Шаманка

  Огромное багровое солнце осветило покрытые снегом вершины красивых гор с крутыми склонами, поросшими первобытными лесами. Между горами лежали многочисленные долины, на дне которых звенят по камням речки и речушки, передвигая камни, валуны. Солнце поднималось всё выше, выше деревьев. Мир стал пробуждаться и наполняться пением птиц, звуками диких животных. А внизу, под мощными деревьями, жила деревня древних алтайцев со своими традициями и племенными законами. Люди жили единым, оседлым племенем, и это помогало их сохранению. Собирали в лесу съестное, что давала богатая природа, рыбачили, охотились на дичь, животных, разводили овец, коз, коров, сеяли злаки. Они поклонялись многочисленным духам. Общаться с духами могли отдельные люди – шаманы, мастера экстаза.

  Шаман Гам всю ночь камлал у постели больного вождя. К утру, будучи в возбужденном состоянии, в исступлении упал и не подавал признаков жизни. Сердце его не билось. Все духи улетели, оставили его бездыханное тело, и он умер. В момент камлания, то есть вхождения в стресс, входил в контакт с духами подземного мира в поисках души вождя и не заметил, как злой дух похитил его душу. Вождю вернулась его похищенная душа, и он выздоровел.

  Позвали из соседней деревни шамана посмертно камлать Гаму. Тяжело переживало племя уход души своего духовного вождя. «Сильный злой дух украл душу в момент камлания, – сказал шаман – Как ни 
звал душу покойного, украденная душа не может возвратиться». Умерший шаман уже в годах, не оставил после себя учеников, но была у него единственная, поздно рождённая, шестнадцатилетняя дочь по имени Эдэхе, что означало помощница шамана. Её мать умерла, злые духи украли её душу. Умерший шаман считался самым сильным шаманом в округе; видел насквозь человеческую душу, и по многим социально-философским вопросам бытия имел авторитет и был главным шаманом в округе.

  Зажглись поминальные костры, чтобы отгонять демонов от деревни. Шамана перенесли в его хижину, окутали белым саваном, перекладывая пахучими листьями какого-то дерева, не дающими предмету гнить, вознесли на деревянный постамент в центре деревни. С утра били в бубен, слышались по всей округе его траурные звуки. С шаманского головного убора срезали оленьи рога и прикрепили к шапочке, крепко нахлобучив на голову.

  Его дочь Эдэхе решила камлать около покойного отца. Она примерила головной убор отца без оленьих рогов, украшенный змеями, ящерицами, сзади медвежьим хвостом, перьями орла. Халат оказался большим. Девушка надела свой халат, обвязав отцовским поясом, на котором прицеплено множество различных по размеру колокольчиков. При слаженных движениях девушки издавался мелодичный звон – музыка.
  Приснился ей сон. Сам бог Ульген спустился с небес и сказал ей, чтобы она камлала на похоронах отца. Потом появился дух отца, который показал, как нужно обращаться с бубном и, сказал ей: «Будь шаманкой вместо меня».

  Эдэхе среднего роста; у неё орлиный нос, раскосые чёрные глаза, чёрные прямые волосы до плеч, угловатое скуластое лицо. С детских лет она наблюдала за действиями отца – шамана. Жена его умерла рано и Эдэхе стала единственной любимицей отца.

  Эдэхе взяла бубен, на рисунках которого вся Мировая планета разделена на три части: верхний мир, средний и нижний. Взяла колотушку в правую руку… Сегодня по велению Верховного бога Ульгена её дух будет сопровождать дух отца. Собрались соплеменники. Вокруг костра Эдэхе прошлась в шаманском наряде, ударяя колотушкой в бубен. Её юная, стройная фигура привлекла внимание народа. Все смотрели на неё с восхищением. Экстатический танец Эдэхе поднял душевное состояние у молодёжи. Вышло семь девушек и семь юношей в круг Эдэхе. Характерными движениями они изображали путь шамана из Нижнего мира в Верхний мир.

