Утерянные ценности

                Утерянные  ценности.
К написанию данной статьи, для  « Принеманских Вестей »,- подтолкнула меня жизненная ситуация:  на Кургане бессмертия, расположенном в нашем городе, я рассказывал своему среднему  10 летнему внуку,– зачем надо учиться, и уже приступил к повествованию легенды о Мудреце; в этот момент, к нам подошел, идущий из спорткомплекса «Олимпия», хороший мой знакомый.  Ему  45 лет, инженер по обслуживанию станков с ЧПУ. По профессии он уже  20 лет не работает, т.к. заводы, на которых он работал в России, развалились в 90-ые годы, после их приватизации. Он, как и мой внук, с интересом выслушали мой рассказ: в древние времена жил Мудрец, который  учил людей наукам, медицине, архитектуре, философии и др. Часто своим ученикам при этом говорил: « что знания не горят и не пропадают…». Но вот явилась инквизиция, и Мудреца  приговорили за его деятельность к сожжению на костре. Мудреца вывели на площадь, завернули в пергаменты его рукописей и подожгли. Огонь жадно охватил красными своими языками пергаменты… Один из учеников крикнул из толпы, окружавшей костер: »- Письмена горят! Ты учил нас ложно старик!» В ответ услышал голос Мудреца: » Горит пергамент, а буквы улетают!» Он крикнул это в последние мгновения, погибая страшной смертью на костре, и мы через сотни лет, как бы слышим его слова…. Значит - это правда, что буквы не горят: они улетают из пламени, проскальзывают через колючую проволоку, через тюремные решетки, через заборы, по которым пропущен ток высокого напряжения, способный убить всё живое. Значит они живее живого!
Они улетают, собираются в слова, а слова собираются в мысли,- не обычные, а вечные мысли,- но не остаются в безопасной высоте, а спускаются к людям: ведь они для людей.
Сказки, легенды, притчи не должны быть просто выдумкой, они должны обязательно опираться на реальную жизнь. А продолжил свой рассказ об удивительном человеке, который оставил в моей жизни яркий след, ибо он всю жизнь учился и других учил. Сейчас в нашей жизни то, что он делал похоже на сказку, которую нельзя рассказывать. Такую правду очень боятся.  Почему? Да потому что там,  человек себя чувствовал нужным государству и другим людям.
В 1979 году после окончания военного училища, я попал по распределению в учебный гвардейский полк БМП им. Латышских стрелков, который дислоцировался в пос. Адажи,  Рижского района, в 15 км. от Риги. Полк возглавлял полковник Клёкта. Легендарный командир полка, командовал полком 8 лет; за эти годы МО СССР на базе полка трижды проводил сборы – учения  командующих округов,   армий, корпусов, дивизий. Такой же командир-председатель колхоза «Адажи», - Каулс Альберт Эрнестович находился рядом с нашим полком, и руководил колхозом-миллионером. Каулс  и Клекта дружили и всячески помогали друг другу. Они, как два таланта притягивались  друг к другу, как магниты. Командир полка послал меня с поручением к председателю А. Каулсу в октябре 1979 года. Тогда и состоялась наша первая встреча. Альберт Эрнестович при знакомстве, сразу предложил общение без отчества (в Прибалтике это норма). Когда он узнал, что я родом из Западной Белоруссии,  выразил оживление и предложил проехаться  вместе с ним по хозяйству. Бросалась в глаза  манера его общения с людьми: доверительно-строгая. О каждом колхознике он знал очень много, вплоть до того, что человек любит и делает в свободное от работы время. Во время поездки мы зашли в диспетчерскую, своеобразный штаб, откуда шли все распоряжения председателя.  Неожиданно он спросил меня, чтобы я сделал, чтобы все подразделения хозяйства охватить вниманием. На что я ответил, что помимо селекторной связи,- неплохо поставить мониторы-телевизоры, чтобы видеть, что делается на фермах, в цехах, МТС и т.д.  Расставить там телекамеры с подводом их на диспетчерскую и в кабинет председателя. И рассказал об этой системе из Академгородка в Новосибирске, где мои знакомые работали по этой тематике. Надо было видеть Каулса! Он сразу загорелся, и отпросил у командира полка меня на три дня. Для проработки этого вопроса. Через год в 1981 году система видеонаблюдения и связи  стояла в колхозе. Теперь только цифры и факты: в колхозе имелась, была построена школа на 1000 мест с бассейном и обсерваторией, где был установлен серьезный телескоп для занятий астрономией.  Телескоп был изготовлен в ГДР( Германия). Спортивный комплекс  с игровым залом на 900 посадочных мест, где позже  играли сборные США и Латвии по баскетболу.
