Шпана дворовая

ШПАНА ДВОРОВАЯ

О Саратове, где прошли мои детство и юность, говорили : - «Кругом горы, в центре воры».

Наш двор был в Центре. В соседнем квартале по Вольской улице  были здания приемной губернатора Петра Аркадиевича Столыпина и канцелярии. В здании канцелярии губернатора при большевиках организовали поликлинику для начальства.

 В середине ближайшего квартала по Советской улице размещались Обком партии и Облисполком.

Соседний одноэтажный дом № 27 по Советской улице принадлежал Обкому партии, В этой гостинице  проживали члены правительства, во время посещения Саратова. На огороженный большой участок около этого дома наши мальчишки не лазили. Боялись охраны.


Вдоль Вольской улицы от Советской до улицы Тараса Шевченко был построен четырехэтажный жилой дом № 31 для научных работников. Все четыре его подъезда выходили только во двор. Параллельно 31-ому дому был в 1940 году построен пятиэтажный «Четвертый дом Горисполкома» для научных работников под номером 29. На улицу Т.Шевченко выходил четвертый подъезд этого дома по номером 12.

Между домами № 29 и № 31 забора не было и образовался общий двор от улицы Тараса Шевченко до Советской.

 Жили в этих домах преимущественно семьи профессоров и преподавателей университета и медицинского института.

 А также партийные работники. Например, третий секретарь обкома партии и секретарь горкома партии.

В основном благополучные семьи, с образованием выше высшего. Все мальчишки нашего двора учились в лучшей в городе мужской средней школе № 19.

Совершенно неожиданно пять моих сверстников были осуждены, и отправлены отбывать срок заключения в колонию несовершеннолетних преступников.

После отбытия срока наказания трое из них попались на квартирной краже и сели уже по-взрослому. Среди них был сын работника горкома партии. Он жил с нами в одном подъезде.

«Сперва играли в фантики,
В пристенок с крохоборами.
И вот ушли романтики
Из подворотен ворами …»

В. С. Высоцкий
Баппада о детстве. 1975 г.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии поясняет:
«Фантики», «Пристенок» – детские игры, ставшие популярными в послевоенное время: два игрока поочередно бросают монетой или сложенными фантиками о стену. Если расстояние между отскочившими предметами можно замерить пальцами одной руки, то выигрывает второй игрок, если нельзя – то первый. «Крохобор» — скупой, прижимистый, жадный человек.


А начиналось с мелочей. Сначала у моих приятелей появились бумажки – словари с блатным жаргоном.
Начали «ботать по фене» - говорить как осужденные уголовники в местах заключения. Очевидно, поблизости жил более взрослый человек  с криминальными наклонностями, который готовил себе помощников.


Самым опасным районом города считался Глебучев овраг, который на старых картах назывался Воровским оврагом.

 
Там жил Князь и его банда. Их любимым оружием были стальные никелированные трубы, отрезанные от спинок кроватей. Рассказывали, что Князь ходил домой к одному школьнику, когда родителей того не было дома. Он изучал медицинские учебники по военно-полевой хирургии для того, чтобы врачевать своих раненных бандитов.


Была еще банда Серого (Юрия Муштакова). Как-то осенним вечером накануне выборов он бритвой разрезал насквозь щеку парню. Жертву увидели на улице дружинники оперативного отряда Волжского райкома комсомола. Спутница пострадавшего показала, где живет бандит.


Небольшой комсомольский оперативный отряд уже был обучен боевому самбо (  в объеме 40 часовой программы для оперативных сотрудников КГБ). Поэтому они решительно пошли на задержание.


Окружили дом бандита. Трое вошли в квартиру. Дверь по их  требованию открыли родственники. С улицы по цепочке передали: - на подоконнике появился мужчина. Увидел оцепление и спрыгнул обратно в комнату. Нашли Серого в сундуке. Вытащили. Он начал дергаться, но его держали врастяг за руки. Профессионально связали бельевой тесьмой. Её не порвать, если вязать правильно. Отвезли в районное отделение милиции.