  Собравшиеся шаманы из окрестных деревень сняли носилки с помоста, под звуки бубнов началось шествие дорогой Дервиля на горе, куда ходил шаман. День выдался солнечный, жаркий, тихий. Листья на деревьях сделались вялыми и повисли. Впереди несли костюм шамана, чтобы закрепить его на святом дереве кедре, чтобы духи перешли к другому шаману. За костюмом шамана шли его соратники с бубнами. Они во всём своём облачении шли и, стуча колотушкой по бубну, пританцовывали. Возглавляла процессию Эдэхе. У подножия горы остановились, шестеро сильных молодцов взвалили на себя груз и стали подниматься на вершину горы. На вершине горы был выкопан широкий колодец – яма, оправленная деревянным срубом. Шамана опустили в могилу. Шаман, претендующий на главного, прошёлся вокруг могилы  бубном, стуча в него и бормоча что-то. В могилу поставили чашу с едой, шамана посадили в угол. На голове его шапка с оленьими рогами. Стали засыпать яму, поставив неё жердь с нитками, переплетёнными в несколько слоёв – чтобы духи выходили из умершего. На вершине жерди прикрепили орлиные перья. По небу проплывали кучевые облака. Высоко в небесах кружился орёл. Все люди посмотрели вверх. Душа умершего принята.

  Эдэхе осталась одна. Все спустились вниз и прошли в деревню, где в центре деревни состоялся поминальный обряд. Ослабленная Эдэхе легла на могилу отца, закрыв глаза. Вдруг она услышала шорох вокруг себя. Когда она открыла глаза, то испугалась и вскрикнула. Вокруг шипели змеи, ящерицы, летали большие стрекозы, снуя туда-сюда. Они были не ядовитые, должны охранять могилу. Вдруг послышалось рычание какого-то огромного зверя. Между кустами промелькнуло бело-жёлтое, ребристое тело мощного зверя. У Эдэхе от страха всё оборвалось внутри. Раздался человеческий голос: «Не бойся меня. Я твой дух-помощник!»
 
 На второй день собрался совет старейшин рода, на котором решался вопрос: «Кому быть шаманом?» Вчерашний поступок девушки удивил и поразил всех собравшихся на похороны. «Точь-в-точь на отца похожа,» – шептались в толпе. Люди, услышав знакомые звуки бубна, пришли в трепет. В глазах народа появилось почитание и огонёк веры в сверхъестественные силы, которые должны спасти их племя от гибели.

  Эдэхе должна стать шаманкой. Таково мнение всего народа. Но чтобы стать шаманкой, она должна пройти посвящение – инициацию в шаманы.

 В шалаше она долго стучала колотушкой в бубен, пока не вошла в экстаз, происходило извлечение собственной души. Вдруг пришло озарение – таинственный свет, ощущаемый во всём теле и внутри головы. Явился дух в лице Тигра, который должен был сопровождать в путешествие Эдэхе в потусторонний мир. Они отправились под землю и оказались на берегу чёрной мрачной реки. Сели в лодку, и река помчала их в скалистые гроты. Там их встретил демон, знакомый Тигру, который стал сопровождать их в приключениях. Эдэхе нашла душу отца. Демоны держали украденные души в каменных мешках. Тигр-дух рыкнул на демонов и приказал вернуть душу отца Эдэхе. Поблуждав по каменным лабиринтам подземного царства в сопровождении духа, вернулись к лодке и поплыли по реке на поверхность земли. Эдэхе познала, что такое смерть – это возврат человека в хаос в вечность, к началу бытия.

  На земле после дождя над лесами раскинулась разноцветная радуга – дорога шаманов на небеса. После мрачного подземелья Эдэхе почувствовала радостное ощущение. Они вошли в небесную сферу мироздания. Бог восседал на золотом престоле, в золотом дворце с золотыми воротами. Дочь передала душу отца, а сама получила чудесное тело, не похожее на предыдущее.

  Девушка окончательно почувствовала себя шаманкой, осталось создать шаманский костюм. На костюме вышила тысячу семьдесят змей, ящериц, стрекоз. У змеи три головы или одна, но три хвоста. Трёхголовые ящерицы, многокрылые стрекозы и другие диковинные звери украшали халат. Пояс с бубенчиками позаимствовала у отца. Нагрудник, переходящий в фартук в виде складной сумочки, куда прятала души детей. Нагрудник украшен изображениями детей. Фартук заканчивался бахромой из кошачьих лапочек. Сапожки, сшитые из оленьей кожи, украшались геометрическими фигурками, которые имели мистический характер. Шапка шамана, она же и маска, в форме лебединой головы с орлиными перьями. Не стала оленьи рога прикреплять как у отца, тяжёлые для девушки. Отцовский бубен утончённой работы очень нравился Эдэхе.

