Обугленная удавка

Желая избавиться от главной улики, душегуб бросил в огонь орудие совершенного им преступления, после чего с дорогой добычей попытался скрыться под покровом ночной темноты.

…За несколько дней до встречи Деда Мороза, всегда хочется думать только о хорошем, случившемся в уходящем году. Но совсем в другое настроение обратил внезапный телефонный звонок Олега Борина. Собеседник, представившийся ему сотрудником уголовного розыска, поинтересовался второй квартирой, принадлежавшей сожительнице Олега Васильевича, которую она сдает в аренду квартиранту, а также личностью этого жильца. И предложил, если женщина так занята сама, то ему лично приехать непосредственно на адрес этого объекта недвижимости, где и ответить на все возникшие вопросы. Попросил не забыть запасной ключ от входной двери.
Почувствовав за всем этим интересом, что-то тревожное, гражданский супруг хозяйки доходных квадратных метров, собрал необходимые бумаги и как можно быстрее отправился в тот микрорайон заречной части Бийска, где его дожидались официальные лица.
На всем пути он не мог себе представить, чего натворил квартирант, только минувшим летом заселившись к ним на жительство. Ведь всегда аккуратный, вежливый и пунктуальный во всем, а не только в ежемесячной оплате обговоренных двух тысяч рублей за аренду «однушки», Григорий Новиков ни разу не дал им даже повода для упреков.
Лично убеждался Олег Васильевич, что в своем холостяцком быту тот примерно поддерживал чистоту и порядок. С соседями у него сложились исключительно доброжелательные отношения. Не водил ни с кем подозрительных компаний. Да и когда? Если помимо пенсии ветерана боевых действий, не хватавшей ему на все расходы, трудился почти без выходных на частных нанимателей.
Так и не придя ни к какому выводу, Борин добрался до нужного дома, где еще издали, он увидел у крыльца несколько служебных автомобилей с эмблемами правоохранительных органов.
Но на месте, первым делом, понадобились вовсе не документы на владение однокомнатной квартирой, и не договор аренды, а именно, упомянутый в телефонном разговоре, запасной ключ от запертых входных дверей.
Открыв им замок, Олег Борин привычно шагнул за родной порог и буквально остолбенел от ужаса при виде открывшейся перед ним картины. На полу, прямо перед его ногами лежал бездыханный труп Григория Новикова с успевшим измениться, неестественным цветом  лица и лиловыми полосами на распухшей шее.
Не зная, о том, что следует говорить в подобных случаях, Олег Васильевич посторонился, пропуская вперед полицейских. И уже те проявили профессиональный интерес ко всему, что ималось на месте происшествия с  жертвой насильственного посягательства.
Они внимательно изучили обстановку в комнате и на кухне, где многое говорило о недавней попойке, столь несвойственной, по мнению Борина, его бывшему квартиранту. При этом криминалисты сняли отпечатки пальцев с пустой бутылки из-под спиртного, двух стаканов и поверхности стола. Заглянули и в еще не успевшую остыть печь, в топке которой, поверх золы, змеился моток провода, с обгоревшей изоляцией.
Тут подоспели и бывшие родственники погибшего, вызванные по номеру телефона, найденному в его вещах.
Солидного вида мужчина и женщина опознали своего племянника и рассказали о том, что, буквально минувшим вечером были в этой квартире. Заходили к племяннику, выглядевшему, как обычно –  трезвым и добродушным, чтобы выполнить просьбу его матери: вручить подарок – новенький телефон марки МТС. Только теперь этой мобильной трубки дядя с тетей не нашли, как и многих других ценных вещей, с которыми Григорий вселился в съемную квартиру. О чем и заявили старшему по званию,  среди полицейских, начавших предварительное расследование убийства.
Но, как оказалось, у сыщиков уже имелся с собой перечень всех тех вещей, которых сейчас недоставало в жилище, напоенном запахом разыгравшейся трагедии. А составили они его еще за несколько часов до того, как вошли в квартиру, за закрытыми дверями которой лежал труп несчастного пенсионера.
Ведь, первый шаг к раскрытию тяжкого преступления сделали вовсе не специалисты по таким уголовным делам, а самые обычные постовые. Они проходили по ночной улице этой, не слишком безопасной в столь поздний час для простых обывателей части города, когда при свете, отбрасываемого фонарями у входа в продовольственный магазин с круглосуточным режимом работы, вдруг увидели прохожего. Тот переходил из тени одной стороны проезжей части к начинавшемуся за дорогой узкому переулку.
В руках у мужчины, далеко не трезвого, судя по его неуверенным шагам, имелась большая картонная коробка из-под импортного телевизора, давшая повод для обращения к незнакомцу проверить ее содержимого и заодно установить личность самого полуночника.
 Услышав трель свистка, тот попытался все же прошмыгнуть в спасительный для него ночной мрак на противоположной стороне от магазина, но сделать ему это не удалось, так как полицейские оказались расторопнее, чем прохожий с весьма габаритной ношей в руках.
