.
Парочка влюблённых перешёптывалась на заднем сидении, угрюмый старичок мельком взглянул на вошедшего и уткнул своё заросшее седой щетиной лицо в растянутый ворот серого свитера.
Слева у окна сидела девушка с маленькой собачкой на коленях. Ее смуглое лицо с точёным профилем не повернулось с любопытством в сторону восшедшего, и ни один локон из гривы чёрных густых волос, лежащих на ее плечах, не дрогнул.
- Можно сесть рядом с вами красавица? - спросил мужчина.
Недобрая ухмылка скривила тонкие губы девушки, она, ничего не ответив, подвинулась. Мужчина сел, положив зонт на колени. Он покосился на атласные колени девушки и перевёл глаза на собачку:
- Ух ты, какая глазастая. А у меня дома котейка -  Рыжиком зовут, - лицо мужчины расплылось доброй улыбкой, морщинки побежали тонкими лучиками от смеющихся глаз, мягкий живчик задрожал в углу рта. - Сейчас я уже не представляю, как без него жил. Даже если я  поздно возвращаюсь домой, он меня встречает неизменно. Я его с работы принёс. У нас в котельной кошка окотила пятерых, одного котёнка решила забрать Шура, оператор. Взял я на руки пять пушистых комочков, таких маленьких, что уместились у меня на ладони. Один из них приподнял головку и запищал. "Вот этот рыжий заявил о своём желании жить", - говорю Шуре. Да, братьям и сёстрам Рыжика повезло меньше, прямо сказать, вообще не повезло, - мужчина тяжело вздохнул, - утопили их в тор же день в ведре с водой. Гришане, старому сварщику, бутылку поставили - он их и порешил. Жестокое, скажу вам, зрелище. Чёртов Гришаня ведро доверху налил, котят бросил в воду и сверху стеклом прикрыл. У меня до сих пор в глазах стоит, как маленькие лапки быстро-быстро мелькают и мордочки в стекло тычутся. Дело перед обедом было. Я Гришане тормозок отдал, понял, что есть сегодня не смогу, а сам ушёл из котельной. Шура везунчика Рыжиком назвала из-за его масти. Котёнок подростал шустрый, игривый, только худой, что макаронина. Оно и понятно: по будням его с кошкой ещё покормят, а в выходные нет никого, и они голодают, разве что поймают какую зазевавшуюся мышь. Шура забирать котёнка почему-то передумала, а я привязался к нему, таскаю еду ему из столовой. А в июле у меня должен быть отпуск. Как, думаю, Рыжик без меня будет? Так жалко его стало! И решил я забрать его домой, всё равно на Канары с нашей зарплатой не поедешь, отпуск дома коротать, а вдвоём-то оно веселее. Сейчас ему уже полтора года, умный котейка, ласковый. Шерсть рыжая, аж красная.
Рукой с миндалевидными ногтями девушка поглаживала собачку между ушей.
- Да, девушка, скажу я вам, животные, как люди, бывают умные, бывают глупые, а случаются особи прямо-таки уникальные по сообразительности, - продолжал мужчина. По всему было видно, что он привык к одиноким размышлениям, которые разрешались порой длинными монологами. У нас на автобазе в боксах, где ремонтируют автобусы и самосвалы, обитает стая собак. Даже среди равнодушных и чёрствых людей всегда, знаете, найдётся тот, кто поделится тормозком с братьями меньшими, а один мужичок, его Мазаем прозвали, из дому им приносит в баночках борща, у жены умыкнутоного, хлеба, да косточек куриных. Время от времени директор автобазы, глядя, что по территории бегают собаки, велит их завезти куда подальше. С начальством никто не спорит, но и выполнять такие приказания не любят - рабредутся рабочие и у каждого наготове отмазка. А лет пять назад появился Еремей, водитель самосвала, тот на такие дела сам вызывается, причём с удовольствием. Приманит собак хлебом, побросает в кузов, да по дороге на завод выбросит. А через неделю возвратилась одна из собачонок, маленькая дворняжка с вислыми ушками, Чапой зовут; худая, голодная, вся в пыли. Мазай обрадовался, приласкал, накормил, всплакнул над ней, вспоминая своих тузиков и барбосов. Показывает Чапе издалека директора: не попадайся ему на глаза - и она всё понимает. А дальше, как всегда: прибилась одна собачка, затем другая, вновь образовалась стая. Директор идёт как-то не в духе, увидел псов, раскричался. Еремей на это раз завёз собак километров за десять, на другой конец завода. И, представьте себе, через несколько дней воротиась Чапа на автобазу. Все удивлялись: как она дорогу назад находит? Собаку, как долгожителя ремонтных боксов, знали уже все, и вот, когда случилась следующая экзекуция, мы поняли, ка Чапа находит дорогу: она сидит у дороги и ждёт знакомый автобус или самосвал, который идёт в сторону автобазы, и бежит за ним вся в пыли изо всех своих собачьих сил. Случается, самосвалы весь день носятся взад-вперёд- возят от завода шлак за город- и Чапа бегает за ними по пыльной дороге. Иной шутник наедет на неё колёсами своей машины так, что она едва успевает отскочить в сторону, а другой пожалеет, остановится, возьмёт в кабину обессилевшую собачонку. Она смотрит на него преданно, заискивающе, как иной человек смотрит на другого, когда от этого зависит его жизнь. Да, девушка, людей трогает, когда животные ведут себя, как люди. И этих, которые жалеют и понимают, вс-таки больше, - мужчина хлопнул себя по колену.
Привлечённая энергичным жестом соседа, девушка повернула к нему голову, нехотя достала изпод лавины волос ниушник и удивлённо спросила:
- Вы что-то сказали? 


Рецензии