  Костюм ей приснился, кроме того духи повелели покрыть своё тело вязью из змей, ящериц и диковинных цветов. Два месяца трудился Майер над телом Эдэхе. А костюм ей помогал собирать юноша, дух тигра. Долгими зимними вечерами они придумывали все детали костюма. Костюм шамана имел сакральное выражение, помогал общаться с многочисленными духами.

  Началась процедура одевания Эдэхе в шаманский костюм. Подруги помогали ей облачаться. Восемь человек – юношей танцевали с бубном по очереди. Наконец, Эдэхе взяла в руки бубен  и колотушку и в шаманском наряде вошла в круг своих друзей. Она пела: Жили два красивых лебедя. Они взаимно любили друг друга. Их сердца переполнялись любовью. Головами они гладили друг друга. Но вот злой дух вошёл в лебедя и украл душу его. Лебедь погиб. Напрасно лебедиха звала его. Он был безмолвен. Так прошло три дня. Лебедиха высоко взлетела в небо, сложила крылья и камнем бросилась на землю. Разлетелись в разную сторону её перья, а голову взяла Эдэхе. И теперь она птица-лебедь, так как душа лебедихи вошла в её душу».

  Однажды она спала. То ли сон, то ли наяву. Она открыла глаза. Перед ней стоял юноша неописуемой красоты. В километрах трёх от поселения исходил из земли природный источник, его радоновые тёплые воды наполняли небольшое озеро, которое считалось священным. Вокруг озера росла первобытная растительность. Дикие яблони, виноград, лианы, кустарники с крупными розовыми цветами переплетались друг с другом, образуя непроходимую чащу. По тропам животные ходили на водопой. Эдэхе вошла в воду. Несмотря на жару, вода в озере была холодная. Неизвестный навязчиво внушал мысль: «Приходи ночью камлать». У Эдэхе возникло смутное состояние. Она не помнит, как вернулась в деревню.

  Перед заходом солнца вновь навязчивые мысли напоминали о ночном кошмаре. Когда стемнело; но луны не было, Эдэхе тайно собралась в дорогу, на священный источник. На все голоса пели ночные птицы. Она шла по тропе, по которой ходили люди. Достигнув озера, она обнажилась и вошла в спокойную тёмную воду, тёплую от дневной жары.

  Между туч открылась полная загадочная луна, которая осветила природу фантастическим белым светом, создав причудливые картины – декорации. Эдэхе шла медленно по каменистому дну водоёма, поливая себя руками серебристой водой. Вдруг из воды показался знакомый силуэт юноши, духа тигра. Эдэхе немножко испугалась, а потом обрадовалась. Где-то стучал бубен. Это водяные духи приветствовали их. Нужно несколько раз окунуться в святую воду. Эдэхе почувствовалалёгкость во всём теле, аморфное состояние. Юноша с лучезарным бледным лицом, с блеском тигриных глаз пристально всматривался в неё.

  Высыпали на небе звёздочки. Вдруг её душа взлетела к ним вместе с духом юноши-тигра. Они летели по млечному пути и, наконец, оказались в золотом дворце. Вокруг простирались золотые и серебряные сады, среди которых прогуливалось бесконечное множество душ. Здесь Эдэхе встретила души отца и матери. Отец похвалил дочь, решившую стать шаманкой.

  «От чего так много душ?» – спросила у Ундэ удивлённая Эдэхе. «Все собрались на нашу свадьбу» – ответил невозмутимый Ундэ. Эдэхе и Ундэ идут по серебряной дорожке. По обе стороны стоят души шаманов с бубнами, души людей, духи зверей и птиц.

 Вот дошли до трона Ульгена, Верховного бога, который прикоснулся янтарным жезлом к обоим. «Теперь вы муж и жена.» – объявил Ульген – «А вы настоящая шаманка!»

  Всё исчезло. Эдэхе оказалась в своей юрте. Её три дня не было дома. Жители деревни обеспокоились. Дух-тигр доводил её до транса, предлагал ей быть шаманкой. Для этого она должна выйти за него замуж, у них будет свадьба, ей надо нарядиться в шаманскую одежду.
 – Ты будешь шаманкой? – спрашивал он.
 – Да, мне отец завещал, – ответила с дрожью в голосе девушка.
 – Ты будешь моей женой! – утвердительно сказал дух-юноша, глядя на неё тигриным взором.
 – Да, да – трясясь всем телом, призналась Эдэхе.