Детский садик колхоза на 150 мест; где на каждые 10 человек воспитанников полагался  воспитатель и психолог-педагог. По утрам и вечерам можно было видеть автобус «Икарус» привозящий и увозящий детей в Ригу, это были дети – внуки работников Совмина республики, которые предпочитали, чтобы их внуки обучались и воспитывались в Адажи. Еще бы, – ведь даже воспитатели, нянечки, повара, врачи садика – получали тогда по  280-340 рублей в месяц, и работали на совесть. Средняя зарплата по стране инженера тогда была- 130-150 рублей. Для примера: билет на самолет рейсом  Рига- Симферополь; Минск- Симферополь – стоил тогда 22- 25 рублей. Ужин в ресторане -5-8 рублей, это со спиртным. Теперь сравните с вашими  современными зарплатами…, и сколько раз вы сможете полететь в Симферополь за свою зарплату?
На молочных фермах колхоза »Адажи» были сделаны комнаты отдыха для работников ферм, где Рижская киностудия снимала часто эпизоды « заграничной жизни героев», настолько хорошо был сделан дизайн помещений, где  отдыхали после работы доярки. Вот вам и забота о простом человеке труда. Заместители у председателя были все с научными степенями, и большинство пришли в хозяйство, по приглашению Каулса из институтов и университетов, где были деканами. Тогда уже в 70-80-ые годы, Каулс понял: чтобы двигать производство,- нужны знания и умелые руки. Сейчас, эти знания планомерно уничтожают Егэ - в наших школах, и переходом с советской ( читай, российской гимназической  системы образования) на западные модели. Чтобы не быть голословным: наш выпускник советской десятилетки, - это выпускник западного колледжа, плюс несколько курсов их университета. Теперь и у нас, студенты 3-4 курсов институтов обладают уровнем знаний  наших советских учеников 7-8 классов, а это печально. Извините, отвлекся от темы…. В колхозе имелась звероферма ( чернобурки и норки). Продукция зверофермы славилась на весь Союз и на международных пушных аукционах. Кстати, женщины колхоза получали по 2-3 чернобурки бесплатно или по символической цене для своего гардероба раз в 2-3 года. Жилищный вопрос.  Вот здесь внимание?! Есть чему поучиться и в нынешнее время:  молодой семье выделялась 2-3 комнатная квартира в многоэтажном 3-4 этажа секторе. Если член семьи колхозник (он или она), оплата за квартиру – 50% от стоимости, сроком на 5 лет, с погашением стоимости каждый год на 10-15% за счет колхоза по итогам работы в конце года данной семьи. Если муж и жена, оба члены коллектива колхоза,  или дети колхозников, и  остаются работать в хозяйстве, то оплата символическая -и, жилье переходит в  собственность молодой семье через 1,5 года. После 40 лет, то есть обоим супругам по 40; они освобождают свою 2-3 комнатную квартиру и взамен получают коттедж на 5-6 комнат с приусадебным участком на 20 соток с гаражом на два авто. В семье,  по замыслу Каулса должно быть два автомобиля: семейный-« Латвия» - микроавтобус, и индивидуальный- « Волга», «Жигули», « Москвич». Каулс был убежден, что колхозники после 40 летнего возраста должны жить уже не в квартирах, а в отдельных домах, где можно принять и детей и внуков. Согласитесь, правильный подход! Если у мужа и жены по 12-15 лет стажа в колхозе, то коттедж семья получает бесплатно. Если недотягивали, то такая семья платила три года по 50-60 рублей в месяц и все!
Особое внимание уделялось учебе молодых специалистов и отдыху. Колхоз оплачивал путевки семейные и индивидуальные В Пицунду, Гагры, Сочи, Крым, Болгарию, и это при том, что Балтийское море находилось в 17-20 км. от «Адажи».  Садись в машину, и  ты отдыхаешь на пляже. Средняя зарплата колхозников- 380-450 рублей у средних специалистов; у инженерно-технического персонала, агрономов, зоотехников, комбайнеров, механизаторов и др. – 520-750 рублей.
