Слова без букв

          ...только в боге интеллект есть его сущность;
          во всех прочих умопостигающих существах
          интеллект есть некоторая потенция умопостигающего лица.
                Фома Аквинский. "Сумма теологии"



Человек есть не то, что ему дано, а то, чем из этого данного ему он сумеет распорядиться. Именно эта, реализованная часть потенциала, и делает человека счастливым или несчастливым.
Так в действительности. В реальности дело обстоит с точностью до наоборот. Реальный (идеальный) человек - это именно то, что есть, а не то, что перешло (или не перешло) из возможности в действительность, стало (или не стало) актом. На определённом этапе духовного пути (я не называю этот процесс "развитием", потому что он не обязательно развитие, он может выглядеть как деградация личности, т. е. для стороннего взгляда иметь какие-то существенные признаки деградации), когда накоплен известный опыт, или когда приходит не связанное с опытом понимание жизни, человек именно этот возможный образ (подобие) осознаёт как своё подлинное, а не сиюминутное актуальное Я.
Перефразируя классиков литературы, можно сказать так: человек не волен выбирать, "быть или не быть", но человек волен решать, "иметь или не иметь". Первое, не выбираемое, принадлежит всецело сущности (essentia), второе относится к существованию (existentia). Существование, во всём своём многообразии форм, содержательно представляет вопросы (задачи, цели), тогда как сущность есть ответ на вопросы (решённые задачи, реализованные цели). Нетрудно заметить, что ответ всегда предшествует вопросу, ответ задан - вопросы мы задаём сами.
Та относительно небольшая часть ответа, которую мы способны осознать, и ещё меньшая, которую мы действительно осознаём, есть intellectus agens. Само имя уже говорит о том, что это операционная система. Она оперирует не вещами, а species sensibiles - чувственными познавательными формами, создавая из них интеллектуальные познавательные формы (species intelligibiles). В общем плане и сам человек является такой чувственно-интеллектуальной познавательной формой, где чувственность "отвечает" за реализацию данного ответа в действительном мире, а интеллект "занят" корреляцией полученного опыта с опытом, данным "до". Понятия "до" и "после" будут условными на плане интеллекта, по определению имеющего дело с общим, и потому являющегося тоже общим и всем присущим, сразу, везде и всегда. Интеллект есть история человеческого духа, и она пишется всем человечеством, и даже теми из нас, кто вовсе не знает букв.


18 февраля 2018 г.


Рецензии