  Юноша подошёл к Эдэхе и обнял её, целуя её волосы, лицо. У Эдэхе подкосились ноги и она упала в бессознательном состоянии на мягкий настил. Юноша, дух-тигр подхватил её, целуя её груди. Эдэхе словно падала с высоты вниз вместе с ним. Девушка. Будучи в трансе, входила в новую роль женщины, обновлённую для неё жизнь – шаманскую.

  Дух-тигр спит до рассвета, а утром в туманной дымке уходит не замеченный никем. Приходя к женщине, дух становился молодым человеком. В этот момент всё замирало в деревне. Скотина дрожала от страха, собаки, трусливо поджав хвост, боялись залаять. Люди, невольно уморенные, спали и видели благоприятные сны.

  А дух-покровитель продолжал посещать и обучать шаманским наукам Эдэхе, которая постепенно становится шаманкой – знахарем, шаманкой «по белой магии». Многих она вылечивала. На ежегодном шаманском обряде  целительства заболела женщина.  Женщина позвала Эдэхе. Эдэхе долго камлала при закрытых дверях яранги. Уходя, она сказала: «Не открывай ни двери, ни окна, но открой отверстие вверху яранги. Со стороны реки приближалась туча, которая дошла до яранги, пролилась дождём. Грянул гром, и сверкнула молния. Затем чёрная туча так же быстро исчезла. Женщина выздоровела и не болела больше никогда.

 Эдэхе собирала души детей в специальный мешочек, завязывала, чтобы демоны не украли души.  «Зачем это тебе?» – спросил как-то дух-тигр. «Чтобы дети жили, чтобы сохранялось племя» – объяснил Эдэхе.

  Прошёл год. У Эдэхе появился сын. Весь день она около него. Стал лепетать какие-то слова. Прошло десять лет. Обострились черты лица. Волосы белые-белые, рыжеватое лицо, нос прямой, но широкий, широкие чёрные брови. Самое интересное – это глаза: большие, спокойные, с тигриным блеском. Ровесники его побаивались, особенно когда он приходил в ярость во время драки, поэтому они уступали ему во всём, чувствуя в нём силу вождя, и преклонялись перед ним. Эдэхе души не чаяла в сыне Хото. Она готовила его к шаманской деятельности.

  Дух-тигр приходил редко, потому что Эдэхе всю свою любовь отдавала сыну. Люди шептались, что Эдэхе встречалась с духом-тигром, что сын её не от человека. Но боялись говорить вслух, чтобы не навлечь на себя беды.

  Ундэ, сын вождя, ровесник Эдэхе, друг её детства и юности. Это он нёс костюм умершего шамана и прикрепил на кедре. Их дружба постепенно переходила в любовь. Ундэ вырос в ловкого, стройного, сильного молодого человека. В спортивных состязаниях по случаю сбора урожая никто дальше его не метит копьё, не выстрелит метко из лука, не залезет на двенадцатиметровый столб с помощью рук и ног. Удачлив был в рыболовстве. Такие огромные рыбины ловились ему. Все так и думали, что поженятся Ундэ и Эдэхе.

  После похорон отца наступило охлаждение Эдэхе к Ундэ. Эдэхе стала замкнутой, не улыбчатой и серьёзной. Было посватался Ундэ, но поступил отказ. «Я призвана служить высшим духам,» – сказала Ундэ. Ундэ женился на дочери вождя своего племени. У них родился мальчик одновременно с Хото.
 
  Однажды Ундэ услышал ночью вой собаки. Он вышел из яранги. Вдруг в кустах промелькнула тень зверя и исчезла в яранге Эдэхе. У Ундэ возникло чувство ревности. Он вошёл в ярангу, взял лук со стрелами и стал караулить, когда неизвестный выйдет. Утро выдалось туманное. Вдруг из яранги Эдэхе вылетело сизо-белое облако и превратилось в тигра.