Документов при себе у незнакомца не оказалось. Ни личных бумаг, ни технических паспортов на ту бытовую электронику, что покоилась на дне коробки. Так что пришлось его препровождать в ближайший отдел полиции для установления всех обстоятельств, связанных с этой ночной его прогулкой.
Когда составляли протокол по поводу имевшихся в коробке предметов, задержанный гражданин не смог объяснить происхождение ни одного из них. А это были не только, собственно, телевизор «Telefunken», но и  DVD плеер   «Mystery», телефон сотовой связи МТС и машинка для стрижки волос  «Skarlet». Почти на двадцать тысяч рублей. Только проспавшись в изоляторе временного содержания, ночной обладатель столь ценного груза, назвался Николаем Хомутовым и попросил авторучку с бумагой, чтобы написать заявление о явке с повинной.
В нем он сообщил о краже всей этой бытовой техники из квартиры, где случайно лишил жизни, напавшего там на него человека. Это и был тот самый адрес, по которому пришлось приглашать Олега Борина с ключом от входной двери, а для процедуры опознания родственников его погибшего квартиранта.
В ходе расследования выяснилось, что, помимо ушиба на голове, не причинившего особого вреда, имелось на трупе еще одно телесное повреждение, которое и обернулось летальным исходом.
Судя по двойной замкнутой, равномерно вдавленной горизонтальной странгуляционной борозде, выраженной в верхней трети шеи,  смерть Григория Новикова наступила от механической асфиксии, вызванной удушением с помощью удавки, перекрывшей доступ воздуха и переломившей хрящи гортани. Причем, орудием преступления мог быть тот самый телефонный кабель, обгоревшую основу которого криминалисты обнаружили в топке печи.
Удалось установить, что помимо отпечатков пальцев самого арендатора, в съемной квартире был найден и один след Николая Хомутова, видимо, стершего все остальные, кроме того, где коснулся стекла средним пальцем правой руки.
Точно такие же отпечатки были и в дактилоскопических материалах информационной полицейской базы, заведенной на лиц, склонных к противоправному поведению. Там говорилось о прошлом бездомного уроженца села в пригороде Бийска, ранее неоднократно привлекавшегося к уголовной ответственности за кражи.
Проведение других экспертных исследований понадобились, чтобы установить полную картину того, что предшествовало трагической развязки.
По словам Хомутова, случайно оказавшись в гостях у военного пенсионера, он поссорился с ним за распитием спиртного. Вспылив, Новиков попытался душить гостя, бил его головой о шифоньер. Только тогда, опасаясь за свое благополучие, Николай сам толкнул обидчика на стену. Ловко сбил на пол и уже там, борцовским удушающим приемом ног лишил сознания. Затем, найденным тут же куском телефонного шнура задушил окончательно.
Все это подследственный продемонстрировал в ходе проверки его показаний на месте происшествия. И даже продемонстрировал то, как еще несколько минут с сигаретой в руке сидел в кресле, наблюдая за агонией жертвы. После чего, в ночь убийства он допил остатки водки на столе, сжег в печи удавку, собрал по квартире  все имевшиеся там ценные вещи и попытался скрыться.
Но эксперты опровергли большинство из надуманных утверждений Хомутова. На теле самого Николая не оказалось ничего, что могло указывать на проявленное к нему физическое насилие, причинившее вред. И в дальнейшем в действиях уголовника не усмотрели необходимой обороны, равно как и превышения ее пределов.
Зато о наличии умысла на причинение смерти, а также мотива в виде личных неприязненных отношений явно было видно по характеру и локализации телесных повреждений, нанесенных со значительной физической силой. И то, что потом еще длительное время Хомутов выжидал, когда умрет его жертва. Уничтожив улики, он совершил затем кражу. После чего пытался скрыться, закрыв за собою дверь на ключ, впоследствии выброшенный в сугроб.
Проведенная психиатрическая экспертиза выявила у обследуемого лица такие качества натуры, как пренебрежение к принятым общественным нормам, раздражительность, приступы агрессии. Но при этом он не находился в состоянии аффекта, признан вменяемым и подлежащим ответственности за то, что натворил.
Обвинение ему предъявили сразу по двум статьям Уголовного кодекса РФ – в умышленном причинении смерти другому человеку и тайном хищении имущества, совершенном с причинением значительного ущерба гражданину. В итоге, путем частичного сложения наказаний, окончательно назначили осужденному  11 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Тем же приговором с Николая Хомутова взыскано в пользу матери погибшего ветерана боевых действий 57509 рублей в счет возмещения материального ущерба  и еще полмиллиона в качестве компенсации морального вреда.


Рецензии


Уважаемый Федор,не очень веселый рассказ ,вот только хочется узнать ,кто же
был погибший только что снявший себе место жительства у одной
хозяйке -одиночки. За ним кто-то охотился или было
заранее наблюдения за молодым человеком.Спасибо! Ответьте,пожалуйста.

Нинель Товани   27.06.2024 22:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.