Мои ученики. Проза жизни школьного учителя

               
    Классным руководителем пришла к ребятам подросткового возраста.   Вместе с ними праздновали выпускной вечер 1985 года. Жизнью каждого  интересуюсь и  сегодня. Не делила на плохих и хороших, отличников и двоечников, не предсказывала им судьбу.    
   Выпускными были 8 и 10 классы. Несколько  ребят после  окончания восьмого, ушли в техникумы и ПТУ, приняли пополнение параллельного класса. 20 широкоплечих «горячих» парней и 17 прекрасных девушек уходили из школы после десятого класса.
    Главным постоянно считали учебу.  Среди ребят были победители школьных и городских олимпиад. Одним  давались все учебные предметы, другим легче - гуманитарные, труднее - математика, физика и химия, и наоборот.  Проводились факультативы. Но были такие ученики, которые старались, но без индивидуальной помощи учителя справиться не могли. Договаривались с учителями – преподававшими в классе, о помощи им, особенно, к концу четверти, года,  окончанию школы. Учили и учились.
    Олимпиады, беседы, экскурсии на предприятия города и  природу, краеведческий музей, встречались с людьми различных профессий, были однодневные походы, посещали  театр и кинотеатры.  Отлично проводили школьные вечера и дни самоуправления. Побеждали в спортивных состязаниях,  многочисленных конкурсах, в том числе параде строя и песни, инсценировке песен военных лет. Песню инсценировали  все. Одни со сцены читали стихи, другие хором исполняли песню, несколько человек изображали  сценки военной жизни: пулеметчика у  пулемета, санитарку,  перевязывающую голову раненого солдата, воина со штыком, который шел на врага… Много интересного было проведено, всего не перечислить.   
     Преодоление трудностей ожидали учеников и меня с нашей сентябрьской встречи.  Во время проведения первой беседы о культуре поведения в общественных местах, ребята кивали головами в знак понимания, проводила их домой. Заканчивала рабочий день, переступив порог учительской, невольно замерла. Завуч, среди кабинета, отчитывала группу  моих учеников  за хулиганство и порчу общественного имущества. Переключила гнев на меня. Требовала  срочно провести классный час на эту тему, отмыть  школьный туалет, который забросали красными помидорами. Я, как провинившаяся, опустила голову, видимо, впустую потратила час, напрасно надеялась, что мои слова о правилах поведения дошли до ребят. Взяли  ведра и тряпки, спустились в школьный двор, смыли с туалета красные пятна от помидор, вечером забелили  стены. Туалет стал, как новенький.
   Последующие беседы о культуре поведения инсценировали  сценками из жизни. Ошибкой было  бы не учитывать подростковый возраст и готовность каждого соблюдать правила поведения в те годы.  Одни поняли и приняли правила сразу, другим о них напомнили их дети, которые совершили подобные проступки.
  Откровением стал случай. В день профессионального праздника объявили короткие уроки, каждый учитель, после проведенного урока в моем классе,  напоминал об отсутствии троих подростков. После уроков  в учительской всех учителей поздравляли с днем учителя. Неожиданно приоткрылась дверь, в ней появилась голова пропавшего Андрея П., он глазами нашел меня, жестами потребовал выйти. Дождалась паузы, вышла в коридор.  Трое пропавших учеников  стояли передо мной. Андрей поздравил с праздником и протянул коробку, в ней часы с кукушкой. Поблагодарила  за подарок.  Много случаев  нарушений дисциплины ими было до подарка, еще больше - позднее. Но они забылись. В памяти  сияющее лицо Андрея, заглядывающего в учительскую.
    На протяжении нескольких лет  испытанием и проверкой на прочность была работа на колхозном поле. Ребята приезжали с ведрами или ножами, в зависимости от вида работы. В один из дней собирали свеклу на большом поле и складывали в кучи. Два раза все прошли по полю, и вдруг несколько ребят исчезли в дальней канаве, не подавали признаков жизни. Пришлось бежать  через все поле, взывать к совести. Замечаний не было до конца уборочной.   За хороший труд всех благодарили  на школьной линейке.
   Сразу после экзаменов за девятый класс, предстояло провести ремонт школы силами учеников.  Поделили на две группы.  Ребята приходили в спортивной одежде, часто в  руках кисточки.  В кабинете директора распределяли работу группы, подводили итоги.  Ежедневно расписывалась об ответственности за здоровье каждого, отмывала грязные руки в конце  первой и второй смены. На ремонте происходило немало курьезных случаев.   Тем же летом учеников проверял на прочность городской трудовой лагерь «Солнечный» на берегу пруда, за селом Старый Хопер. Ребята   славно потрудились на уборке овощей, не подвели честь школы и в спорте.
  Сентябрь. Школьная линейка. Каждый выпускник получил грамоты за хороший труд на ремонте школы, работу и спорт в лагере «Солнечный».   Выпускники  вместе преодолевали и преодолели первую ступеньку во взрослую жизнь,  сдали экзамены на аттестат зрелости.
   Дальше каждый продолжил шагать по своим ступенькам самостоятельно. Провожали  в армию парней, отправляли письма в разные концы света. Закончили  ВУЗы, техникумы, училища.  Затем, началась взрослая жизнь. Появились мужья, жены, родились дети.  Приходится преодолевать новые трудности на жизненном пути. Одним их досталось меньше, другим – больше. Но хватило и хватает каждому. Жизнь  учила и учит любить, жалеть, помогать, сострадать, переживать, не делать  плохо другим.  И   каждому жизнь  вновь готовит  ступеньки и трудности.  До финиша  далеко!
СЧАСТЬЯ, ВАМ, ДОРОГИЕ МОИ  УЧЕНИКИ  И ПРЕОДОЛЕНИЯ НОВЫХ ПРЕГРАД!
  Февраль 2018 года.


Рецензии