  «Так вот кто повадился в деревню!» – подумал Ундэ. Тигр большими скачками помчался в рощу, облитую росой. Ундэ выстрелил из лука и попал в тигра. Когда он быстро подошёл, то увидел лежавшего перед ним красивого юношу. Ундэ был очень удивлён. «Тигр-оборотень!?» – удивился Ундэ. «Что ты наделал?» – услышал Ундэ дикий, полный тревоги крик Эдэхе. – Ты убил не зверя, а духа.» В это время юноша превратился в сизо-белое облако и улетучился.

  Вернувшись в ярангу, Эдэхе заплакала навзрыд, обняла спящего сына, поцеловала его. Дух долго не появлялся. Однажды в осеннюю безлунную и тёмную ночь Эдэхе услышала осторожный шорох. И вдруг перед ней выросла фигура молодого человека. Эдэхе вскрикнула от испуга. «Разве ты живой?» – с удивлением спросила Эдэхе. «Да, живой! Разве ты не знала, что духов нельзя убить? Я сын бога Ульгена, нас три сына: орёл, тигр, змей Ягора. А духи в виде стрекозы, ящерицы наши помощники», – рассказал ей тигр. Посмотрел на спящего сына, попрощался с Эдэхе. «Теперь меня долго не будет!» – сказал он с горечью и исчез.

                ;;;;;;
  Успехи Эдэхе не давали покоя «Чёрным шаманам». А тут разошлись слухи о связях Эдэхе с духом, сыном Вождя, который затаил вражду к Эдэхе. Каракоме посылал духов-помощников на Эдэхе, которые приносили ей болезни сердца и безумие во время камлания.

  Прошло пятнадцать лет, Эдэхе умерла скоропостижно во время камлания, Проходила та же процедура захоронения, что и у её отца. Люди заметили в толпе странного молодого человека, никому незнакомого, но не придали никакого значения. Это был дух-тигр пришедший проститься со смертной женщиной и охранять её душу от собравшихся демонов.

                ;;;;;;
  Прошло пятьсот лет. Местность изменилась под влиянием хозяйственной деятельности человека. Появились красивые города, такие как Новосибирск. А в нём целый город учёных – Академгородок. Они стали изучать языки Алтайских народов, у которых нашли богатые мифы. Один из мифов решили проверить: найти могилу загадочной шаманки и раскопать. За исследования взялись Большие учёные. На следующее лето приехала большая группа учёных и рабочих. Стали осторожно раскапывать слежавшуюся землю, вопреки воле национального народа. Когда раскопали могилу Эдэхе, то перед их взором предстала молодая красивая женщина, нисколько не истлевшая. Учёные объяснили это тем, что холодная температура горы спасла женщину от гниения. Что удивило учёных – это сохранившиеся наколки на теле. Трёхголовые змеи, ящерицы с несколькими хвостами, стрекозы среди вьющихся растений украшали кожу тела. С осторожностью археологи вынули из могильника, тело поместили в рефрижиратор и увезли в Новосибирск. Народ перешептывался. Все предрекали массовую гибель людей, землетрясения, наводнения, пожары и другие непредсказуемые катаклизмы природы.

  Мумию шаманки возили по странам как музейный экспонат. Затем оно было выставлено на обозрение жителям Новосибирска. Решили строить в столице Алтайского края пантеон и поместить шаманку туда. Алтайцы требовали захоронить на прежнее место. Но не выгодно значительным лицам. Они ждали больших денег от любопытных.

  Народ из поколения в поколение передавал легенду о шаманке. Не ходи на гору, где похоронены шаманы. Нельзя тревожить дух хозяйки, необходимо спрашивать разрешение. Если проскользнула ящерица или змейка, то можно взойти на вершину горы и то только шаманам. Потревоженный дух – быть беде.

  Там, где побывала мумия шаманки, начались наводнения, землетрясения. Пожары, болезни людей и животных. Реки выходили из берегов, затопляя города и деревни, вызывая панику среди населения. Дух шаманки проник в ГЭС. Волна, ломая тяжёлые многотонные плиты, сметая всё на своём пути, переворачивала, разнося в мелкий мусор, тысячетонные приборы, обрекая людей на гибель. В шуме волны слышался гомерический смех шаманки, радостный, мстительный. Обезумевший образ с распущенными космами волос метался из стороны в сторону. Взыграл злой дух тигра, посеянный им в душе Эдэхе. Чтобы успокоить его необходимо срочно перезахоронить мумию шаманки, иначе злой дух будет бесконечно мстить людям.


Рецензии