Одному из членов оперотряда на работе разрешали брать на дежурства грузовую автомашину.


Конечно, оперотряд требования Уголовно-Процессуального Кодекса не выполнил. Не ездили получать ордер на вход в жилое помещение и на задержание подозреваемого. Ребятам было важно как можно скорее после ранения жертвы скрутить бандита Серого. Минимальный интервал времени между преступлением и наказанием.


При неспокойной обстановке в послевоенном городе у мальчишек была тяга к оружию.


Пытались делать заточки и ножи.
Перед трамваем на рельсы подкладывали большие гвозди и разные железки, чтобы их расплющивало. Заодно клали капсюли для охотничьих патронов. И даже пистолетные патроны, не думая, куда может полететь пуля.


Отливали из свинца кастеты. В круглых китайских фонариках заменяли одну батарейку на свинчатку.


Страшным оружием были рогатки, если стрелять обломками чугунных сковородок и горшков, или стальными шариками из подшипников.


Спички детям не игрушка. А первое средство для хулиганских поступков и вредных пакостей.


Начинали с головок спичек скоблить «серу» (хотя в составе спичечной головки серы около 4 процентов, и  46 % бертолетова соль). Набивали внутрь ключей от шкафов или столов. Подбирали по диаметру подходящий к отверстию гвоздь. Привязывали веревкой гвоздь, вставленный в ключ, и  кольцо  ключа. И, взявшись за веревку, с размаха били от стенку шляпкой гвоздя. Получался небольшой взрыв.


Разжевывали деревянный конец спички и размачивали его слюной. Один пакостник зажимал спичку двумя указательными пальцами, а сообщник поджигал головку спички. Горящую спичку кидали в потолок. Мокрый конец прилипал. Спичка продолжала гореть, создавая черное пятно копоти на потолке.


На Нижневолжской студии кинохроники воровали киноленту. В те годы кинопленка была огнеопасная на нитро-основе.
Можно было делать ракеты, обернув рулон пленки несколькими слоями бумаги. А можно было начавшую гореть кинопленку затоптать. Тогда вместо открытого пламени получалось много дыма.


Был период изготовления самопалов. Их называли «поджиги». Из медных или латунных трубок делали стволы, сплющив один конец. Для надежности сплющенный участок сгибали вдвое.  Самые мастеровитые парни бросали внутрь ствола немного свинца и на газовой плите расплавленным свинцом глушили конец ствола.

Для того чтобы поджечь охотничий порох (или горючую смесь со спичек) в стволе патефонной иголкой пробивали запальное отверстие. В простейшем случае ствол проволокой прикручивали к куску доски. К запальному отверстию прижимали головку спички. Чиркали по ней спичечным коробком и пламя проникало в ствол.


Были рукастые парни из старшеклассников, которые делали красиво, качественно и не спеша. Спаивали два ствола вертикально – более широкий верхний для стрельбы мелкой охотничьей дробью, и нижний под пулю (крупная картечина). К нижнему стволу припаивались две гайки. Сквозь деревянную рукоятку  в гайки вкручивались винты.
 
Стволы испытывали в тисках тройным зарядом пороха и тройным количеством дроби. Поджигали дальнюю из четырех спичек, плотно примотанных головками друг к другу. Если ствол не раздуло, можно было начинать тщательно по руке вырезать пистолетную рукоятку. Над запальным отверстием припаивали короткую трубочку.  Её заполняли порохом. Сверху ложилась головка спички. Спичка фиксировалась согнутой в трубочку полоской жести от консервной банки.


На нижнем стволе спичка запала была сбоку, на верхнем соответственно сверху. Такая конструкция позволяла сделать подряд два выстрела с интервалом 1-2 секунды.


К 1962 году у шпаны в Саратове были стреляющие авторучки под малокалиберный патрон 5.6 мм для спортивных винтовок.

Доброго Всем Здоровья!


Рецензии
У нас в Красноярске в районах частного сектора банды действовали до начала семидесятых. Подавили их, главным образом, комсомольские оперативные отряды.

Вячеслав Александров 2   11.04.2019 05:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.