В хозяйстве была построена своя больница и поликлиника, чтобы не ездить в Ригу, наоборот приезжали из Риги на прием к врачам.
На Новый год ежегодно разыгрывалась колхозная  лотерея в  Доме Культуры хозяйства. Обязательно,- автомобили «Волга», «Жигули», «Москвич»; мотоциклы - «Ява», « Урал», « Восход», «Юпитер», «Минск»; мопеды-«Рига» и  др. Телевизоры, пылесосы, магнитофоны ,мебель, денежные призы, Все за счет колхоза. Дети тянули из барабанов билетики, и кто выигрывал, тот, и получал, всё по - честному.  Каулс, посылал  бригады на Урал и Сибирь: подымали топляк (дерево) дуб, граб, кедр и др. Потом древесину отправляли в Данию и Голландию.  Оттуда брали оборудование для своих ферм, новые семена зерновых культур и т.д.  Ежегодно Каулс  командировал на учебу в техникумы и институты 5-7 молодых людей из числа детей колхозников, которые изъявили желание учиться, и после учебы работать в «Адажи». Поступить, и сдать экзамен нужно было самому, а вот дальше колхоз платил этим ребятам 120 – 150 рублей в месяц в виде стипендии, чтобы молодые люди могли более эффективно овладевать знаниями, ходить в театры, музеи. Ибо  такой разносторонне развитый специалист, по мнению Каулса, и сможет в дальнейшем стать настоящим инженером, техником, специалистом. Никто из таких молодых людей не ушел в сторону, все после учебы  возвращались домой, знали, что дома, их ждет высокооплачиваемая работа, уважение и чувство собственного достоинства в жизни, а после работы интересный отдых.
В колхозе « Адажи» был построен один из первых заводов по выпуску чипсов в Союзе. Сыро - молочный цех. Винный завод. Колбасно-мясной цех, где делали великолепные копченые изделия. В хозяйстве был открыт Комбинат надомного труда, где трудились не только жители  пос. Адажи, но и жительницы Риги. Моя жена, там же работала три года, получая за 4 часа работы в день - на 10 рублей больше, чем я, лейтенант,  пропадающий в части с утра до вечера. Все подразделения колхоза работали слаженно и дополняли друг друга. И заслуга в этом была человека, который этим руководил. После 1991 года - всё это рухнуло, не только в Адажи, но и по всей большой стране – СССР.  А сколько было таких « Адажей» по всему Союзу – десятки, и возглавляли их очень достойные люди. Вот и сравните стиль тех руководителей с современными, и, с уровнем нашей жизни сейчас….
После моего рассказа; товарищ – инженер сказал мне: « Я бы и теперь хотел вернуться в то время, и работать в таком колхозе « Адажи».  Рассказал я вам читатели не сказку, а настоящую быль, как жили простые люди в одном из уголков нашей большой страны 25 лет назад. Да,  нет уже и СССР, колхоза «Адажи», тоже не стало,  умер в 2009 году Каулс, но память о нем живет!   Но в Беларуси, что мешает жить в глубинке, как в Адажи в 70 -80-х годах прошлого века? Для этого все есть!  Примеры: колхоз  « Снов» в Несвижском районе,  или « Вертилишки» в Гродненском районе, в России- это совхоз им.Ленина, где директор Грудинин В.   В большинстве народных былин – рассказов в центре повествования труд. Это не случайно, так как  достоинства человека определяются всегда умением трудиться.
Пора показывать, как жили люди труда в Советском Союзе на самом деле, а то глядя телевизор, и видя « работы т.н. продюсеров от кино», ничего - кроме тюремной камеры, лагерей, следователей НКВД увидеть об СССР, - нет возможности. Пора сеять семена правды в почву, чтобы молодежь поняла – ничто, - кроме труда, любви, добра и знания, не способно победить зло в жизни.  Пора возвращать всё лучшее, наработанное нашими отцами, и внедрять на практике в жизнь на селе, чтобы люди не бежали в города, а жили достойно в гармонии с природой.
   Владимир  Ксенз.   2016г. – апрель.    г. Лида


Рецензии